О предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2579/2011

Поступило 10.12.2010 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 г. г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Витюка В.В.

при секретаре Черемняковой О.А.

с участием прокурора Бакулиной Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новосибирска в интересах Зарянко А..А. (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) к мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить Зарянко А.А. в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Новосибирска в интересах Зарянко А. Александровича (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить Зарянко А. А.в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Определением суда от 26.01.2011 Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Определением суда от 26.01.2011 Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Новосибирской области «Профессиональное училище №97» привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, как законный представитель несовершеннолетнего Зарянко А.А.

В судебном заседании представитель прокуратуры г.Новосибирска Бакулина Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения, указав, что проведенной прокуратурой города проверкой по обращению Зарянко А.А. установлено, что на сновании распоряжения главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 13.11.2002 № 1819 несовершеннолетний Зарянко А.А.,. года рождения, определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.24).

Необходимость определения Зарянко А.А. в детский дом была вызвана тем, что решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.12.2002 родители малолетнего Зарянко А.А. были лишены родительских прав в отношении сына. (л.д.21-22)

Впоследствии Зарянко А.А. находился в различных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В настоящее время с 01.09.2010 проходит обучение в ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище № 97», является учащимся 1-го курса указанного образовательного учреждения. (л.д.32).

Жилое помещение при определении несовершеннолетнего в детское воспитательное учреждение за ним не закреплялось. (л.д.14,24).

В настоящее время Зарянко А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Приказом главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 10.04.2009 №479-од как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Зарянко А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма. Его учетный номер в списке лиц данной категории в настоящее время – 93.

До настоящего времени жилое помещение Зарянко А.А. не предоставлено. В связи с отсутствием жилья, Зарянко А.А. права пользования жилым помещением не имеет.

Зарянко А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения, указав, что исковые требования прокурора поддерживает, обращался к нему с соответствующим заявлением (л.д.6), просит иск удовлетворить.

Законный представитель Зарянко А.А. с требованиями Зарянко А.А. была согласна, полагала их подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика – мэрии г.Новосибирска Назиуллин А.Р. полагал, что иск заявлен преждевременно, Зарянко А.А. состоит на соответствующем учете, в очередном порядке ему будет предоставлено жилое помещение, в противном случае он удовлетворит свои права за счет прав лиц, обладающих такими же правами, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению. В судебное заседание 23.03.2011 будучи надлежащим образом уведомленным, представитель мэрии г.Новосибирска не явился.

Представитель ответчика – Правительства Новосибирской области в судебном заседании и отзывом иск не признала, указав, что Правительство Новосибирской области не является надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год Правительство Новосибирской области не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций. В соответствии с п.8, 16 Постановления о Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 №162, Министерство обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций. Министерство образования, науки и инновационной политики в Новосибирской области является юридическим лицом, не обладает статусом структурного подразделения Правительства Новосибирской области, в силу чего требования прокурора г.Новосибирска обращены к Правительству Новосибирской области как ненадлежащему лицу, не отвечающему за вопросы обеспечения названных лиц жилыми помещениями, поскольку у Правительства Новосибирской области нет собственного жилого фонда, так как на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» весь жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов исполнительной власти субъектов РФ был отнесен к муниципальной собственности, соответственно чему весь жилой фонд в Новосибирской области передан в муниципальную собственность. Согласно преамбуле Закона Новосибирской области от 09.12.2005 №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», названный закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями, в том числе, согласно ч.1 ст.1 Закона в отношении такой категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения уз учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях). В соответствии с законом НСО «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010г.» на указанные цели субвенции выделены местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию – г.Новосибирск.

Представитель третьего лица – Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому полагал иск необоснованным, жилое помещение подлежащим предоставлению по окончанию пребывания в образовательном учреждении за счет мэрии г.Новосибирска, которой согласно закону Новосибирской области от 09.12.2005 №354 – ОЗ переданы соответствующие полномочия. Вышеназванный закон введен в действие и Законом Новосибирской области от 07.12.2009 № 427-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год».

Зарянко А.А. и законный представитель в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика, третьих лиц, Зарянко А.А. в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от 26.12.2002 родители несовершеннолетнего Зарянко А.А. – Зарянко О.Ю. и Зарянко А.И. лишены родительских прав в отношении сына Зарянко А.А. (л.д.21-22).

Как следует из распоряжения главы администрации Октябрьского района г.Новосибирска от 13.11.2002 № 1819 несовершеннолетний Зарянко Александр Александрович, 23.02.1993 года рождения определен в учреждение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. (л.д.24).

В настоящее время Зарянко А.А. проходит обучение в ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище №97», которое оканчивается 30.06.2010. (л.д.32)

Проживает Зарянко А.А. в благоустроенном общежитии образовательного учреждения по адресу: (л.д.32).

Жилья Зарянко А.А. в собственности не имеет, что подтверждается письмом МУ «Городское жилищное агентство» №1654 от 22.08.2008 (л.д.15).

Зарянко А.А. стоит на учете в соответствующей очереди на получение жилого помещения за № 93 (по состоянию на 2009 г.) (л.д.23).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 (ред. от 22.08.2004) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 (ред. от 22.08.2004) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия) следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В соответствии с ч.2 ст.1 указанного закона жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам указанной категории, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 квадратных метров общей площади на человека.

В силу вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Новосибирской области ему соответствующего, предоставление жилых помещений на условиях социального найма указанной категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях (дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) предоставляются только по окончании пребывания таких граждан в различных государственных учреждениях, где они находятся на полном государственном обеспечении (образовательных, в т.ч. профессиональных, социального обслуживания, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо вооруженных силах РФ. Соответственно этому, у Зарянко А.А., пребывающего в учреждении начального профессионального образования на полном государственном обеспечении до 30.06.2012 г., право на получение жилого помещения на указанных выше условиях не возникло.

Удовлетворение требований прокурора о предоставлении Зарянко А.А. жилого помещения по окончании пребывания в учреждении начального профессионального образования («Профессиональное училище №97») означало бы принятие судебного акта под условием, относительно которого неизвестно наступит оно или нет, что нарушает такие требования к судебному акту как законность и обоснованность, а также определенность решения и его исполнимость.

При таких обстоятельствах требование прокурора г.Новосибирска в интересах Зарянко А.А. (лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей) к Мэрии г.Новосибирска, Правительству Новосибирской области об обязании Мэрии г.Новосибирска предоставить Зарянко АА в г. Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 квадратных метров общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Новосибирска об обязании мэрии г.Новосибирска предоставить Зарянко А. А.. в г.Новосибирске вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 15 кв.м. общей площади на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области по окончании его пребывания в учреждении начального профессионального образования (ГБОУ НПО НСО «Профессиональное училище №97»), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2011.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200