О взыскании денежных средств



дело № 2-6241/2010

поступило 15.12.2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 г. г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Черемняковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.Тропина Г В к Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска о признании недействительными решений комиссии Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска по оценке эффективности деятельности Инспекции, зафиксированных в протоколах заседания комиссии от 14.12.2007г № 2, 4, не выплачивать средств материального стимулирования за 2007 год работникам, уволившимся из Инспекции в 2007 году в порядке перевода на другую должность государственной службы в другие федеральные органы исполнительной власти, взыскании невыплаченных средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 1 и 2 кварталах 2007 года,

установил:

Гр.Тропин Г.В. обратился в Центральный районный суд г.Новосибирска с иском к Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска о признании недействительным решение комиссии Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска по оценке эффективности деятельности Инспекции не выплачивать средств материального стимулирования за 2007 год работникам, уволившимся из Инспекции в 2007 году; взыскании невыплаченных средств материального стимулирования за 1 и 2 кварталы 2007 год за фактически отработанный в Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска период времени (с 01.01.2007г. по 28.05.2007г.). В последующем уточнил исковые требования, указав, что просит признать недействительными решения комиссии Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска по оценке эффективности деятельности Инспекции, зафиксированные в протоколах заседания комиссии от 14.12.2007г. № 2, 4, не выплачивать средств материального стимулирования за 2007 год работникам, уволившимся из Инспекции в 2007 году в порядке перевода на другую должность государственной службы в другие федеральные органы исполнительной власти, а также взыскать невыплаченные средства материального стимулирования за фактически отработанное время в 1 и 2 кварталах 2007 года.

При этом свои требования обосновал следующим: тем, что в период с 01.04.2005г. по 28.05.2007г. состоял с Инспекцией ФНС России по Центральному району г.Новосибирска (далее Инспекция) в трудовых правоотношениях; сначала, с 01.04.2005г. по 18.08.2005г. в должности ведущего специалиста отдела ввода и обработки данных Инспекции, в последующем, с 19.08.2005г. назначен на равноценную должность федеральной государственной гражданской службы (ФГГС), в связи с изменением наименования должностей, с 01.08.2006г. назначен на должность ФГГС старшей группы категории «специалисты» специалистом-экспертом отдела ввода и обработки данных Инспекции, как федеральный государственный гражданский служащий имел классный чин референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (27.11.2006г.), что подтверждается записями в трудовой книжке, служебным контрактом от 19.08.2005г. № 84 о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в налоговых органах Новосибирской области. В последующем, по результатам участия в конкурсе на замещение должности ФГГС в другом государственном органе, 28.05.2007г. был уволен переводом в указанный государственный орган – Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, где был также назначен на должность ФГГС, с последующим присвоением классного чина референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, что подтверждается записями в трудовой книжке. Узнав о выплатах средств материального стимулирования за 2007 год в конце 2009 года, обратился с заявлением от 18.12.2009г. к руководителю Инспекции за разъяснениями о причинах невыплаты ему указанных СМС, после чего обратился в суд. Изложив в иске нормы законодательства, регулирующего вопросы выплаты СМС, полагает, что СМС ему не выплатили необоснованно и он имеет право на указанные СМС пропорционально времени, отработанному в Инспекции (за фактически отработанное время в 1 и 2 кварталах 2007 года).

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 20.09.2010г. гр.Тропину в иске отказано по причине пропуска срока обращения в суд. Определением кассационной инстанции Новосибирского областного суда от 16.11.2010г. вышеназванное решение Центрального районного суда г. Новосибирска отменено, дело направлено на новое рассмотрение; указано, что вывод суда первой инстанции о пропуске гр.Тропиным Г.В. срока обращения в суд сделан без достаточных на то оснований и не является правильным.

При подготовке дела судом в дополнение к имеющимся материалам дополнительно истребованы от ответчика: 1) приказы о принятии и назначении Тропина Г.В. на должность федеральной государственной службы, увольнении Тропина Г.В., табели учета рабочего времени за время его работы в 2007 году; 2) предложения начальника отдела ввода и обработки данных Инспекции по определению сумм материального стимулирования сотрудников (ФГГС) указанного отдела за I и II кварталы 2007 года (в т.ч. утвержденные начальником Инспекции); 3) решение о создании комиссии Инспекции по оценке эффективности её деятельности, утвержденный порядок её работы; 4) расчет суммы материального стимулирования, подлежащей выплате Тропину Г.В. за фактически отработанное время в 2007 году (с учетом утвержденных в установленном порядке показателей и сумм материального стимулирования), без учета имевшего место основания увольнения Тропина Г.В, по причине которого материальное стимулирование выплачено не было; 5) копию приказа ФНС России от 15.11.2007г. № ММ-4-25/31дсп., которым утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 2007 году (далее Методика).

Ответчик иск не признал, сославшись на следующие обстоятельства: выплата СМС уволившимся ФГГС территориальных органов ФНС России не преследует цель, которая определена постановлением Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611, регламентирующего указанный вид материального стимулирования; решения комиссии Инспекции по оценке эффективности её деятельности основаны на Методике (п.5.4.) и ей соответствуют; основание увольнения Тропина Г.В. не относится к причинам уважительного характера; СМС не входили в фонд оплаты труда работников территориальных органов ФНС России и не подлежали выплате уволенным (уволившимся) ФГГС.

Согласно п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации труд охраняется. Согласно п.1, 3 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый свободен распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Вопросы федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п/п.«т» ст.71 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон), служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, которым устанавливаются права и обязанности сторон (ч.1 ст.23 Закона). Одной из обязанностей представителя нанимателя является своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять ему государственные социальные гарантии (ч.2 ст.23 Закона). Одним из существенных условий служебного контракта является определение условий оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в т.ч. связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.8 ч.3 ст.24 Закона). Контракт также может предусматривать иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом, другими законами, иными нормативными правовыми актами (п.5 ч.4 ст.24 Закона); условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч.5 ст.24 Закона). По сроку действия служебный контракт может быть служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок (п.1 ч.1 ст.25 Закона); заключение контракта осуществляется на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч.1 ст.26 Закона); служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служенным контрактом (ч.5 ст.26 Закона). Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения государственной службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4 ст.26 Закона). Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст.50 Закона). Помимо денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Закона), гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10 ст.50 Закона). Законом и другими федеральными законами в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных Законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется среди прочих гарантий равные условия оплаты труда и сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено Законом (п.1 ч.1 ст.52 Закона). Перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида – одно из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (п.5 ч.1 ст.33 Закона).

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусматривалось материальное стимулирование за счет средств федерального бюджета, начиная с 01.01.2007г. (в 2007 – 2010г.г), ФГГС в т.ч. территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премии за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей. Согласно поручению (п.4 постановления) Министерством финансов РФ был издан приказ от 17.10.2007г. № 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы», который определял механизм осуществления материального стимулирования ФГГС территориальных органов ФНС России (п.1 Порядка), заключающийся в установлении принципа материального стимулирования ФГГС при условии достижения соответствующими территориальными органами ФНС России показателей эффективности их деятельности (п.3 Порядка); предоставлении права решения о конкретных размерах премирования (материального стимулирования) ФГГС начальникам налоговых органов в отношении ФГГС соответствующих налоговых органов (п.4 Порядка). Для целей эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, качества исполнения ФГГС своих должностных обязанностей, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования ФГГС, подлежали созданию комиссии по оценке эффективности деятельности как в центральном аппарате ФНС России, так и во всех территориальных органах ФНС России; начальники налоговых органов должны были устанавливать персональный состав комиссий, определять порядок их работы и утверждать решения комиссий (.5 Порядка). Основными обязанностями комиссий являлись оценка эффективности деятельности отделов налоговых органов и качество исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими (п.5 Порядка). Приказом ФНС России от 15.11.2007г № ММ-4-25/31дсп (доведен до налоговых органов письмом ФНС РФ от 22.11.2007г. № 11528 дсп.) утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование ФГГС территориальных органов ФНС России в 2007 году.

Реализуя указанные нормы правовых актов, в Инспекции приказом от 23.11.2007г. № 139 был утвержден состав комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование ФГГС. Названная комиссия на своих заседаниях 14.12.2007г. в рамках отведенных ей полномочий, произвела распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование ФГГС Инспекции за 1 квартал 2007г. (протокол заседания комиссии № 2) и за 2 квартал 2007г. (протокол заседания комиссии № 4). Решения, принятые комиссией, утверждены 14.12.2007г. начальником Инспекции. Согласно пунктам 2 обоих решений комиссии было решено не осуществлять выплату средств материального стимулирования сотрудникам Инспекции, уволившимся по собственному желанию, переводом в другой государственный орган или государственную службу иного вида. В судебном заседании представители ответчика пояснили, что это соответствует положению п.5.4. Методики, согласно которому при ротации сотрудника в системе ФНС России, а также при увольнении в связи с выходом на пенсию по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, и другим уважительным причинам, материальное стимулирование за расчетный период, с учетом фактически отработанного времени, осуществляется в том налоговом органе, с которым он состоял в трудовых правоотношениях в расчетном периоде, в пределах СМС, доведенных до этого налогового органа.

Ответчик в судебном заседании не оспаривал фактов наличия заключенного с гр.Тропиным Г.В. служебного контракта по соответствующей должности ФГГС в Инспекции, его условий, периодом службы Тропина Г.В. в указанной должности государственной гражданской службы, представил табели учета использования рабочего времени (помесячно) за январь-май 2007г., согласно которым Тропин Г.В, не имел в указанный период времени отсутствий на работе ни по уважительным, ни по неуважительным причинам, подтвердили отсутствие у него дисциплинарных взысканий за все время службы в Инспекции, представили расчеты баллов эффективности деятельности сотрудников отдела ввода и обработки данных Инспекции за 1 и 2 кварталы 2007г., положенные в 2007г. в основу распределения СМС, выделенных на указанный отдел, среди его сотрудников по итогам 1 и 2 кварталов 2007г., а также расчет баллов эффективности деятельности Тропина Г.В., подписанный начальником его отдела. С Методикой расчета СМС, приходящегося на одного сотрудника, суммой баллов, определяющих эффективность его деятельности, представленных ответчиком, гр.Тропин Г.В. согласился. В судебном заседании на основе исходных данных (фонда СМС, выделенного на отдел, в 1 квартале 2007г. - 633863 руб., во 2 квартале 2007г. – 655242 руб.; суммы баллов эффективности деятельности всех сотрудников отдела, в 1 квартале 2007г. -344, во 2 квартале 2007г. – 352; личных баллов эффективности деятельности гр.Тропина Г.В., в 1 квартале 2007г. – 17, во 2 квартале 2007г. – 9) произведен расчет, определяющий в абсолютном исчислении долю СМС, причитающихся гр.Тропину Г.В., составившая за 1 квартал 2007г. -29835 руб., за 2 квартал 2007г. -16335 руб., а всего 46170 руб., с которым гр.Тропин Г.В. согласился.

Расчет СМС: 1) определяется рублевый эквивалент 1 балла в отделе, для чего сумма фонда СМС, выделенная на отдел, делится на общее количество баллов, набранных сотрудниками отдела; 2) рублевый эквивалент 1 балла в отделе умножается на количество баллов, набранных конкретным сотрудником отдела, что определяет размер СМС. Так, поквартально: в 1 квартале 2007г. (633863 руб.: (344+17) баллов = 1755 руб./1балл.); 1755 руб./1балл х 17 баллов = 29835 руб.; во 2 квартале 2007г. (655242 руб.: (352+9) баллов = 1815 руб./1балл; 1815 руб./1балл х 9 баллов = 16335 руб.

Представленный истцом служебный контракт от 19.08.2005г. № 84 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности ФГГС в Инспекции, заключенный им в качестве гражданского служащего с представителем нанимателя – начальником Инспекцией и его условия, а также форма, соответствуют требованиям норм ст.ст.24-26 Закона, согласно п.10 которого (абзац последний) гражданскому служащему полагаются иные, неназванные в контакте выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанное положение соответствует норме ч.10 ст.50 Закона. Конституция РФ (п.3 ст.37), Закон (п.1 ч.1 ст.52) предусматривают равные условия оплаты труда, исключение дискриминации в вознаграждении за труд. В постановлении Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 правовой статус СМС определен в виде премии, выплачиваемой из средств федерального бюджета. Согласно п.4 Порядка право принятия решений о конкретных размерах премирования (материального стимулирования) ФГГС предоставлено начальникам налоговых органов. Согласно п.5.4. Методики, ссылаясь на которую представители ответчика, полагают правомерным решения от 14.12.207г. комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции, суд, с учетом правил буквального толкования, приходит к выводу, что указанный п.5.4. Методики не предусматривает запрета на выплату СМС гражданским служащим, уволенным (уволившимся) по собственному желанию, переводом и в иных подобных случаях; согласно п.5.3. Методики не подлежит выплате СМС только при наличии дисциплинарных взысканий. В связи с указанным начальник налогового органа был вправе, руководствуясь законодательством, самостоятельно принять решение о конкретном размере премирования (материального стимулирования) ФГГС Тропина Г.В., который 5 месяцев добросовестно проработал в Инспекции, а соответственно в системе ФНС России, внес соответствующий вклад в результаты их работы и если бы СМС распределялись не в конце года, а поквартально, получил бы их без каких-либо осложнений. В связи с вышеуказанным суд полагает доводы ответчика не основанными на законодательстве, фактических обстоятельствах дела, и соответственно не подлежащими учету. Ст.13 ГК РФ позволяет суду право признать не соответствующим закону (недействительными) управленческие акты государственных органов.

Тем самым, в судебном заседании нашло подтверждение: факт трудовых (служебных) отношений истца с ответчиком (представителем нанимателя), неправомерное невыполнение представителем работодателя (нанимателя) обязанности по выплате СМС гр.Тропину Г.В. как ФГГС, замещавшему должность гражданской службы в Инспекции, размер задолженности по СМС в сумме 46170 руб.

В соответствии со ч.1 ст.103 ГПК РФ).

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 24-26, 50, 52 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.ст.88, 98, 103, 194-198 ГПК РФ, судья

решил:

Исковые требования гр.Тропина Г В удовлетворить: признать недействительными пункты 2 решений комиссии по оценке эффективности деятельности Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска, закрепленные в протоколах заседания комиссии от 14.12.2007г. № 2, 4, утвержденных 14.12.2007г. начальником Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска, в части неосуществления выплаты средств материального стимулирования сотрудникам Инспекции, уволившимся переводом в другой государственный орган или государственную службу иного вида; взыскать с Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска в пользу гр. Тропина Геннадия Викторовича средства материального стимулирования за фактически отработанное время в 1 и 2 кварталах 2007 года в сумме 46170 руб. (в т.ч. 29835 руб. за 1 квартал 2007 г.; 16335 руб. за 2 квартал 2007г.).

Взыскать с Инспекции ФНС России по Центральному району г.Новосибирска в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 1 585 руб. 10 коп.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В.Витюк

Решение в окончательной форме изготовлено 21.01.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200