Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 1647 /2011 Именем Российской Федерации 16 мая 2011 г. Центральный районный суд города Новосибирска в составе: судьи Зининой И.В. при участии: секретаря судебного заседания Туля О.Е., прокурора Сниккарс А.Н. истца Сережкиной Н.Н. представителя РОФ «Домашний очаг» Перетокиной Г.М. представителя Мэрии города Новосибирска Антоньева А.С. представителя Правительства Новосибирской области Прокудиной В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г. Новосибирска в интересах Сережкиной Н.Н. к Мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Калининского района г. Новосибирска обратился в суд с иском в интересах Сережкиной Н.Н. и просил обязать ответчика предоставить Сережкиной Н.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Новосибирске по договору социального найма. В обоснование своего иска прокурор указал, что Сережкина Н.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением исполнительного комитета Калининского района г. Новосибирска от 23 февраля 1984 года № 100 Сережкина Н.Н. была определена в государственное учреждение общественного воспитания на полное государственное учреждение. С 15 июля 1999 г. по 15 ноября 1999 г. Сережкина Н.Н. работала в ОАО «Запсибтрансстрой» и проживала в рабочем общежитии по адресу: г. Новосибирск, ул. Первомайская, д. 204а. 04 сентября 2009 г. Сережкина Н.Н. обратилась в администрацию Калининского района г. Новосибирска о выделении ей жилого помещения, так как она относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Сережкиной Н.Н. было выделено койко-место в общежитии по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого. В связи с тем, что Сережкина Н.Н. в общежитии не проживала, оплату за коммунальные услуги не вносила, данное койко-место было предоставлено иному лицу. Распоряжением мэрии г. Новосибирска № 19138-р от 21 октября 2008 г. Сережкина Н.Н. была признан малоимущей. Приказом главы администрации Калининского района г. Новосибирска № 1510-од от 09 декабря 2008 г. Сережкина Н.Н. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. Указанной категории лиц законом гарантирована социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью. В судебное заседание истец Сережкина Н.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме. Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала соответствующие пояснения и указала, что жилое помещение должно быть предоставлено общей площадью не менее 15 кв.м. на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области. Представитель Мэрии г. Новосибирска в судебном заседании исковые требования не признал и дал пояснения согласно письменного отзыва на иск (л.д.60). Представитель Правительства Новосибирской области в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения в соответствии с письменным отзывом на иск (л.д.47-50). Представитель Администрации Кировского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.55). Представитель Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.67-68). Представитель РОФ помощи детям, оставшимся без попечения родителей и малообеспеченным слоям населения «Домашний очаг» в судебном заседании указала, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. Судебным разбирательством установлено, что Сережкина Н.Н. родилась 25 февраля 1980 года. В актовой записи отцом указан Сережкин Н.Н., матерью Сережкина Т.И.. Данных на основании чего записан отец нет (л.д.59). Решением Калининского районного народного суда г. Новосибирска от 26 января 1984 года Сережкина Т.И. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и истца 1980 года рождения, выселена с занимаемой жилой площади без предоставления жилого помещения за систематическое нарушение правил социалистического общежития по адресу: ул. 25 лет Октября, 11-170 (л.д.19). Решением исполнительного комитета Калининского районного совета народных депутатов № 100 от 23 февраля 1984 года Сережкина Н.Н. была определена в детский дом с содержанием за счет средств государства (л.д.20). При этом указано, что отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. В период с 07 июня 1984 года по 30 августа 1988 года Сережкина Н.Н. являлась воспитанницей Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский дом № 1 г. Новосибирска и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.58). Как усматривается из справки от 27 февраля 2003 г. Сережкина Н.Н. являлась воспитанницей специальной (коррекционной) школы-интерната № 44 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии с 01 сентября 1988 года по 01 сентября 1997 г. и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.22). В период с 01 сентября 1997 года по 30 июня 1999 г. Сережкина Н.Н. обучалась в профессиональном училище № 18 (л.д.79). Отчислена приказом № 10 от 28 июня 1999 г. в связи с окончанием училища. Во время нахождения Сережкиной Н.Н. в школе-интернате № 44, социальный педагог школы, обращался в Отдел образования администрации Калининского района г. Новосибирска с заявлением о закреплении за Сережкиной Н.Н. жилой площади и предоставлении ей жилой пощади (л.д.98). 04 сентября 2000 г. Сережкина Н.Н. самостоятельно обратилась в администрацию Калининского района г. Новосибирска и просила предоставить ей жилое помещение как ребенку-сироте (л.д.13). Согласно ответа отдела опеки и попечительства администрации Центрального района г. Новосибирска Сережкина Н.Н. впервые обратилась с просьбой о предоставлении жилого помещения в сентябре 2000 г. (л.д.77). Повторно с заявлением о постанове на учет нуждающихся в жилых помещениях истец обратилась 10 ноября 2008 г. (л.д.9). Приказом главы администрации Калининского района г. Новосибирска № 1510-од от 09 декабря 2008 г. Сережкина Н.Н., и ее несовершеннолетние дети были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.10). Номер очереди по состоянию на 2008 г. -2425 (л.д.16), по состоянию на 2010 г. 2297 (л.д.17). 24 ноября 2000 г. Сережкиной Н.Н. на основании временного разрешения № 5 администрацией Калининского района г. Новосибирска было выделено койко-место в общежитии, расположенном в доме № 11 по ул. Б.Хмельницкого (л.д.23). Как указывает Сережкина Н.Н. и усматривается из ответов администрации Калининского района, в связи с тем, что истец не проживала в общежитии и не оплачивала коммунальные услуги, данное койко-место было предоставлено иному лицу. В настоящее время истец проживает в съемной комнате, не обеспечена жилым помещением, сторонами это обстоятельство не оспаривается. Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Сережкина Н.Н. имеет статус ребенка-сироты, поскольку ее мать была лишена родительских прав, когда она была несовершеннолетней, в свидетельство о рождении отец внесен со слов матери, и в 4-х летнем возрасте она была определена в государственное учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление). В установленном порядке в 2008 году Сережкина Н.Н. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Калининского района г. Новосибирска. Жилая площадь за Сережкиной Н.Н. не закреплялась, своего жилого помещения она на каком праве не имеет (л.д.57). Доказательств обратного суду не представлено. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По смыслу вышеприведенных норм права само по себе достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы об обязанности предоставить жилое помещение. Однако это право может быть реализовано только указанными лицами, вставшими (поставленными) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, то есть до 23 лет. Как установлено судом, Сережкина Н.Н. была учтена как ребенок-сирота администрацией Калининского района г. Новосибирска еще в 1984 году при определении ее в детский дом. О существовании Сережкиной Н.Н. администрации Калининского района г. Новосибирска напоминало учреждение, на воспитании в которого находилась Сережкина Н.Н. – школа-интернат № 44 в 1997 г., которое обращалось с заявлениями о предоставлении Сережкиной Н.Н. жилого помещения. Самостоятельно истец обратилась в администрацию Калинин6ского района г. Новосибирска в 2000 году, то есть до достижении 23-летного возраста. Согласно статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий. То обстоятельство, что компетентные должностные лица органа опеки и попечительства администрации Калининского района г. Новосибирска и жилищного отдела администрации Калининского района г. Новосибирска, зная о существовании Сережкиной Н.Н. еще в тот период, когда она была несовершеннолетней в 1997 г. и в последующем в 2000 г., не совершили достаточных действия для того, чтобы Сережкина Н.Н. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, при установленных судом обстоятельствах не должно явиться препятствием к реализации жилищных прав Сережкиной Н.Н., установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени Сережкиной Н.Н. жилое помещение не предоставлено. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. При этом не имеет значения очередность истца в учетном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств неправомерности постановки истцов на учет суду не представлено. В силу пункта 2 части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди. Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности. Органом, обязанным предоставить истцу жилое помещение является мэрия г. Новосибирска в силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). В силу подпункта 1 статьи 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области. Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области является главным распорядителем средств областного бюджета Новосибирской области в части финансирования обязательств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений. Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить истцу жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области. Сережкина Н. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека. Однако, именно Сережкина Н.Н. относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, соответственно нормы права о внеочередном предоставлении жилого помещения распространяются лишь на Сережкину Н.Н. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005г. №94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, р е ш и л: Исковые требования прокурора Калининского района г. Новосибирска в интересах Сережкиной Н.Н. к Мэрии города Новосибирска о предоставлении жилого помещения –удовлетворить. Обязать Мэрию города Новосибирска предоставить Сережкиной Н.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья И.В.Зинина Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е