РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89
Решение
Именем Российской Федерации
|
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шиляевой Л.Д. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Шиляева Л.Д. обратилась в суд с заявлением о признании решения от 04.03.2010 об отказе в ходатайстве о формировании земельного участка незаконным, обязании администрации Центрального района г. Новосибирска оформить должным образом ходатайство в уполномоченный муниципальный орган о формировании земельного участка для эксплуатации жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 14а.
В обоснование заявленных требований Шиляева Л.Д. указала, что является собственником жилого помещения – квартиры №8, расположенной в доме № 14А, по ул. С.Шамшиных г. Новосибирска в размере 1/3 доли. На заявление всех собственников жилых помещений указанного дома исполняющий обязанности главы администрации Центрального района г. Новосибирска отказал в ходатайстве о формировании земельного участка по причине нецелесообразности. Названное решение заявитель считает незаконным по причине отсутствия такого основания для отказа в земельном законодательстве, а также нарушающим права собственников жилого помещения, лишении права приватизации земельного участка.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 04.05.2010 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэрия г. Новосибирска, Шиляев Ю.Д., Никишина А.И.
Заявитель Шиляева Л.Д., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, о причине отсутствия суд не известила.
Представитель мэрии г. Новосибирска, Шиляев Ю.Д. и Никишина А.И. в суд также не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Суд, выслушав пояснения представителей администрации Центрального района г. Новосибирска, возражавших против удовлетворения требований в соответствии с доводами, указанными в письменных возражениях (л.д. 13,55), исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил следующие обстоятельства.
На основании договора № 168720 передачи в собственность граждан квартиры от 13.06.2007 Шиляева Л.Д. является собственником 1/3 доли в квартире № 8, расположенной в доме № 14а по ул. С.Шамшиных г. Новосибирска, (л.д.7).
Указанный объект права – квартира имеет кадастровый (или условный) номер 54:35:10475:02:03:01 (свидетельство о государственной регистрации права (л.д.10).
Приказом администрации Центрального района г. Новосибирска № 446-од от 13.04.2005 по результатам рассмотрения заявления Шиляевой Л.Д. о присвоении почтового адреса жилому дому по ул. Семьи Шамшиных в г. Новосибирске присвоен номер 14 (ранее жилой дом числился под двойным адресом ул. С. Шамшиных, 14 и ул. С. Шамшиных, 14А) (л.д.15).
Шиляева Л.Д., совместно с другими собственниками жилого помещения - Шиляевым Ю.Д. и Никишиной А.И., 25.02.2010 обратилась к Главе администрации Центрального района г. Новосибирска с заявлением, в котором содержится просьба оформить и подписать протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Новосибирск, ул. С.Шамшиных в г. Новосибирске. При этом, указав, что настоящим заявлением собственники выражают намерение сформировать земельный участок и приобрести в собственность долю в земельном участке, на котором расположен жилой дом (л.д.5).
На указанное обращение администрацией Центрального района г. Новосибирска подготовлено письмо № 290 от 04.03.2010, которым сообщалось об имеющемся распоряжении мэрии г. Новосибирска от 29.12.2007 № 14445-р, принятом на основании решения межведомственной комиссии от 22.10.2007 № 163 о признании жилого дома № 14А по ул. С.Шамшиных г. Новосибирска аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем формирование земельного участка под сносимым домом нецелесообразно (л.д.6).
Полагая, что отказ в формировании земельного участка, выраженный в письменном ответе от 04.03.2010, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, как собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, Шиляева Л.Д. обратилась в суд.
Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств в отдельности и их взаимную связь в совокупности, приходит к выводу о невозможности удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (редакции от 30.07.2010) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
По данным департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска земельный участок с кадастровым номером 54:35:0:12, необходимый для эксплуатации жилого дома № 14 по ул. Семьи Шамшиных г. Новосибирска не образован, процедуру постановки на государственный кадастровый учет не прошел (ответ Департамента на запрос суда от 20.09.2010 (л.д.53), в связи с чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права также отсутствует (л.д.50,51).
Собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы до введения в действие жилищного кодекса РФ, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (пункт 3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.005.2010 № 12-П).
С учетом вышеизложенного, довод представителя администрации Центрального района г. Новосибирска о том, что Шиляева Л.Д. не является уполномоченным общим собранием лицом и не вправе обращаться от имени собственников жилого дома с заявлением о формировании земельного участка, подлежит отклонению.
Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ формирование земельного участка под многоквартирным домом включает:
1) подготовку и утверждение планировки территории и проекта межевания территории;
2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровых работ и осуществление государственного учета земельного участка.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявлений любого лица (статьи 1,3,14 Закона № 221-ФЗ).
Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика).
На основании статьи 11 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Формирование земельного участка является одной из стадий реализации собственниками многоквартирного дома права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Отказ в формировании земельного участка фактически лишает собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию указанного права.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же Кодекса).
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие нарушения требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятых решений, хотя бы по одному из оснований:
имеет ли орган полномочия на принятие решение или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений;
соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона.
Формирование, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска (за исключением жилищного фонда, водных объектов, лесных участков, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, расположенными на территории города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - муниципальное имущество) являются задачами Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее ДЗиИО мэрии), структурного подразделения (отраслевого органа) мэрии
г. Новосибирска, согласно Положению, утвержденному решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09.10.2007 № 708 (в редакции от 24.11.2010).
Основными функциями ДЗиИО мэрии, в том числе, являются:
формирование и ведение реестра муниципального имущества города Новосибирска (пункт 3.7 Положения);
разработка проектов решений Совета депутатов города Новосибирска, правовых актов мэрии по вопросам предоставления земельных участков, утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, образования земельных участков, резервирования земель, изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и иным вопросам, входящим в компетенцию департамента (пункт 3.22 Положения);
организация проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных на территории города Новосибирска; обеспечение постановки земельных участков, расположенных на территории города Новосибирска, на государственный кадастровый учет (пункт 3.25 Положения).
Часть земельного участка с адресным ориентиром - С.Шамшиных, д.14, расположена в границах земельного участка площадью 0,7940 га (по Генеральному плану), предоставленного ООО «Юдикон» в аренду для строительства жилого дома с магазином и офисами на первом этаже, подземной стоянки легковых автомашин по ул. С.Шамшиных в Центральном районе г. Новосибирска, постановлением мэрии г. Новосибирска № 1029 от 24.11.1997 (в редакции постановлений мэрии г. Новосибирска № 849 от 09.008.2005 и № 843 от 02.11.2007). В соответствии с указанным Постановлением ООО «Юдикон» до начала строительства необходимо осуществить снос жилого дома № 14 по ул. С.Шамшиных г. Новосибирска (л.д.27,29,57).
Другая часть спорного земельного участка находится в границах красных линий, формируется для строительства автомобильной дороги на землях общего пользования (инженерно-топографический план на объект: оформление права на недвижимость по ул. С.Шамшиных, 14 (л.д.30,31) (л.д.58).
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель, в частности, общего пользования. Это площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и др.
В силу п. 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ такие земельные участки могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Как следует из п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.
Таким образом, прохождение красной линии через земельный участок определяет в дальнейшем статус земельного участка, поскольку земли общего пользования не подлежат приватизации.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 8, 18, 23 - 29 Градостроительного кодекса РФ вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления.
Согласно Положению об администрации района г. Новосибирска, утвержденного решением городского Совета г. Новосибирска от 22.02.2006 № 207 (в редакции от 23.12.2009) Администрация района г. Новосибирска является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии города Новосибирска, в полномочия которого функции по формированию земельных участков не входит.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, доказательствами, имеющимися в материалах дела, а также пояснения сторон, установлено, что заявитель Шиляева Л.Д., подав заявление о формировании земельного участка в администрацию Центрального района г. Новосибирска, обратилась в неуполномоченный орган, не имевший законных оснований осуществлять формирование земельного участка, в связи с чем отказ администрации Центрального района г. Новосибирска, выраженный в письме № 290 от 04.03.2010 о нецелесообразности его формирования, не противоречит статье 36 Земельного кодекса РФ и не нарушает прав и законных интересов Шиляевой Л.Д., что влечет отказ в удовлетворении ее требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований Шиляевой Л.Д. о признании незаконным отказа администрации Центрального района г. Новосибирска от 04.03.2010г. в ходатайстве о формировании земельного участка, обязании оформить ходатайство о формировании земельного участка для эксплуатации жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных
д.14а – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья В.А.Галина
Мотивированное решение составлено 04.03.2011г.