Дело № 2-1616/11 Поступило в суд: 21 января 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июля 2011 года г. Новосибирск Центральный районный суд г. Новосибирска в составе: Председательствующего судьи Е.А. Певиной При секретаре В.С. Байрамовой С участием представителя истца Е.Б. Митрофанова Представителей ответчиков З.Р. Мильштейн, И.А. Бородий, Д.В. Любенко Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского областного общественного фонда «Фонд защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», ОАО «СибирьЭнерго», ОАО «Новосибирскэнерго» о признании действий противоправными, возложении обязанностей по предоставлению потребителям предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (тепла) установил: Новосибирский областной общественный фонд «Фонд защиты прав потребителей» обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», указав в исковом заявлении, что в соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Для обеспечения указанных требований Закона, частью 10 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Учитывая изложенное, ОАО «НГТЭ» было обязано в срок до 01 июля 2010 года направить всем потребителям теплоэнергии, не имеющим приборов учета, предложения об оснащении приборами учетами. Приказом Министерства энергетики РФ от 16 апреля 2010 года № 178 утверждена форма уведомления, которая является именной и должна направляться каждому собственнику лично. Данная обязанность ОАО «НГТЭ» исполнена не была, в соответствии с письмом Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г. Новосибирска от 21 октября 2010 года № 1-4052, предложение ОАО «НГТЭ» было опубликовано только в сети Интернет и направлено Главам районных администраций. В связи с неисполнением предусмотренной законом обязанности, потребители не были проинформированы о том какая организация будет устанавливать приборы учета и о их стоимости, т.е. потребители не смогут в установленный Федеральным законом срок перейти на оплату потребленных ресурсов по приборам учета. На основании положений ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец просит суд признать противоправными действия ОАО «НГТЭ» по непредоставлению потребителям предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (тепла). Обязать ответчика предоставить потребителям предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Судом, в ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя истца, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «СибирьЭнерго», ОАО «Новосибирскэнерго». Представители ответчика ОАО «НГТЭ» Байраламова НА, Мильштейн ЗР заявленные исковые требования не признали, представили письменные пояснения (л.д.25-29), полагают, что ОАО «НГТЭ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не оказывает потребителям каких-либо услуг, в том числе не является теплоснабжающей организацией, не имеет с ними договорных и иных отношений, не заключает договоры на снабжение тепловой энергией, а создано и функционирует как теплосетевая организация, в обязанности которой, входит транспорт теплоносителя на основании договора, заключенного с ОАО «СибирьЭнерго». Представитель ответчика ОАО «СибирьЭнерго» Бородий АИ исковые требования не признал, представил суду письменные возражения (л.д. 70-71). Полагает, что ОАО «СибирьЭнеого» является ненадлежащим ответчиком, т.к. не имеет каких-либо сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе и тех, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета. Представитель ответчика ОАО «Новосибирскэнерго» Любенко ДВ заявленные исковые требования не признала, представила суду письменные пояснения (л.д.62). Полагает, что ОАО «Новосибирскэнерго» является ненадлежащим ответчиком, т.к. не имеет сетей, непосредственно присоединенных к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета. Так, ОАО «Новосибирскэнерго» имеет магистральные сети, внутриквартальные сети, которые имеют присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, находятся в собственности муниципального образования. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с положениями пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых … тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых … тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Согласно пункту 9 указанной статьи, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение … тепловой энергией, … или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Согласно пункту 10 указанной статьи до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. … В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, согласно положениям указанного Федерального закона собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны в срок до 01 июля 2010 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом, многоквартирные дома оборудуются общедомовыми приборами учета потребленной тепловой энергии. Обязанность по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов в срок до 01 июля 2010 года предложений об оснащении объектов приборами учета лежит на организациях, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или её передачу, и имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом, если продажу ресурсов осуществляет отличная от указанных организаций организация, то она обязана предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов приборами учета. При этом, лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов. Таким образом, обязанность по информированию собственников помещений в многоквартирных домах об оснащении приборами учета потребляемой тепловой энергии лежит на лицах, ответственные за содержание многоквартирных домов (Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и пр.). При этом, истцом, в ходе рассмотрения дела не представлено суду доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ответчики обладают признаками, перечисленными в пункте 9 статье 13 указанного Федерального закона, т.е. осуществляют снабжение тепловой энергией или её передачу, и имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Также, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в силу положений Преамбулы к Закону «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Вместе с тем, согласно положениям п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). При этом, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования не подлежат защите в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей». На основании ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Новосибирского областного общественного фонда «Фонд защиты прав потребителей» в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго», ОАО «СибирьЭнерго», ОАО «Новосибирскэнерго» о признании действий противоправными, возложении обязанностей по предоставлению потребителям предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (тепла), оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Новосибирска. Судья Е.А. Певина Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 июля 2011 года