О признании права собственности



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

2963

/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14

июня

2011 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Сорокиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шитц А.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Шитц А.В. обратился в суд с иском к ответчику и просил признать право собственности на комнату № 296 в доме № 22/1 по ул. Ипподромская в г. Новосибирске.

В обоснование своего иска Шитц А.В. указал, что в январе 2005 г. ему на основании распоряжения № 9-к от 17 января 2005 г. для постоянного проживания была предоставлена комната № 286 (в настоящее время 296) площадью 12,2 кв.м., в доме № 22/1 по ул. Ипподромская в г. Новосибирске. В указанное помещение он был вселен на правах нанимателя по договору социального найма, оплачивал жилое помещение на условиях договора социального найма. Данное общежитие является собственностью РФ и включено в реестр федерального имущества. Полагает, что занимаемое им жилое помещение подлежит передаче в собственность на основании статьи 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», поскольку он имеет право на приобретение указанного жилого помещения, проживая в нем на условиях социального найма. Дом фактически не является общежитием, он не связан трудовыми отношениями ни с собственником жилого помещения, ни с муниципальным образованием г. Новосибирска, в собственность которого подлежал передаче указанный дом.

Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что истец Шитц А.В. проживает и зарегистрирован по постоянному месту жительства в общежитии по адресу г. Новосибирск ул. Ипподромская, д. 22/1 комната № 296 января 2005 г., что подтверждается копией паспорта Шитц А.В., распоряжения ПРЖЭУ ОАО «Новосибхлеб» № 9-к от 17 января 2005 г. о предоставлении истцу комнаты для постоянного проживания (л.д.11, 13-14).

Как следует из справки с места жительства иных лиц, проживающих в спорной комнате нет (л.д. 12).

Ответчик не оспаривает того обстоятельства, что общежитие по адресу г. Новосибирск ул. Ипподромская, д. 22/1 включено в реестр федерального имущества.

Своего права на приватизацию в г. Новосибирске и Новосибирской области истец Шитц А.В. ранее не использовал, что подтверждается представленной суду справкой МУ «Городское жилищное агентство» № 413599 от 05 марта 2011 г. (л.д.16), справкой Главы Блюдчанского сельсовета Чановского района Новосибирской области № 718 от 29 октября 2009 г.

До вселения в спорную комнату истец с 28 сентября 1978 года по 01 сентября 1995 года был зарегистрирован в с. Блюдчанское Чановского района Новосибирской области (л.д.17), 04 августа 1995 г. был зачислен на обучение курсантом в Новосибирское высшее военное командное училище ВВ МВД России и уволен с военной службы 29 мая 2000 (л.д.27-29), в период с 01 июня 2000 г. по 01 июня 2001 г. проживал по адресу: г. Новосибирск, ул. О.Жилиной, д. 73, кв. 215, с 03 мая 2001 г. по 27 января 2005 г. был зарегистрирован в общежитии по ул. Каменская, д. 26.

Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР № 1541-1 от 04 июля 1991 года«О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом № 4199-1 от 23 декабря 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 8 от 10 января 1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно указанному приложению к данным объектам относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу вышеприведенной нормы Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно статье 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29 декабря 2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Истец зарегистрирован и постоянно проживает в спорном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги, на условиях договора социального найма.

Суд не располагает сведениями о том, что Шитц А.В. был вселен в спорное жилое помещение с нарушением установленного порядка. В то же время, судом установлено, что истец занимает комнату длительный период и производит оплату за проживание в порядке предусмотренном для оплаты жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах требование Шитц А.В. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на комнату № 296, расположенную на девятом этаже дома № 22/1 по ул. Ипподромская в г. Новосибирске подлежит удовлетворению.

Определяя комнату, которая должна быть передана истцу в собственность, суд исходит из данных Новосибирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» -технического паспорта на жилое помещение, согласно которому фактическая площадь спорного помещения обозначенного на поэтажном плане строения как комната № 88 составляет 13,4 кв.м. и состоит из жилой комнаты площадью 13,4.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Шитц А.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение – удовлетворить.

Признать за Шитц А.В. право собственности на помещение № 296 общей площадью 13,4 кв.м., состоящее из жилой комнаты площадью 13,4 кв.м., расположенное на девятом этаже в доме № 22/1 по ул. Ипподромская в г. Новосибирске и обозначенное на поэтажном плане строения как комната № 88.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 01 июля 2011 г.