Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2- | 2747 | /2011 |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
31 | мая | 2011 г. |
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Туля О.Е., |
заявителя | Лобарева И.В. |
представителя Мэрии г. Новосибирска | Сальникова Р.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лобарева И.В., Денисюка А.В. о признании незаконными действий Мэрии г. Новосибирска о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, понуждении издать распоряжение,
у с т а н о в и л :
Лобарев И.В. и Денисюк А.В. обратились в суд с заявлением и просили признать предложение Мэрии г. Новосибирска от 22 марта 2011 г. об изменении места проведения публичного мероприятия немотивированным, необоснованны и незаконным, обязать Мэрию г. Новосибирска издать соответствующее распоряжение.
В ходе судебного заседания заявитель Денисюк А.В. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требований в части понуждения Мэрии г. Новосибирска издать распоряжение в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 12 Закона « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Определением суда от 16 мая 2011 г. судом был принят отказ от заявленных требований в этой части.
В обоснование своих доводов заявители указали, что инициативная группа в составе Лобарева И.В., Денисюка А.В. и Щерба А.И. подали 19 марта 2011 г. в мэрию г. Новосибирска уведомление о проведении 01 апреля 2011 г. митинга на Красном проспекте напротив здания Правительства Новосибирской области, шествия от здания Правительства Новосибирской области по Красному проспекту до площади Ленина, митинга на площади Ленина, шествия от приемной Президента по ул. Державина, митинга у приемной Президента Российской Федерации, шествие до приемной В.Путина по ул. Ленина, д. 1, митинга у приемной В.Путина. Цель мероприятия выразить протест против решения губернатора Новосибирской области Юрченко А.В. об отмене права безлимитного проезда льготников Новосибирской области на общественном пассажирском транспорте. Уведомление было подано с соблюдением всех требований законодательства. Письмом от 22 марта 2011 г. Мэрия г. Новосибирска предложила организаторам публичного мероприятия изменить место его проведения и маршрут шествия, ссылаясь на то, что указанные организаторами места не отвечают требования обеспечения общественной безопасности граждан. Полагают, что поскольку Мэрией был нарушен трехдневный срок доведения до организаторов предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, то место и время проведения публичного мероприятия было согласовано, а значит Мэрия г. Новосибирска обязана издать соответствующее распоряжение. Проведение митинга и шествия, в местах определенных организаторами не создает угрозы безопасности граждан, если организаторы и сотрудники милиции обеспечат безопасность передвижения граждан по Красному проспекту. Предложение же о переносе места проведения публичного мероприятия не соответствует его целям.
Заявители в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме и соответствующие пояснения.
Представитель Мэрии г. Новосибирска в судебном заседании заявленные требования не признал и дал пояснения согласно письменного отзыва (л.д. 20-260).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления…..
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 18 марта 2011 г. Денисюк А.В., Лобарев И.В. и Щерба А.И. подали мэру г. Новосибирска письменное уведомление о своем решении провести митинг, шествие и митинг 01 апреля 2011 г. с 12.00 часов до 15.00 часов, цель: выразить протест против решения губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко об отмене права безлимитного проезда льготников Новосибирской области на общественном пассажирском транспорте, место проведения – митинг – на Красном проспекте возле здания Правительства Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18, шествие- по Красному проспекту от здания Правительства Новосибирской области до площади Ленина, митинг- на площади Ленина возле памятника Ленина, шествие – от площади Ленина по Красному проспекту до улицы Державина Д. 18 (приемная президента РФ), митинг у здания по адресу улицы Державина, д. 18, шествие от приемной президента Российской Федерации по улице Державина, по Красному проспекту до общественной приемной В.В. Путина по адресу ул. Ленина, д. 1, митинг у здания по адресу Ленина, д. 1 (л.д.6).
Письмом № 01-1176 от 22 марта 2011 г. заместитель мэра г. Новосибирска Ю.Ф. Петухов предложил организаторам публичного мероприятия, в качестве альтернативного варианта для проведения публичных мероприятий провести митинг у ГПНТБ, шествие по нечетной стороне тротуара ул. Кирова, митинг у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», шествие по тротуару четной стороны ул. Каменская, по ул. Ядринцевской, митинг на площадке у центрального входа ПКиО «Центральный», шествие по тротуару четной стороны ул. Мичурина по действующим светофорам и проведение митинга у центрального входа стадиона «Спартак» в Центральном районе. (л.д.8().
В обоснование альтернативного предложения в письме указано, что заявленное количество участников публичного мероприятия не может разместиться на заявленных площадках, что не позволяет обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, как участвующих в публичных мероприятиях, так и проходящих по данной территории, проведение шествия по Красному проспекту, ул. Державина и ул. Ленина вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, дорожного движения, а также вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования., график же движения пассажирского транспорта изменить невозможно ввиду загруженности параллельных Красному проспекту улиц.
Кроме того, указанным письмом организаторы были проинформированы об отсутствии у них права проводить публичное мероприятие, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия в силу нормы п.5 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Как пояснили в судебном заседании стороны место проведения публичного мероприятия согласовано не было.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства,01 апреля 2011 г. состоялся митинг у здания Правительства Новосибирской области, шествие по тротуару Красного проспекта, митинг у памятника Ленину на площади Ленина, митинг у общественной приемной по адресу ул. Ленина, д. 1. От проведения шествия от площади Ленина до ул. Державина – приемной президента Российской Федерации организатору отказались добровольно.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Внося предложение от 22 марта 2011 г. об изменении места проведения публичного мероприятия 01 апреля 2011 г. Мэрия руководствовалась невозможностью размещения заявленного количества участников на заявленных площадках, что не позволит обеспечить общественный порядок и безопасность граждан, проведение шествия по Красному проспекту, ул. Державина и ул. Ленина вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, дорожного движения, а также вызовет сбои работе предприятий, учреждений по маршруту следования.
Из пояснений представителя Мэрии г. Новосибирска усматривается, что 28 марта 2011 г. состоялось заседание рабочей группы, с участием организаторов, представителей ГИБДД, УВД. При этом сотрудники ГИБДД категорически настаивали на невозможности в будний день перекрыть движение по маршруту следования граждан. Данное обстоятельство за оспаривалось заявителями.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01 июня 2010 г. № 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина К.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мотивированное предложение - по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защитыпубличных интересов.
Суд согласен с позицией мэрии г.Новосибирска о том, что предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении места (времени) проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения баланса общественных интересов, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ).
По информации представленной Отделом милиции № 1 УВД по городу от 22 марта 2011 г. (л.д.84-85) практика обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении публичных мероприятий на территории возле здания Правительства Новосибирской области показывает, что при проведении мероприятия с такой численностью участвующих граждан органы внутренних дел не в полной мере имеют возможность обеспечивать соблюдение общественного порядка и безопасность граждан, а также нормальную. работу государственного учреждения.
Как усматривается из представленных схем территорий (л.д.65-68, 78-81) при предложение альтернативного места проведения публичных мероприятий, Мэрией г. Новосибирска были учтены площадь заявленных и альтернативных площадок, и реальная возможность их заполняемости.
Так, площадь территории перед зданием Красный проспект, д. 18 за вычетом тротуарной части составлет774, 6 кв.м. площадь территории перед памятником Ленина составляет 998 кв.м., перед зданием по ул. Державина, 18 – 177 кв.м., перед зданием по ул. Ленина, д. 1 – 312 кв.м.
В то время как площадь территории по ул. Восход, д. 15 (ГПНТБ) за вычетом тротуарной части ул. Кирова составляет 6210 кв.м., что значительно превышает вышеуказанные площади на заявленных организаторами площадках.
При подготовке мотивированного ответа мэрией г.Новосибирска были учтены мнения и письма различных органов по площади, заполняемости, обеспечению безопасности митингующих, прав иных граждан и организаций при проведении митинга.
В соответствии со СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (п.2 примечания п. 6.25) площадки у административных зданий следует проектировать из условий обеспечения плотности пешеходных потоков в час «пик» не более 0,3 человека на кв.м. То есть, данным нормативным правовым актом предусмотрена возможность одновременного нахождения на указанной территории 232 человек при условии движения плотного пешеходного потока в часы «пик». Заявленная организаторами численность участников мероприятия превышает предусмотренную СНиП в 8,5 раз.
С доводом заявителей о том, что ссылка мэрии на СНИПП необоснованна суд не согласен так как при подсчётах нормы заполняемости и обеспечения безопасности на площадях при проведении митингов возможны различные критерии и различные документы так как каких либо конкретных актов по утверждению нормы заполняемости в настоящее время нет.
Таким образом, суд полагает, что оценка указанных документов обоснованно позволила Мэрии г. Новосибирска придти к выводу о недостаточности места перед зданием Правительства Новосибирской области для проведения митинга численностью 3000 человек и возможности выхода граждан на проезжую часть.
Согласно частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Публичное мероприятие может быть проведено при условии наличия возможности обеспечения порядка и безопасности граждан силами организатора мероприятия при содействии уполномоченного представителя УВД.
В силу статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях" орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В решении об изменении места проведения публичного мероприятия должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.
Как указывает представитель Мэрии г. Новосибирска, предшествующая практика проведения публичных мероприятий возле здания на Красном проспекте показала, невозможность обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными фотоматериалами, докладными записками начальника Отдела милиции № 1 УВД г. Новосибирска, информацией председателя комитета общественного политических связей администрации губернатора Новосибирской области В.И. Панарина.
В соответствии с Уставом Новосибирской области, правительство Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, устава Новосибирской области, законов и иных правовых актов Новосибирской области и обладает обширными государственными полномочиями.
Как усматривается из письма председателя комитета общественно-политических связей Администрации губернатора Новосибирской области (л.д. 64) пикеты граждан у здания Правительства Новосибирской области, которые прошли 29 декабря 20110 г., 21 января 2011 г., 04 февраля 2011 г. существенно нарушили режим работы органов государственной власти путем создания социальной напряженности и затруднения входа граждан и сотрудников в здание администрации губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.
Кроме того, как было установлено судом, в ходе проведения публичного мероприятии имел место выход граждан на проезжую часть, блокирование транспортных коммуникацией. Данные обстоятельства подтверждаются представленными фотоматериалами, пояснениями сторон постановлениями мирового судьи о привлечении Лобарева И.В. к административной ответственности.
Суд не может согласиться с доводами заявителей, о том, что Мэрии г. Новосибирска было необходимо согласовать передвижение участников митинга и шествия по проезжей части Красного проспекта, перекрыть на непродолжительное время движение, что не создавало бы опасности для участников и окружающих граждан.
Так, публичное мероприятие было проведено 01 апреля 2011 г., что является пятницей- рабочим днем. Соответственно по Красному проспекту, передвигается большой поток транспортных средств, в том числе транспорта, занимающегося пассажирскими перевозками.
Как усматривается из ответа от 22 марта 2011 г. Управления пассажирских перевозок (л.д.69) учитывая низкий уровень пропускной способности ул. Советская, как единственного дублера Красного проспекта и количество маршрутов общественного пассажирского транспорта, следующего по указанной транспортной магистрали (на участке маршрутной сети в районе здания Правительства Новосибирской области осуществляют движение 12 городских маршрутов), временное перекрытие движения приведет к возникновению заторных ситуаций на ул. Советская и приостановке работы наземного общественного пассажирского транспорта в центральной части города.
Таким образом перекрытие движения по ходу проведения публичного мероприятия приведет к нарушению прав иных лиц.
Кроме того, законодатель не устанавливает обязанности органа местного самоуправления в безусловном порядке приостановить движение общественного транспорта при проведении митинга либо иного публичного мероприятия.
Доводы Мэрии г. Новосибирска на нарушение работы Правительства Новосибирской области и нарушение публичных интересов в сфере государственного управления и предоставления государственных услуг, а также нарушения общественных интересов обоснованны и заслуживают внимания.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что у Мэрии г. Новосибирска было достаточно оснований для внесения предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
Предложение Мэрии г. Новосибирска от 22 марта 2011 г. мотивированно, поскольку в нем приведены доводы и обоснования того, что проведение публичного мероприятия в заявленных местах не просто нежелательно, а невозможно в связи с защитой публичных интересов.
Доводы заявителей о том, что они полгали, что место проведения публичного мероприятии согласовано, поскольку Мэрией г. Новосибирска было внесено предложение об изменении места проведения мероприятия с нарушением сроков установленных законом несостоятельны. Так, уведомление о проведении митинга и шествий было подано 18 марта 2011 г. в пятницу, а уже 22 марта 2011 г. Мэрией г. Новосибирска было внесено предложение о переносе места проведения публичного мероприятия. При этом как указывал представитель Мэрии г. Новосибирска, были направлены различные запросы для установления возможности согласования места проведения публичного мероприятия, для чего необходимо время. Проведение митинга и шествия было определено организаторами 01 апреля 2011 г., соответственно, уже 22 марта 2011 г. после получения ответа Мэрии, у них не было оснований полагать, что место проведение публичного мероприятия согласовано.
Вместе с тем, 01 апреля 2011 г. организаторами было проведено публичное мероприятие в виде митинга, шествия и митинга, несмотря на то, что стороны в нарушение статьи 5 указанного выше Федерального закона место проведения публичного мероприятия не было согласовано.
Таким образом, с учетом того, что публичное мероприятие было проведено, суд не усматривает нарушений прав заявителей Мэрией г. Новосибирска, соответственно требования заявителей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л :
В удовлетворении заявление Лобарева И.В., Денисюка А.В. о признании незаконными действий Мэрии г. Новосибирска о внесении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, понуждении издать распоряжение - отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья И.В.Зинина
Мотивированное решение суда изготовлено 06 июня 2011 г.