Об оспаривании действий органа местного самоуправления



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2321

/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12

мая

2011 г.

Судья Центрального районного суда г.Новосибирска

Бутырин А.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Долотовой Н.С.,

представителей Мэрии г. Новосибирска

Запрудновой М.В.

Сальникова Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зыкова, Денисюка о признании незаконными действий Мэрии г. Новосибирска о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия,

у с т а н о в и л :

Зыков С.В. и Денисюк А.В. обратились в суд с заявлением и просили признать предложение Мэрии г. Новосибирска от 09 марта 2011 г. об изменении места проведения публичного мероприятия немотивированным и необоснованным, в нарушение федерального закона о митингах, обязать мэрию города Новосибирска издать распоряжение о проведении публичного мероприятия в соответствии с уведомлением от 04.03.2011.

В обоснование своих доводов заявители указали, что инициативная группа в составе Денисюк А.В., Зыкова подали 04 марта 2011 г. в мэрию г. Новосибирска уведомление о проведении 18 марта 2011 г. митинга на площадке возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18, шествия по Красному проспекту до здания приемной Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, ул.Державина, 18; митинга у здания приемной. Цель мероприятия выразить протест против решения губернатора Новосибирской области Юрченко А.В. об отмене права безлимитного проезда льготников Новосибирской области на общественном пассажирском транспорте. Уведомление было подано с соблюдением всех требований законодательства. Мэрия города Новосибирска после получения уведомления от 04.03.2011г., на рабочей встрече в мэрии 09.03.2011 предложила организаторам публичного мероприятия изменить место его проведения – провести митинг у центрального входа в ПКиО «Центральный», шествие по тротуару четной стороны ул.Мичурина, и митинг у центрального входа на стадион «Спартак», объясняя это тем, что «проведение публичного мероприятия в рабочее время на данной территории в совокупности со звукоусиливающей аппаратурой нарушит нормальное функционирование работы государственного учреждения. Заявленное количество участников публичного мероприятия не соответствует норме заполняемости территории, что не позволяет обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, как участвующих в публичном мероприятии, так и проходящих по данной территории, в связи с возможным выходом на проезжую часть Красного проспекта и ул.Державина». Кроме того, по мнению мэрии, «шествие по предлагаемому маршруту будет перекрывать проход граждан по тротуару». В результате место проведения публичного мероприятия согласовано не было. Тем не менее заявители полагают, что предложение Мэрии г. Новосибирска, выраженное в письме от 09 марта 2011 г. необоснованно, немотивированно и нарушает конституционное право заявителей на свободу собраний.

Заявители о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Мэрии г. Новосибирска в судебном заседании заявленные требования не признали и дали пояснения согласно письменным пояснениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Судом установлено, что 04 марта 2011 года Зыков С.В. – организатор публичного мероприятия, Денисюк А.В. – ответственный за общественный порядок и Михеева А.В. – ответственный за медицинское сопровождение, подали мэру г.Новосибирска письменное уведомление о своем решении провести митинг и шествие 18 марта 2011 года, начало митинга – в 12 часов, окончание – 12.30 часов, шествие: начало в 12.30 часов, окончание в 13.10 часов, митинг: начало в 13.10 часов, окончание в 15.00 часов, предполагаемое количество участников: 300 человек, цель публичного мероприятия: выразить протест против решения губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко об отмене права безлимитного проезда льготников Новосибирской области на общественном пассажирском транспорте, место проведения – площадка возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18, справа от главного входа; шествия – от здания Правительства НСО по Красному проспекту до ул.Державина к Полномочному представителю Президента РФ в Сибирском Федеральном округе по адресу ул.Державина, 18; митинг у здания Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, по адресу Державина, 18 (л.д.5).

09 марта 2011 г. состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению уведомления о проведении публичного мероприятия, на котором присутствовали: начальник отдела общественно-политических связей управления общественных связей мэрии г.Новосибирска Полянский С.В., начальник организационно-методического отдела по обеспечению массовых мероприятий ГУВД по НСО Строев Ю.В., заместитель начальника ОГИБДД Никипелов И.В., начальник отделения по проведению массовых мероприятий УВД г.Новосибирска Чернов С.М., заместитель начальника МОБ УВД по г.Новосибирску Терентьев Ю.А., начальник отделения УФСБ РФ по Новосибирской области Седых А.В.,, Кобелев О.С., помощник прокурора Центрального района г.Новосибирска Потапов Д.А., консультант комитета общественно-политических связей Администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области Зеленцов В.В., главный специалист комитета по работе с административными органами мэрии г.Новосибирска Харитонов В.Ю., организатор публичного мероприятия Зыков С.В., ответственный за общественный порядок Денисюк А.В., и было внесено предложение: провести митинг на площадке у входа в ПКиО «Центральный», шествие по тротуару четной стороны ул.Мичурина по действующим светофорам и проведение митинга у центрального входа на стадион «Спартак» в Центральном районе, принято решение: подготовить и направить мотивированное письмо с предложением альтернативных площадок для проведения публичных мероприятий 18.03.2011 (л.д.62).

Письмом № 01-919 от 09 марта 2011 г. заместитель мэра города Новосибирска Петухов Ю.Ф. сообщил организаторам публичного мероприятия о том, что указанные ими места проведения публичных мероприятий не отвечают требованиям обеспечения общественной безопасности граждан. Невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичных мероприятий, поскольку: проведение митингов в рабочее время на указанных территорих в совокупности со звукоусиливающей аппаратурой нарушит нормальное функционирование работы государственных учреждений. Заявленное количество участников публичного мероприятия не соответствует предельной заполняемости территорий, что не позволяет обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, как участвующих в публичных мероприятиях, так и проходящих по данной территории, в связи с возможным выходом на проезжую часть Красного проспекта и ул.Державина; проведение шествия по предлагаемому маршруту будет перекрывать проход граждан по тротуару (тротуар достаточно узкий, непосредственно граничит с проезжей частью дороги и на большем пути предполагаемого маршрута шествия не имеет специальных ограждений от нее). Учитывая изложенное, согласно п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» просил изменить место и время проведения публичных мероприятий. В качестве альтернативного варианта проведения публичных мероприятий предложил провести митинг у центрального входа в ПКиО «Центральный», шествие по тротуару четной стороны ул.Мичурина по действующим светофорам и проведение митинга у центрального входа на стадион «Спартак» в Центральном районе. В данном письме также было указано, что согласно п.5 ст. 5 ФЗ РФ от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: «Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (л.д.6).

Сторонами место проведения публичных мероприятий согласовано не было, в то же время 18 марта 2011 года состоялись митинг на площадке возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18, шествие по Красному проспекту до здания приемной Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, ул.Державина, 18; митинг у здания приемной.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Внося предложение 09 марта 2011 года об изменении места проведения публичных мероприятий 18 марта 2011 года, мэрия г.Новосибирска руководствовалась практикой 29.12.2010г., 21.01.2011 г. и 04.02.2011 г., что позволило прийти к выводу, что проведение митингов у здания Правительства Новосибирской области, здания Полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому Федеральному округу, шествия по Красному проспекту, предполагающих скопление людей, не позволяет надлежащим образом обеспечить общественный порядок и общественную безопасность.

Согласно письма № 01-211 от 01.02.2011г. начальника Отдела милиции № 1 полковника милиции Гридина А.А., территория перед зданием Правительства Новосибирской области с учетом ее площади не позволяет проводить публичные мероприятия численностью более 50 человек. В противном случае возникает препятствие для прохода в здание Правительства Новосибирской области и выхода из него, что затрудняет работу Правительства Новосибирской области, Министерств Новосибирской области, в том числе, по предоставлению государственных услуг гражданам и юридическим лицам. Недостаточная площадь территории не позволяет обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, участвующих в публичном мероприятии, и других людей, находящихся в месте го проведения. Практика обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий на территории возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г.Новосибирск, Красный проспект, 18, показывает, что при проведении публичного мероприятия с такой численностью участвующих граждан органы внутренних дел не в полной мере имеют возможность обеспечивать соблюдение общественного порядка и безопасность граждан, а также нормальную работу государственного учреждения (л.д.20).

Таким образом, указанное письмо отражает официальную позицию органа, уполномоченного участвовать в обеспечении общественного порядка и безопасности.

Аналогичные доводы приведены в письмах от 14.03.2011 № 01-342 начальника Отдела милиции № 1 полковника милиции Гридина А.А., от 18.03.2011 № 57/1-2155 начальника МОБ УВД по г.Новосибирску Роппель В.И., в котором также предлагается, учитывая негативное влияние крупных массовых мероприятий, проводимых возле объектов государственной и муниципальной власти на территории г.Новосибирска на складывающуюся оперативную обстановку, поручить сотрудникам мэрии г.Новосибирска, отвечающим за вопросы согласования мест проведения массовых мероприятий, переносить места проведения вышеуказанных мероприятий на другие, более пригодные для этого площадки.

Согласно пояснений заместителя начальника Милиции общественной безопасности УВД по г. Новосибирску Музалева А.В., допрошенного в качестве свидетеля в судебном заседании, в ходе проведения мероприятий 21.01.2011 и 04.02.2011 со стороны организаторов мероприятий меры по обеспечению безопасности граждан не принимались, граждане размещались перед входом в здание правительства, перекрывали пешеходную часть тротуара, был ограничен вход в здание. Площадка перед зданием правительства не позволяет размещать то количество участников, которое было запланировано, что нарушало правила дорожного движения, так как прохожие вынуждены были выходить на проезжую часть. 18.03.2011 проводился митинг возле здания правительства, демонстрация по Красному проспекту к ул.Державина и до места нахождения уполномоченного представителя и там еще митинг. Данное мероприятие проводилось в нарушение ФЗ № 54-ФЗ. Зыков провел мероприятие, как это было указано в уведомлении. Сотрудники милиции оказывали содействие по безопасности, но было ясно, что невозможно будет разместить всех граждан по ул.Державина, 18. Было задействовано около 200 сотрудников. По уведомлению было заявлено 300 участников митинга, а прибыло более 400 человек.

Суд полагает, что Мэрия города Новосибирска 09.03.2011 года направила обоснованное предложение об изменении места проведения публичных мероприятий, в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с Уставом Новосибирской области, принятым постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 31.03.2005 № 282-ОСД, Правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области и обладает обширными государственными полномочиями. Нарушение работы данного учреждения будет являться нарушением публичных интересов в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам.

Ссылка Мэрии города Новосибирска на нарушение работы данного учреждения обоснованна, поскольку будут нарушены публичные интересы в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам.

Также относительно митинга перед зданием Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, суд полагает, что территория, предложенная для проведения митинга у здания приемной, имеющая площадь 177 кв.м., что подтверждается представленной выкопировкой, недостаточна для размещения граждан при проведении митинга в составе заявленных 300 человек, что обоснованно позволило мэрии г.Новосибирска прийти к выводу о том, что граждане будут вынуждены выходить на проезжую часть улицы Державина (что фактически произошло при проведении несанкционированного митинга 18.03.2011), тем самым нарушая общественный порядок и безопасность, Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кроме того, альтернативная территория для проведения шествия обусловлена напряженным движением по Красному проспекту в течение рабочего дня, в связи с чем, силами одного организатора требования по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан не были обеспечены, что фактически было подтверждено при проведении несанкционированного шествия 18.03.2011, в ходе которого безопасность граждан обеспечивалась сотрудниками милиции, а не организатором, что в условиях недостаточной ширины тротуара и большого количества прохожих потребовало привлечения дополнительной численности сотрудников милиции и спецтранспорта.

Таким образом, у Мэрии города Новосибирска 09 марта 2011 года было достаточно оснований для внесения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, в целях обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, участвующих в публичном мероприятии, и других людей, находящихся в месте его проведения.

Кроме того, предложение Мэрии города Новосибирска, выраженное в письме от 09.03.2011 года об изменении места проведения публичных мероприятий 18.03.2011 года обоснованно и мотивировано, поскольку в нем приведены доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто не желательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных мероприятий.

В соответствии с положениями ст.ст.2, 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указано на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагая, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как видно из представленных материалов, 18 марта 2011 года состоялись публичные мероприятия: митинг на площадке возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18, шествия по Красному проспекту до здания приемной Президента РФ в Сибирском Федеральном округе, ул.Державина, 18; митинг у здания приемной, несмотря на то обстоятельство, что стороны: заявители и Мэрия города Новосибирска место проведения публичного мероприятия не согласовали.

Суд полагает, что действия Мэрии города Новосибирска о внесении предложения об изменении места проведения публичных мероприятий, выраженные в письме от 09 марта 2011 года, являются законными, а предложение об изменении места проведения публичных мероприятий 18 марта 2011 года является обоснованным и мотивированным.

Таким образом, из материалов дела и представленных заявителями доказательств не усматривается нарушение прав заявителей действиями Мэрии города Новосибирска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении требований Зыкова, Денисюка о признании незаконными действий Мэрии г. Новосибирска о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия – отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2011

Судья А.В.Бутырин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200