О замене автомобиля



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

574

/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16

февраля

2011 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Туля О.Е.,

представителя истца

Козырева Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырева Е.Н. к Министерству социального развития Новосибирской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о замене транспортного средства,

у с т а н о в и л:

Козырев Е.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области и просил обязать ответчика произвести замену автомобиля.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена ответчика Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области на Министерство социального развития Новосибирской области (л.д.24).

В соответствии с определением суда от 20 декабря 2010 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения и социального развития России (л.д.25).

В обоснование своих требований истец указал, что в 1996 г., находясь в служебной командировке в Чечне получил тяжелое ранение. С 1997 г. по 2001 г. признавался инвалидом 2 группы, а с 2001 г. признан инвалидом 3 группы. С 2002 г. инвалид 3 группы - бессрочно. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» является инвалидом войны. Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 1998 г. награжден Орденом Мужества. В октябре 1997 г. был освидетельствован Главным бюро МСЭ и установлены показания на получение спецтранспорта. 24 апреля 2001 г. Управлением социальной защиты по Новосибирской области истцу был передан автомобиль ОКА. По истечении семилетнего срока эксплуатации неоднократно устно обращался в соответствующие органы с просьбой о замене автомобиля, но получил отказ. В июле 2010 г. письменно обратился в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области с аналогичной просьбой. Однако, ему также было отказано. Полагает, что вправе требовать замены автомобиля, поскольку истек семилетний срок эксплуатации транспортного средства, а отказ в замене автомобиля необоснован.

Истец в судебное заседание не явился, был извещен, о чем пояснил в судебном заседании его представитель, действующий от имени и в интересах Козырева Е.Н. на основании доверенности.

Представитель Министерства социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил в суд письменные возражения на иск (л.д.14-16).

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направило, было извещено надлежащим образом. Представитель просил дело рассмотреть в его отсутствие и представил письменный отзыв (л.д. 31-49).

Суд, выслушав лицу, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства, установлено что Козырев Е.Н. является ветераном боевых действий и инвалидом войны 3 группы бессрочно. (л.д.3, 7).

23 апреля 2001 г. Козыреву Е.Н. в безвозмездное временное пользование Управлением социальной защиты населения администрации Новосибирской области был передан автомобиль марки ВАЗ 111130 стоимостью 53750 рублей. (л.д. 51-54). Автомобиль был передан сроком на семь лет.

По истечении семилетнего срока эксплуатации автомобиля Козырев Е.Н. обратился в Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области с просьбой о замене автомобиля, в чем ему было отказано с указанием на то, что в соответствии с действующим законодательством замена ранее выданных автомобилей, срок эксплуатации которых истек после 01 января 2005 г. не предусмотрена (л.д. 8-9).

Оценивая собранные по делу доказательства, суд полагает, что иск Козырева Е.Н. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции действующей до 01 января 2005года) инвалиды войны имели право при наличии медицинских показаний на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995г. № 244.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили «Ока» и «Таврия»», выдаваемые сроком на семь лет.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2005года подпункт 19 пункта 1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» признан утратившим силу. (пункт 9 статьи 44 Закона).

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мата 1995 г. № 244, предусматривавшее право инвалидов на замену автомобиля по истечении срока эксплуатации, признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 15 «О признании утратившим силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами».

При этом в рамках статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ» предусматривается необходимость реализации в рамках длящихся правоотношений прав граждан на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данных законом, которые возникли с 01 января 2005 г.

В связи с принятием названного Закона по вопросу обеспечения отдельных категорий транспортными средствами были приняты: постановление Правительства РФ от 06.09.2007года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов поставленных до 01 января 2005года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» (действовало до сентября 2008года), Указ президента РФ от 06 мая 2008года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями».

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов поставленных до 01 января 2005года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» предусматривалось предоставление транспортных средств – автомобилей бесплатно за счет средств федерального бюджета инвалидам, имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным на учет по обеспечению автомобилями в соответствии с действующими до указанной даты законодательством и иными нормативными актами.

Из данного Постановления следует, что право инвалидов на повторное получение автомобиля после истечения срока его эксплуатации или замену автомобиля, не предусмотрено.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06 мая 2008года № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению бесплатными легковыми автомобилями инвалидов войны, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008года № 670 «О порядке предоставления легковых автомобилей и выплате единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01 января 2005года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями» утверждены Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета категориям инвалидов, которые на 01 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.

Исходя из вышеприведенных нормативно-правовых актов, право на обеспечение транспортным средством как средством реабилитации, имеют инвалиды, у которых на 01 января 2005 года имелось право на обеспечение транспортными средствами бесплатно, но не было ими реализовано, в связи с чем, они состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Между тем, перечисленные нормативно-правовые акты право инвалида на замену автомобиля не предусматривали.

Возникновение права на получение транспортного средства инвалидами по ранее действовавшему законодательству было обусловлено целой совокупностью факторов, а именно, наличием установленной инвалидности, наличием медицинских показаний для обеспечения транспортными средствами, а также волеизъявлением самого инвалида на обеспечением транспортным средством, которое выражалось в подаче соответствующего заявления в органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации,

Какой-либо особый порядок замены транспортного средства отсутствовал. В связи с этим данные условия обеспечения инвалидов транспортными средствами распространялись как на инвалидов, обеспечиваемых транспортными средствами впервые, так и на тех, кто обращался в органы социальной защиты населения за заменой транспортного средства, то есть повторно. Лица, обеспеченные транспортными средствами снимались с учета, а по истечении семилетнего срока эксплуатации транспортного средства должны были предоставить в органы социальной защиты населения заявление о постановке на учет для обеспечения транспортным средством с приложением необходимых документов, подтверждающих право на получение. Выражение волеизъявление лица путем подачи соответствующего заявление было обусловлено и тем, что Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривалось право инвалида отказаться от получения транспортного средства и получать ежегодную денежную компенсацию.

Судом установлено и не оспаривается истцом, что он не состоял на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 1 января 2005 г. (л.д.50).

Козыреву Е.Н. автомобиль был предоставлен в апреле 2001 г. Срок эксплуатации автомобиля истец в апреле 2008 г., а значит право на получение нового автомобиля до 01 января 2005 г. у заявителя не возникло.

Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носит заявительный характер и зависит только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 01.01.2005 г. (до момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

Ссылку истца на определение Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 2007 г. № 624-О-П нельзя признать обоснованной, поскольку толкование Конституционным судом права на бесплатную замену транспортного средства о истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным судом данного определения.

В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно», предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 и Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 г., включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2009 г.).

Действующим Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 670 предусмотрено, что легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. При этом нормативными правовыми актами не устанавливается, что автомобили, выданные ранее инвалидам в пользование на определенный срок, подлежат изъятию. С отменой нормы, устанавливающей замену транспортного средства, инвалиды, получившие автомобили на определенный срок фактически приобрели их в бессрочное пользование.

При таких обстоятельствах суд полагает, что иск Козырева Е.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска Козыреву Е.Н. к Министерству социального развития Новосибирской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о замене транспортного средства - отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 21 марта 2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200