РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 Решение Именем Российской Федерации 08 июня 2011г. Центральный районный суд г. Новосибирска в составе: председательствующего судьи при секретаре судебного заседания с участием: прокурора представителя ответчика представителей третьего лица Дело № 2-430/2011 Дело № 2-431/2011 Галиной В.А., Галкиной Е.В., Громова Е.Г., Асаулюк Ю.В., Паниной О.С., Шушуниковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела по искам прокурора Центрального района города Новосибирска, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Рекламные технологии» об обязании совершить определенные действия, у с т а н о в и л : Прокурор Центрального района г.Новосибирска обратился в суд с иском, просит обязать ответчика демонтировать рекламные конструкции (видеопанель на пересечении ул.Орджоникидзе и Красного проспекта в сквере со стороны здания Новосибирского театра оперы и балета) и привести земельный участок, расположенный на территории объекта культурного наследия федерального значения «Театр оперы и балета» в первоначальное состояние; установить ответчику срок в 1 месяц для совершения указанных действий. В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой Центрального района г.Новосибирска проведена проверка по обращению руководителя Сибирского управления Росохранкультуры о нарушениях ООО «Рекламные технологии» законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в охранной зоне № 1, утвержденной Постановлением администрации Новосибирской области «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны» № 46-па от 15.02.2010, установлена рекламная конструкция (видеопанель) на пересечении ул. Орджоникидзе и Красного проспекта в сквере со стороны «Здания Новосибирского театра оперы и балета». Данная конструкция была установлена для использования при проведении торжественных мероприятии, посвященных празднованию 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Срок действия разрешения на размещение указанной рекламной конструкции был указан до 01.06.2010, однако на текущий момент указанная конструкция не демонтирована. Кроме того, в суд поступило заявление аналогичного содержания, в котором прокурор просит обязать ответчика демонтировать рекламные конструкции на пересечении ул.Мичурина к ул.Орджоникидзе на пешеходной дорожке со стороны здания Новосибирского театра оперы и балета. В обоснование данного требования прокурор, кроме того, ссылается на то, что данными рекламными конструкциями нарушается визуальное восприятие (частично закрыт фасад) объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета», при этом у ООО «Рекламные технологии» отсутствует надлежащим образом согласованная документация. Определением суда от 17.09.2010 гражданские дела объединены в одно производство. Участвующий в судебном заседании прокурор Громов Е.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам исковых заявлений. Представитель ответчика – ООО «Рекламные технологии» по доверенности Асаулюк Ю.В. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему (т.2 л.д.70-72, 126-127). Представители третьего лица – Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области по доверенности Панина О.С., Шушуникова Н.С. полагали, что иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению. Представители третьих лиц – мэрии города Новосибирска, муниципального учреждения «Городской центр наружной рекламы» в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Мэрией г.Новосибирска представлены письменные пояснения по существу заявленных требований (л.д.128-129). С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Судебным разбирательством установлено, что 18.05.2005 между мэрией г.Новосибирска в лице муниципального учреждения «Центр наружной рекламы» («Центр») и ООО «Рекламные технологии» («Рекламораспространитель») заключен договор на размещение средства наружной рекламы №2806, в соответствии с условиями которого Центр предоставляет Рекламораспространителю место для размещения средства наружной рекламы щит 3.00 х 6.00 площадью 36 кв.м по адресу: Орджоникидзе ул. 0, Мичурина ул. 0; НГАТОБ, участок дорожно-уличной сети (т.2 л.д.31-32). В соответствии с п.3.3 указанного договора Центр имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных п.6.3 договора. На основании п.6.3 договор может быть расторгнут Центром в одностороннем порядке, если место, на котором установлена наружная реклама, понадобится для муниципальных целей (по постановлению мэрии г.Новосибирска). В этом случае Рекламораспространитель обязан в десятидневный срок после письменного уведомления, освободить место за свой счет и привести в надлежащее состояние, после чего имеет право заключить договор на размещение средства наружной рекламы в предлагаемом Центром месте на условиях договора. В случае отказа Рекламораспространителя от освобождения места под размещаемым средством наружной рекламы по окончании срока действия договора или его досрочного расторжения Центр вправе произвести демонтаж соответствующего средства рекламы. При этом стоимость произведенных работ по монтажу возмещается (оплачивается) Рекламораспространителем (п.6.4). Дополнительным соглашением к договору от 15.07.2007 срок действия договора от 18.05.2005 № 2806 продлен до 31.12.2019, размер платы за пользование муниципальным имуществом увеличен до 159408 руб. ежегодно без учета НДС (т.2 л.д.33). В рамках указанного договора ответчиком были получены разрешение на распространение наружной рекламы от 16.05.2005. № 3341 сроком действия с 01.01.2005 по 31.12.2007 (т.2 л.д.121) и разрешение на установку рекламной конструкции от 24.03.2008 № 1223 сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2012 (т.2 л.д.122). Кроме того, между мэрией г.Новосибирска в лице муниципального учреждения «Центр наружной рекламы» и ООО «Рекламные технологии» был заключен аналогичный договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций №3112, сроком действия с 01.10.2008 по 30.09.2018, в соответствии с условиями которого Центр предоставляет Рекламораспространителю место для установки и эксплуатации рекламной конструкции: динамическое табло 6,00 х 8,00 площадью 48 кв.м по адресу: Красный проспект 36; Орджоникидзе ул.27, сквер у Оперного театра (т.1 л.д.28-29). В рамках указанного договора мэрией г.Новосибирска 13.07.2007 выдано разрешение № 5590 на установку рекламной конструкции сроком действия с 01.10.2008 по 30.09.2018 (т.2 л.д.120). В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления; нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления. В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 здания, расположенные по адресам: г.Новосибирск, Красный проспект, 34 (здание Промбанка, в настоящее время мэрия г.Новосибирска), Красны проспект 36 (здание Новосибирского государственного академического театра оперы и балета), памятник В.И.Ленину отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, а здание по Красному проспекту 38 (здание Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии) согласно постановлению администрации Новосибирской области от 27.07.2005 № 54, является объектом культурного наследия регионального значения. В целях обеспечения сохранности объектов культурного значения в его исторической среде на основании ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 № 46-па утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия народов российской Федерации, расположенных на территории г.Новосибирска, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон охраны. Для объектов культурного наследия, расположенных по Красному проспекту №№ 34, 36, 38 и памятника В.И.Ленину на площади Ленина установлена охранная зона № 1 объектов культурного наследия. Для охранной зоны № 1 тем же постановлением введен особый режим использования земель и градостроительные регламенты в границах охранных зон объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно которому в охранной зоне запрещено размещение рекламных конструкций перед выходящими на улицу фасадами объекта культурного наследия. При этом, в соответствии с п.3 постановления от 15.02.2010 № 46-па мэрии города Новосибирска рекомендовано при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности на территории города Новосибирска обеспечивать соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска. Представитель органа местного самоуправления – мэрии города Новосибирска по доверенности Бузницкий А.Ю. в судебном заседании 18.04.2011 пояснил, что на момент выдачи разрешений указанные в исковых заявлениях прокурора рекламные конструкции в охранных зонах не находились. Разрешения были выданы в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» и Правилами распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, утвержденными Решение городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 N 372. Постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 № 46-па обратной силы не имеет, для ранее установленных конструкций носит рекомендательный характер. Принимая во внимание, что в период действия договоров на размещение наружной рекламы рекламораспространитель – ООО «Рекламные технологии» своевременно вносил обусловленную договором плату, нарушения договорных обязательств не допускал, мэрия г.Новосибирска не находит оснований для досрочного расторжения договоров, аннулирования разрешений или признания их недействительными. Суд соглашается с позицией мэрии г.Новосибирска и полагает, что разрешения на установку рекламных конструкций и договоры на их эксплуатацию являются достаточными основаниями для использования ответчиком установленных рекламных конструкций в соответствии с условиями договоров и законодательством о рекламе. Ссылку прокурора на заключение Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии по размещению информационных носителей, согласно которому рекламные конструкции на пересечении ул.Мичурина и ул.Орджоникидзе на пешеходной дорожке со стороны здания Новосибирского театра оперы и балета накладываются на проекцию фасада НГАТОиБ, нарушают его визуальное восприятие с ул.Мичурина и в настоящее время установлены с нарушением условий п.1 (д) Приложения № 13 к постановлению администрации Новосибирской области от 15.02.2010 № 46-па, суд считает несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства в силу прямого указания п.20 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» могут являться основанием для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в судебном порядке по иску органа местного самоуправления. Суд считает необоснованным довод представителей Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области о том, что на момент заключения ООО «Рекламные технологии» договоров об установлении рекламных конструкций на ул.Орджоникидзе охранные зоны уже были утверждены решением исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 16.02.1987 № 52. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно решению исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 16.02.1987 № 52 утвержден проект зон охраны и зон регулирования застройки г.Новосибирска. Институту «Новосибирскгражданпроект» в срок до 01.05.1987 предписано внести коррективы в проект зон охраны памятников с учетом изменений за период 1985 - 1986 гг. Однако представленный Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области план Железнодорожного и Центрального района г.Новосибирска с нанесением зон охраны не имеет ссылки на упомянутое решение исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов. Какие-либо реквизиты на данном плане отсутствуют. Отсутствие взаимных ссылок в решении исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 16.02.1987 № 52 и плане охранных зон не позволяют суду установить взаимную связь указанных документов и дать им оценку в совокупности. Кроме того, указанные обстоятельства исследовались Арбитражным судом Новосибирской области в рамках гражданского дела № А45-19710/2010 по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области к ООО «Рекламные технологии» о демонтаже рекламных конструкций. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2010 в удовлетворении иска отказано (т.2 л.д.143-148). Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области – без удовлетворения (т.2 л.д.149-152). При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении иска прокурора Центрального района города Новосибирска об обязании ООО «Рекламные технологии» демонтировать установленные рекламные конструкции (видеопанель на пересечении ул.Орджоникидзе и Красного проспекта в сквере со стороны здания Новосибирского театра оперы и балета) и привести земельный участок, расположенный на территории объекта культурного наследия федерального значения «Театр оперы и балета» в первоначальное состояние – отказать. В удовлетворении иска прокурора Центрального района города Новосибирска об обязании ООО «Рекламные технологии» демонтировать рекламные конструкции на пересечении ул.Мичурина к ул. Орджоникидзе на пешеходной дорожке со стороны здания Новосибирского театра оперы и балета и привести земельный участок, расположенный на территории объекта культурного наследия федерального значения «Театр оперы и балета» в первоначальное состояние – отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья В.А.Галина Мотивированное решение составлено 30.06.2011.