О признании права на получении жилого помещения



Дело №2-2244/2011

Поступило в суд 02 марта 2011г.

Отметка об исполнении решения __________________________________________________

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2011 г. г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.

при секретаре Долотовой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловского О А к мэрии города Новосибирска, Министерству образования Новосибирской области о признании права на получение жилого помещения вне очереди как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, обязании предоставления вне очереди жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Козловский О.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, просит признать за ним право на получение жилого помещения вне очереди в порядке ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также обязать мэрию г. Новосибирска предоставить истцу вне очереди жилое помещение на территории г Новосибирска на условиях социального найма исходя из номы предоставления не менее 15 м кв общей площади.

Определением суда от 28 марта 2011г. для участия в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Новосибирской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Октябрьского района г. Новосибирска (л.д.25).

В судебном заседании истец Козловский О.А. заявленные требования поддержал, дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, уведомлен, в письменном отзыве иск не признал (л.д.21, 36-40).

Представитель ответчика Министерства образования Новосибирской области в судебное заседание не явился, уведомлен, предоставил суду письменный отзыв, в котором полагает иск подлежащим удовлетворению (л.д.29-33, 35).

Представитель третьего лица администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, уведомлен, предоставил суду письменный отзыв, полагал иск не подлежащим удовлетворению (л.д.34, 41-51).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Козловский О А родился 24 апреля 1986 года у Козловской А М и Козловского А И, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным отделом ЗАГС Октябрьского района г. Новосибирска 15 мая 1986г. (актовая запись №885 от 15 мая 1986 года) (л.д.14), сведения об отце записаны со слов матери.

Козловская А.М. родила сына в период отбытия наказания в учреждении УФ 91/9 и до 1988 года ребенок находился при матери.

Решением Сузунского районного суда Новосибирской области от 31 мая 1999г. Козловская А.М. была лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Остапа (л.д.13).

Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов от 12 апреля 1988 года №97/16 несовершеннолетний Козловский Остап Анатольевич был определен в Дом ребенка (л.д.52).

Решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Новосибирской области от 29.03.1990г. №74 Козловский О.А. переведен из Дома ребенка в детский дом (л.д.53).

Козловский О.А. находился на государственном обеспечении являясь воспитанником специализированных учреждений:

с 1990 по 1994 в Куйбышевском детском доме,

с 1994 по 2002г. в Сузунской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (л.д.17),

с 2002 по 2006 в Бердском профессиональном училище №16.

В период нахождения Козловского О.А. в Сузунской вспомогательной школе –интернате директор указанного учреждения обращался с соответствующим заявлением о постановке Козловского О.А. на учет для улучшения жилищных условий, на что письмом от 29.10.1999г. исх. №2523с глава администрации Октябрьского района г. Новосибирска сообщил, что в соответствии с п.2 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» после окончания пребывания в образовательном учреждении дети обеспечиваются жилой площадью. В связи с этим поставить на очередь Козловского О.А. в настоящее время администрация не может (л.д.18).

С аналогичным заявлением обращалась администрация профессионального училища №16 г. Бердска, в период обучения в нем Козловского О.А. (письмо от 12.11.2003г. исх. №317) (л.д.19).

Приказом администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 24.06.2004г. №1072-од «О предоставлении жилой площади в муниципальном общежитии по ул.Никитина, 143» в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлено койко-место в комнате №110 муниципального общежития по ул. Никитина, 143 Козловскому О А – выпускнику детского дома (л.д.46).

Приказом МУ «Дирекция заказчика Октябрьского района» от 21.05.2007г. №62 «Об упорядочении нумерации комнат в общежитии по адресу ул. Никитина, 143» комнате 3110 присвоен номе 134 (л.д.47)

Приказом администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 28.01.2010г. №139-од «О предоставлении жилой площади в муниципальном общежитии района» представлено койко-место в комнате №90 жилой площадью 17, 2 м кв в муниципальном общежитии по адресу ул. Кирова, 80 Козловскому О А в порядке переселения из муниципального общежития по адресу ул. Никитина, 143 к.134 (л.д.48).

На основании этого приказа с Козловским О.А. заключен договор найма помещения в общежитии №150 от 09 апреля 2010г., Козловский О.А. вселился в указанное жилое помещение и зарегистрирован в нем по месту жительства (л.д.9-12).

16 декабря 2010г. Козловский О.А. обратился в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с соответствующим заявлением о постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении как ребенок-сирота (л.д.15).

Письмом от 17 января 2011г. исх. №3032 администрация Октябрьского района г. Новосибирска отказала в удовлетворении заявления на том основании, что в силу возраста заявителя он уже не относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дату обращения в администрацию района возраст Козловского О.А. превышает предельный возраст 23 года установленный Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ, в связи с чем законные основания в решении вопроса у администрации района отсутствуют (л.д.16).

Суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу вышеприведенных норм права само по себе достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы об обязанности предоставить жилое помещение.

Однако это право может быть реализовано только указанными лицами, вставшими (поставленными) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, то есть до 23 лет.

Как установлено судом, Козловский О.А. был учтен как ребенок-сирота администрацией Октябрьского района г.Новосибирска еще в 1988 году при определении его в Дом ребенка. О существовании Козловского О.А. администрации Октябрьского района г. Новосибирска напоминали учреждения, на воспитании в которых находился Козловский О.А. – Сузунская вспомогательная школа –интернат в 1999 году, Бердское профессиональное училище №16 в 2004г., которые обращались с заявлениями о постановке Козловского О.А. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Доводы Козловского О.А. о том, что еще в 2004г. администрация Октябрьского района г. Новосибирска поставила его на соответствующий учет нашли свое подтверждение в судебном заседании показаниями свидетеля Меркуловой Н.И. – социального педагога Бердского профессионального училища №17, которая пояснила в судебном заседании, что она лично привозила Козловского О.А. и еще одного ребенка в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска и именно в связи с тем, что Козловский О.А. является ребенком-сиротой в 2004 году администрация Октябрьского района г. Новосибирска предоставила ему койко-место в общежитии.

В приказе администрации Октябрьского района г. Новосибирска от 24.06.2004г. №1072-од «О предоставлении жилой площади в муниципальном общежитии по ул.Никитина, 143» о предоставлении койко-место в комнате №110 муниципального общежития по ул. Никитина, 143 Козловскому О.А. действительно имеется указание на то, что жилое помещение предоставляется Козловскому О.А. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

То обстоятельство, что компетентные должностные лица жилищного отдела и органа опеки и попечительства администрации Октябрьского района г. Новосибирска, зная о существовании Козловского О.А. еще в тот период, когда он был несовершеннолетним, вопреки вышеприведенной норме права не пригласили Козловского О.А. и не предложили ему в целях формального соблюдения требований жилищного законодательства написать необходимое заявление о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при установленных судом обстоятельствах не должно явиться препятствием к реализации жилищных прав Козловского О.А., установленных ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

До настоящего времени Козловскому О.А. жилое помещение не предоставлено.

Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В силу п.2 ч.4 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение Козловскому О.А. должно быть предоставлено вне очереди. Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

Органом, обязанным предоставить Козловскому О.А. жилое помещение является мэрия г. Новосибирска в силу п.4 ч.1 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В силу пп.1 п.1 ст.4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Козловскому О.А. жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. №94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Козловским О А право на получение жилого помещения вне очереди в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Козловскому О А благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 м кв на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200