Об оспаривании решения должностного суда



дело № 2-2543/11

поступило 24.03.2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 г. г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Овчинниковой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.Черных Александра Юрьевича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области об устранении нарушенных прав на получение субсидии на приобретение жилья путем ее предоставления в рамках действовавшего на момент подачи заявления о предоставлении субсидии постановления Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31 «Об утверждении положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области»,

установил:

Гр.Черных А.Ю. обратился в Центральный районный суд г.Новосибирска с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (МСиЖКХ НСО) об устранении нарушенных прав на получение субсидии на приобретение жилья путем ее предоставления в рамках действовавшего на момент подачи заявления о предоставлении субсидии постановления Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31 «Об утверждении положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области».

При этом свои требования обосновал следующим: тем, что на основе утвержденного Губернатором Новосибирской области (постановление от 04.02.2008г. № 31) Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, обратился 28.08.2008г. с заявлением на предоставление субсидии (при оформлении кредитов) на приобретение жилого помещения со всеми необходимыми документами в Администрацию Дзержинского района г.Новосибирска (л.д.92) и был включен в районный реестр лиц, имеющих право на указанную субсидию, направленный Администрацией Дзержинского района г.Новосибирска 08.09.2008г. в Комитет по жилищным вопросам мэрии г.Новосибирска (л.д.87,89), что в последующем подтвердили заявителю письмом от 11.11.2010г. № 1865/08-14 (л.д.88, 91). Сводный реестр граждан г.Новосибирска, имеющих право на получение субсидий при оформлении кредитов на приобретение (или строительство) жилого помещения, был направлен мэрией г.Новосибирска 01.12.2008г. в Департамент СиЖКХ НСО и получен последним 01.12.2008г. (л.д.108), в котором за № 163 указан и заявитель (л.д.110). 09.02.2009г. заявитель обратился в Департамент СиЖКХ НСО с заявлением о судьбе субсидии, заявление о получении которой им подано (л.д.74), на что получил ответ Департамента СиЖКХ НСО от 11.03.2009г. № 946-05/22 (л.д.75), согласно которому, как указано в письме, с учетом сложившейся ситуации финансирование субсидий гражданам при оформлении кредитов на приобретение или строительство жилья по постановлению Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31 «Об утверждении положения … », в 2009 году производится не будет. Аналогичный ответ получил от Администрации Дзержинского района г.Новосибирска (л.д.77). Полагая свое право нарушенным, обратился с иском за судебной защитой.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 01.12.2010г. гр.Черных А.Ю. в иске отказано по причине поступления ответчику документов в отношении заявителя на получение им субсидии только в декабре 2008г., что и послужило причиной невключения его в очередной реестр для предоставления субсидий и последующим отсутствием в 2009г. финансирования на указанные цели, а также утратой юридической силы раздела II Положения, которым регламентировался порядок предоставления данного вида субсидии.

Определением кассационной инстанции Новосибирского областного суда от 22.02.2011г. вышеназванное решение Центрального районного суда г. Новосибирска отменено, дело направлено на новое рассмотрение; указано, что вывод суда первой инстанции об относимости к обстоятельствам дела факта утраты юридической силы раздела II Положения не является правильным, поскольку в момент обращения гр.Черных А.Ю. с заявлением о предоставлении ему субсидии и поступления его документов в Департамент СиЖКХ НСО указанное положение действовало; экономическая ситуация, повлиявшая на условия финансирования указанной программы, также не может служить основанием для утраты заявителем права на субсидию; в то же время отмечено, что судом не исследован вопрос об обязанностях Департамента СиЖКХ НСО в рамках порядка предоставления субсидий о ведении реестров, предоставления субсидий.

Определением суда от 05.05.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по инициативе ответчика привлечено Правительство Новосибирской области.

Администрация Дзержинского района г. Новосибирска (третье лицо) надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, причин неявки не указала, об отложении не просила, с учетом вышеназванных обстоятельств, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.

Ответчик отзывом и в судебном заседании иск не признал, сославшись на следующие обстоятельства: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области является правопреемником Департамента СиЖКХ НСО в соответствии с п.4 постановления Губернатора Новосибирской области от 19.04.2010г. № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» (л.д.64, 66); п.2 ст.6 Закона НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области» и п.2 Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31, предусмотрено, что предоставление гражданам субсидий осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом НСО об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год.; реестрами от 28.07.2008г. и от 29.07.2008г., утвержденными Губернатором НСО (л.д.95-107), было включено 2017 граждан, имеющих право на получение субсидий на общую сумму финансирования более 700 млн. руб. при выделенном финансировании на 2008г. в сумме 560 млн. руб., что повлекло прекращение процедуры формирования реестров и представление их на утверждение Губернатору НСО, фактически около 780 граждан были профинансированы на указанные субсидии за счет средств 2009г. на общую сумму 290 млн. руб.; ответ Департамента СиЖКХ НСО от 11.03.2009г. № 946-05/22 не является уведомлением об отказе в предоставлении субсидии, поскольку его форма определена приложением 4 к Положению о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области; постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.10.2009г. № 455 раздел II Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, был признан утратившим силу.

Правительство НСО отзывом на иск указало, что все полномочия (согласно Положению о порядке и размерах предоставления от дельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области и постановлению Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31, его утвердившему: предусматривать средства на предоставление отдельным категориям граждан субсидий для строительства или приобретение жилья в НСО при подготовке проектов законов об областном бюджете НСО на последующее годы (п/п.2 п.2 постановления); осуществлять расходы областного бюджета на предоставление субсидий гражданам для строительства или приобретение жилья в НСО в соответствии с порядком исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета (п.6 положения), а также все организационные вопросы по приему документов, их рассмотрении, включении в реестр, принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии - предоставлены (и возложены) Департаменту СиЖКХ НСО; Департамент СиЖКХ НСО (МСиЖКХ НСО) не является структурным подразделением Правительства НСО, а Правительства НСО, в свою очередь, не является органом обязанным на предоставление гражданам указанных субсидии и на указанные цели бюджетом НСО не финансируется. По сути требований гр.Черных А.Ю. представитель Правительства НСО полагал иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно п.1 ст.40 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (п.2 ст.40 Конституции РФ). В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, признается невиновным и не несет ответственности, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п/п.2 п.2 постановления Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31 Департаменту СиЖКХ НСО поручено при подготовке проектов законов об областном бюджете Новосибирской области на последующие годы предусматривать средства на предоставление отдельным категориям граждан субсидий для строительства или приобретения жилых помещений в Новосибирской области. Согласно п.2 Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31, предоставление субсидий отдельным категориям граждан НСО носит заявительный характер, осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Согласно п.4 Положения сводный реестр граждан НСО, имеющих право на субсидии, для его рассмотрения должен формироваться Департаментом СиЖКХ НСО не реже 1 раза в месяц. В соответствии с п.6 Положения расходы областного бюджета на предоставление гражданам субсидий на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется Департаментом СиЖКХ НСО в соответствии с порядком исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета. В соответствии с п.17 Положения если гражданину отказано в предоставлении субсидии при кредитовании, он уведомляется об этом в письменном виде с указанием причин отказа по форме согласно приложению № 4 к Положению. Согласно п.20 Положения расходы областного бюджета на предоставление субсидий при кредитовании осуществляются Департаментом СиЖКХ НСО в соответствии с порядком исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета в форме финансирования кредитных организаций на основе соглашений. Согласно п/п.3 п.9 Положения о Министерстве СиЖКХ НСО, утвержденного постановлением Губернатора НСО от 04.05.2010г. № 144, Министерство СиЖКХ НСО предоставляет такую государственную услугу как предоставление отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в НСО. Согласно Административному регламенту Департамента СиЖКХ НСО предоставления государственной услуги в виде предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора НСО от 21.07.2008г. № 291, предоставление отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области имеет статус государственной услуги (п.1), указанная услуга предоставляется Департаментом СиЖКХ НСО (п.2), ее предоставление осуществляется в т.ч. на основе Конституции РФ, ЖК РФ, Закона НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области», постановления Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31 (п.3), конечным результатом предоставления названной государственной услуги является – перечисление суммы субсидии на счет продавца жилого помещения, заключившего соответствующий договор с получателем государственной услуги, либо отказ в предоставлении государственной услуги (п.4), заявителями на предоставление названной государственной услуги являются – граждане РФ, зарегистрированные на территории Новосибирской области по месту жительства или пребывания, имеющее право на получение субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области в соответствии с требованиями Закона НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ (п.5). Согласно п.13 Административного регламента сроки предоставления государственной услуги от момента предоставления заявителем полного пакета документов до перечисления субсидии на счет заявителя не менее 1 месяца и не более 4 месяцев при наличии лимита финансирования в текущем году. В соответствии с п.14 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги могут быть: а) несоответствие заявителя требованиям Закона НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в постановлении Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области. Согласно постановлению Губернатора НСО от 28.10.2009г. № 455 раздел II Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, был признан утратившим силу. Согласно постановлению Губернатора НСО от 16.08.2010г. № 240, постановление Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31 было признано утратившим силу.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, все фактические и юридически значимые действия, совершенные Департаментом СиЖКХ НСО (МСиЖКХ НСО), а также заявителем (гр.Черных А.Ю.), в рамках спорного правоотношения, в т.ч. в их хронологическом порядке, соответствуют указанному в суде сторонами и имеют документальное подтверждение.

Как установлено судом и следует из доказательств, имеющихся в деле, истец гр.Черных А.Ю., в установленном порядке обратился с заявлением 28.08.2008г. на предоставление субсидии (при оформлении кредитов) на приобретение жилого помещения по месту своего жительства - в Администрацию Дзержинского района г.Новосибирска и по результатам необходимой проверки на соответствие его документов условиям получения субсидии был внесен в реестр граждан Дзержинского района г.Новосибирска, направленного сначала 08.09.2008г. в Комитет по жилищным вопросам мэрии г.Новосибирска, а потом в составе сводного городского реестра 01.12.2008г. в Департамент СиЖКХ НСО. Спор об отсутствии у гр.Черных А.Ю. статуса лица, имеющего право на указанную субсидию, отсутствует. Основным доводом непредоставления испрошенной заявителем субсидии является довод об отсутствии достаточного финансирования для предоставления указанной субсидии всему количеству граждан, обратившимся за ее предоставлением.

Удовлетворяя исковые требования заявителя, суд исходит из того, что между сторонами на основе Закона НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ, акта государственного органа (постановление Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31), в связи с поданым гр.Черных А.Ю. по установленной форме и в установленном порядке заявлением, возникли правоотношения, характеризующиеся отношениями равенства сторон и координции действий, определенные правовыми актами как государственная услуга, а соответственно отношения гражданско-правового характера. Бюджетно-правовые отношения одной из сторон названных правоотношений (Департамента СиЖКХ НСО), не относимы к правоотношениям сторон по поводу предоставления государственной услуги, а соответственно - к правам и обязанностям другой стороны (гр.Черных А.Ю.) постольку, поскольку он не является участником бюджетных отношений и соответственно лишен возможности влиять на их содержание. Со стороны заявителя в качестве лица, претендующего на получение государственной услуги в виде получения субсидий для приобретения (или строительства) жилого помещения, выполнены все необходимые юридически значимые действия, предусмотренные порядком, регламентирующим получение субсидии; претензий в этом плане к заявителю со стороны государственного органа отсутствуют. В свою очередь, Департамент СиЖКХ НСО в соответствии с его компетенцией по указанному вопросу: а) при подготовке проектов законов об областном бюджете не предусмотрел достаточного количества денежных средств на финансирование программы предоставления гражданам субсидий для приобретения (или строительства) жилых помещений, в т.ч. на 2009 год (п./п.2 п.2 постановления Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31), что исключило возможность реализовать в отношении гр.Черных А.Ю. государственную услугу, опубликованную путем принятия соответствующих правовых актов; б) не соблюдал периодичность составления реестров, предусмотренную п.4 Положения (не реже 1 раза в месяц), что привело к утверждению всего двух реестров – в апреле и июле 2008г.; в) не имея правовых оснований для неисполнения государственной услуги (см.п.14 Административного регламента), фактически письмом от 11.03.2009г. № 946-05/22 признал факт неисполнения взятых на себя обязательств по её предоставлению. При наличии правопреемства при смене организационно-правовой формы (с Департамента СиЖКХ НСО на Министерство СиЖКХ НСО), сохранении у Министерства СиЖКХ НСО среди полномочий как государственного органа функции по оказанию той же самой государственной услуги (п\п.3 п.9 Положения о Министерстве СиЖКХ НСО), ответчик, тем самым, подтверждает не только факт неисполнения обязательств по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий для приобретения (или строительства) жилых помещений, но и фактический отказ от ее предоставления, несмотря на отсутствие формализованного отказа, предусмотренного Административным регламентом. При этом суд учитывает то обстоятельство, что раздел II постановления Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31 был признан утратившим силу только постановлением Губернатора НСО от 28.10.2009г. № 455; в силу чего, к указанному времени между сторонами уже возникли: не только спорное правоотношение, но и обязательства сторон, в т.ч., и в первую очередь, Департамента СиЖКХ НСО по предоставлению гр.Черных А.Ю. испрошенной им субсидии как разновидности государственной услуги. Не учитывает суд и довода ответчика об отсутствии достаточного финансирования на указанные цели по причине большего количества граждан, обратившихся за государственной услугой (получением субсидии), поскольку: а) условия предоставления субсидии определялись в системе исполнительных органов государственной власти НСО и отсутствие обоснованного планирования указанной программы не должны вести к отказу от исполнения взятых на себя обязательств, как и финансовые трудности и экономические ситуации, поскольку односторонний отказ от исполнения обязательств законом запрещен, мер же для цивилизованного прекращения обязательств государственный орган своевременно не предпринял, как и не подтвердил принятие мер необходимого и достаточного характера для надлежащего исполнения взятых на себя обязательств (если быть точным, Департамент СиЖКХ НСО даже не сформировал очередной реестр для предоставление его на утверждение Губернатору НСО), каких-либо доказательств совершения действий по получению дополнительного финансирования в 2008 году, получения средств, достаточных для выделения субсидий всем лицам, отвечающим требованиям по ее предоставлению, в 2009 году, не предоставил; б) как следует из пояснений, данных свидетелем в судебном заседании (главный специалист отдела жилищных программ Министерства СиЖКХ НСО), более реестры не утверждались, субсидии были предоставлены даже не всем гражданам, включенным в реестры; по указанной статье финансировалась не только программа, предусмотренная постановлением Губернатора НСО от 04.02.2008г. № 31, но и другие программы, в частности, программа согласно постановлению Губернатора НСО от 22.01.2007г. № 21 «О государственной поддержке граждан при кредитовании на строительство или приобретение жилья в Новосибирской области», из чего суд усматривает очередное доказательство отсутствия четкого финансового обоснования жилищной программы, которой планировал воспользоваться истец, фактического ее финансирования не по критериям услуг, установленными правовыми актами, т.е. изначально в меньшем, чем требуемом объеме денежных средств.

Истец еще раз в судебном заседании подтвердил исковой характер своих требований, заключающийся в предоставлении ему ответчиком субсидии, заявление на получение которой им было подано, в силу чего подобный способ защиты нарушенного права соответствует способам защиты указанным в ст.12 ГК РФ. Отдельные недостатки искового заявления не свидетельствуют об ином способе защиты, использованном заявителем, и соответственно о необходимости применения иного порядка судопроизводства по делу.

Тем самым, в судебном заседании нашло подтверждение: факт непредоставления ответчиком истцу субсидии на приобретение жилья, отсутствие официального отказа в её предоставлении, наличие прав у истца на получение испрошенной им субсидии, отсутствие обстоятельств (причин), исключающих неправомерный характер неисполнения ответчиком своих обязательств по предоставлению субсидии как взятой на себя обязанности по ее предоставлению в виде государственной услуги.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь п.1 ст.4, п.1 ст.8, п.1 ст.9, ст.12, 309, 310, п.1, 2 ст.401 ГК РФ, Законом НСО от 15.10.2007г. № 149-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области», Положением о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31, Административным регламентом Департамента СиЖКХ НСО предоставления государственной услуги в виде предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора НСО от 21.07.2008г. № 291, ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья

решил:

Исковые требования гр.Черных Александра Юрьевича удовлетворить: обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области предоставить гр.Черных Александру Юрьевичу субсидию при оформлении кредитов на приобретение или строительство жилых помещений на условиях Положения о порядке и размерах предоставления отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.02.2008г. № 31.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.В.Витюк

Решение в окончательной форме изготовлено 02.07.2011г.