Об оспаривании решения



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

Решение

Именем Российской Федерации

08 июня 2011г.

Центральный районный суд г.Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи

секретаря судебного заседания

с участием:

заявителя

представителя заявителя

Дело № 2-2100/2011

Галиной В.А.,

Галкиной Е.В.,

Гончаровой Л.А.,

Гвоздевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Гончаровой Л.А.об оспаривании решения органа государственной власти, обязании выплатить выходное пособие,

у с т а н о в и л:

Гончарова Л.А. обратилась в суд с заявлением об отмене решения
министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28.01.2011 №24 и обязании министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области исполнить требования постановления администрации Новосибирской области
от 20.02.2006 №12-па и выплатить заявителю единовременное выходное пособие в трехкратном размере средней заработной платы.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что при обращении в министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в выплате пособия в размере трех средних заработных плат ей отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что заявитель вышла на пенсию по старости до вступления в силу закона Новосибирской области от 16.07.2005 №308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области». Считая данный отказ необоснованным, заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, указав в заявлении в качестве заинтересованных лиц правительство Новосибирской области и министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Определением суда от 08.06.2011 прекращено производство по делу в части заявленных требований к правительству Новосибирской области, в связи с отказом от заявления.

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в суд своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, о причине неявки суду
не сообщило.

Суд, выслушав пояснения истца, ее представителя, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил следующие обстоятельства.

Согласно записи, имеющейся в трудовой книжке Гончаровой Л.А. и пенсионному удостоверению № 104181, заявителю назначена государственная пенсия по возрасту с 18.08.1988 Кировским отделом социального обеспечения г.Новосибирска на основании закона РСФСР
«О государственных пенсиях» (л.д.25).

На момент назначения пенсии заявитель состояла в трудовых отношениях со средней школой № 183 Дзержинского района г.Новосибирска в должности учителя начальных классов.

01.09.1990 уволена с должности по статье 31 КЗОТ РСФСР по собственному желанию в связи с уходом на пенсию, о чем сделана соответствующая запись в трудовой книжке (л.д.10).

01.09.1990 принята на должность воспитателя группы продленного дня средней школы № 82 г.Новосибирска.

28.07.2010 уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию на основании п.3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с должности «воспитатель группы продленного дня» МБОУ СОШ №82 Дзержинского района г.Новосибирска, о чем также сделана в трудовой книжке соответствующая запись (л.д.14).

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть оспорены гражданами, организацией, считающими, что нарушены их права и свободы в порядке статьи 254
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же Кодекса).

Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие нарушения требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятых решений, хотя бы по одному из оснований:

имеет ли орган полномочия на принятие решение или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений;

соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона.

Государственную услугу по назначению и выплате единовременного денежного пособия педагогическим работникам государственных бюджетных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных бюджетных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, имеющим стаж педагогической деятельности не менее 25 лет при выходе на пенсию по старости предоставляет министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, сферы деятельности которого определены в Положении о Министерстве, утвержденном постановлением губернатора Новосибирской области от 26.05.2010 № 162.

Пунктом 5 статьи 11 закона Новосибирской области от 16.07.2005 № 308-ОЗ
«О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области», принятого постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 07.07.2005
№ 308-ОСД, направленного, в том числе, на поддержку педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, предусмотрена выплата единовременного денежного пособия педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, имеющим стаж педагогической деятельности не менее 25 лет при выходе на трудовую пенсию по старости в трехкратном размере средней заработной платы педагогического работника. Порядок произведения выплат в соответствии с редакцией названного закона от 17.07.2006 устанавливается администрацией Новосибирской области, в редакции от 02.12.2004 - Правительством Новосибирской области.

В соответствии с п.2 постановления администрации Новосибирской области от 20.02.2006
№ 12-па «О порядке выплаты единовременного выходного пособия педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию» (в редакции закона от 31.03.2008, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пособие выплачивается в трехкратном размере средней заработной платы получателя пособия.

Согласно п. 4 Порядка для получения пособия получатели пособия представляют в том числе, копию трудовой книжки с записью об увольнении в связи с выходом на пенсию.

Исходя из указанных положений закона, для возникновения права на получение единовременного денежного пособия необходима совокупность следующих юридически значимых обстоятельств:

стаж педагогической деятельности не менее 25 лет на момент выхода на пенсию;

трудовая деятельность должна происходить в областных государственных или муниципальных образовательных учреждениях;

запись об увольнении в трудовой книжке должна содержать основание – в связи с выходом на пенсию.

Требования Порядка в части предоставления документов заявителем соблюдены, заявителем представлены в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области все необходимые документы.

Приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.12.2010 № 2252 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате единовременного денежного пособия педагогическим работникам государственных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, имеющим стаж педагогической деятельности не менее 25 лет при выходе на трудовую пенсию по старости.

Административный регламент является нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, принят в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 № 176-п «Об утверждении порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Новосибирской области административных регламентов предоставления государственных услуг».

При этом законодателем определено понятие государственной услуги, как деятельности по реализации функций, в том числе, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, осуществляемой по запросам заявителей в пределах установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

К государственной услуге, в соответствии с п. 1 раздела II Административного регламента, отнесено назначение и выплата единовременного денежного пособия педагогическим работникам государственных образовательных учреждений на территории Новосибирской области, имеющим стаж педагогической деятельности не менее 25 лет при выходе на трудовую пенсию по старости.

Государственная услуга предоставляется министерством совместно с органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, руководителями государственных образовательных учреждений Новосибирской области, по месту работы на основании постановления администрации Новосибирской области от 20.02.2006
№12-па «О порядке выплаты единовременного выходного пособия педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию».

Отказ в предоставлении государственной услуги в соответствии с п.9 раздела II Административного регламента предусматривается в следующих случаях:

1) выход на пенсию по старости до вступления в силу закона Новосибирской области от 16.07.2005 №308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области»;

2)отсутствие стажа педагогической деятельности 25 лет и более при выходе на пенсию по старости;

3) недостижение заявителем пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин);

4) трудоустройство на работу в образовательное учреждение на педагогическую должность после выхода на пенсию по старости;

5) выход на пенсию с должности, не являющейся педагогической.

При этом перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

28.01.2011 по результатам заседания комиссии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по назначению и выплате единовременного выходного пособия педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию, Гончаровой Л.А. отказано в назначении единовременного выходного пособия в связи с выходом на пенсию по старости до вступления в силу Закона Новосибирской области от 16.07.2005 № 308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» (выписка из протокола № 24) (л.д.17).

Судом учитывается, что заявителем при обращении в министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области представлены все необходимые документы, подтверждающих наличие педагогического стажа свыше 25 лет и соответствующую запись в трудовой книжке от 28.07.2010 с указанием на основание увольнения – в связи с выходом на пенсию. Вместе с тем суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого 28.01.2011 решения комиссией министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по назначению и выплате единовременного выходного пособия педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию, при этом руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон Новосибирской области от 16.07.2005 № 308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования (статья 15 закона) и не содержит специального указания об обратной силе его действия, а значит, не применяется к отношениям, возникшим до введения их в действие.

Правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением, социальной поддержкой Гончаровой Л.А. как педагогического работника при выходе на пенсию, возникли в 1988 году, т.е. до опубликования и вступления в силу закона Новосибирской области от 16.07.2005 №308-ОЗ
«О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области». Так, заявитель впервые обратилась в органы социального обеспечения за назначением пенсии в 1988 году, в связи с достижением возраста, дающим право на трудовую пенсию, тем самым реализовав право на назначение выбранного вида пенсии.

Дальнейшая трудовая деятельность заявителя после установления ей трудовой пенсии рассматривается судом лишь как реализация своего права, предусмотренного
статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на ее индивидуальный лицевой счет страховых взносов.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрена повторная реализация права на назначение пенсии, а возможен лишь перерасчет ее размера в порядке, установленном упомянутым законом, суд полагает позицию заявителя ошибочной, сформированной на неверном понимании законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.

Кроме того, как установлено судом, после выхода на пенсию, заявитель вновь трудоустроилась в образовательное учреждение – среднюю школу №82 г.Новосибирска на педагогическую должность - воспитатель группы продленного дня, что также является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Тождество наименования должности «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, установлено приказом №440 от 05.07.2005 министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области имелись законные основания для отказа Гончаровой Л.А. в назначении и выплате единовременного выходного пособия как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения при выходе на пенсию, поскольку у заявителя не возникло права на назначение данного пособия.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления
Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996N 6/8 "Онекоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

При оценке законности принятого 28.01.2011 министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области решения №24 об отказе Гончаровой Л.А. в назначении единовременного выходного пособия в связи с выходом на пенсию по старости на предмет его соответствия регулирующим данные правоотношения нормативным актам, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям закона Новосибирской области от 16.07.2005 № 308-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» и постановлению администрации Новосибирской области
от 20.02.2006 №12-па «О порядке выплаты единовременного выходного пособия педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений при выходе на пенсию». Учитывая, что министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области имело полномочия на принятие решения, порядок принятия решения, предусмотренный указанными нормативными актами и Административным регламентом по предоставлению государственной услуги соблюден, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и полагает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований Гончаровой Л.А. о признании незаконным решения министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 28.01.2011 №24, обязании выплатить единовременное выходное пособие в трехкратном размере средней заработной платы – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А.Галина

Мотивированное решение составлено 21.06.2011.