О взыскании убытков



Дело №2- 2774\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» июня 2011 года

Судья суда общей юрисдикции Центрального района г.Новосибирска Федорова Е.Д.

С участием секретаря- Калининой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атрощенко Л. Н. к ОАО «МДМ Банк» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

установил:

Атрощенко Л.Н. обратилась в суд с иском к ОАО «МДМ Банк» о взыскании убытков, компенсации морального вреда. Истец просила взыскать с банка: убытки в размере 151613руб.60коп., неосновательно списанные банком со счёта истца 09.05.2010г. ; в счёт компенсации причиненного морального вреда денежную сумму в размере 100 000 руб..

В судебном заседании истец и представитель истца поддержали исковые требования в полном объёме, дав пояснения в соответствии с исковым заявлением.

В исковом заявлении изложено следующее. 02.02.2010 г. истица заключила с ОАО «МДМ БАНК» договор об открытии и обслуживании счета с использованием банковской карты, истице была выдана карта международной платежной системы «ВИЗА интернационал». 26. 04.2010 г. истица выехала в поездку в Данию, Германию, Италию, где находилась по 16.05. 2010 г.. С собой она брала банковскую карту, на которой имелись денежные средства в сумме 173000 руб., затем сумма пополнилась до 203000 руб.. При расчетах во время поездки карта практически всегда не сразу распознавалась считывающими устройствами, в связи с чем, истица предполагала наличие скрытых производственных дефектов на выданной банком карте. В Германии в г. Фленсбурге истица снимала в банкомате со своего счета 100 евро наличными. Находясь 09.05.2010 г. в г. Риме, в Италии, в 10час.- час-10 час. 30 мин. по местному времени, истица вместе со своей снохой Атрощенко М.Л. подошла к банкомату, расположенному рядом с отелем «Джорджина», в котором они жили во время поездки по Италии вместе с остальными членами семьи и ввела в банкомат банковскую карту, намереваясь снять 250 евро. Банкомат выдал деньги, но не выдал чек и банковскую карту истицы. Истица неоднократно предпринимала попытки вынуть карту, но банкомат карту так и не выдал. Придя через 3-4 минуты в отель, истица и её родственники пытались позвонить в МДМ-Банк на телефон 8-800-2003- 700, но ни сноха со своего номера 8104530956645, ни сын с номера 8104530959935 дозвониться до банка не смогли. После чего истица позвонила в г.Новосибирск своей знакомой Пахомовой Ю.В. на номер 9139480567 и попросила заблокировать свою карту, сообщив номер телефона банка. Примерно через 10 минут истица ей перезвонила и знакомая сообщила, что дозвонилась до банка и карта истицы заблокирована. Вернувшись в г. Новосибирск, истица 17.05.2010 г. пришла в офис МДМ-Банк на ул. Кирова и сообщила о происшедшем, а также попросила сделать ей выписку по счету. 28.07.2010 г. она получила ответ из банка, из которого узнала, что 09.05.2010 г. с её банковской карты были сняты в разных банкоматах города 151613 руб.60коп. в течение 18 минут. В течение этого времени было проведено 8 операций по снятию денежных средств. До настоящего времени неосновательно списанные с счета истицы денежные средства не возвращены. Таким образом, в нарушение п. 3.2. Договора об открытии и обслуживании счета с использованием банковской карты от 02.02.2010 г., банк не обеспечил сохранность денежных средств, несмотря на принятые на себя обязательства.

Представитель банка в суд не явился, был неоднократно уведомлён, о причинах неявки суду не сообщил, письменный отзыв на иск и доказательства своих возражений суду не представил. Заявления об отложении судебных заседаний ( 30.05.2011г. и 24.06.2011г.) также суду не представил.

Суд, выслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела в полном объёме, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объёме. При этом суд исходит из нижеследующего.

В соответствии со ст. 56 ГПКРФ, каждая сторона должна представить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Судом установлено, что 02.02.2010 г. истица заключила с ОАО «МДМ БАНК» договор об открытии и обслуживании счета с использованием банковской карты, истице была выдана карта международной платежной системы «ВИЗА интернационал». В апреле 2010г. истица выехала в поездку в Данию, Германию, Италию, где находилась по 16 мая 2010 г.. При этом с собой в поездку истица брала банковскую карту, на которой имелись денежные средства в сумме 173000 руб.. Во время её поездки на счет истицы поступили ещё 30000 руб., в связи с чем, на её счете образовалась сумма в 203000 руб..

Находясь 09.05.2010 г. в г. Риме, в Италии, в 10 час-10 час. 30 мин. по местному времени, истица подошла к банкомату, расположенному рядом с отелем «Джорджина», в котором она жила во время поездки по Италии, и ввела в банкомат банковскую карту, намереваясь снять 250 евро. Банкомат выдал деньги, но не выдал чек и банковскую карту.

Дозвониться до банка с целью блокировки карты истица не смогла. После чего она позвонила в г. Новосибирск своей знакомой Пахомовой Ю.В. на номер 9139480567 и попросила заблокировать карту, сообщив номер телефона банка. По звонку Пахомовой Ю.В. карта была заблокирована банком.

28.07.2010 г. истица получила ответ из банка, из которого узнала, что 09.05. 2010 г. с её банковской карты были сняты в разных банкоматах города 151613 руб. 60коп. в течение 18 минут. В течение этого времени было проведено 8 операций по снятию денежных

средств.

В соответствии со ст.845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета) денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В соответствии со ст.854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным, на это лицом.

В соответствии с п. 3.2. Договора об открытии и обслуживании счета с использованием банковской карты от 02.02.2010 г. банк обязан обеспечить сохранность денежных средств истицы.

Согласно ст. 150 ч.2 ГПКРФ, неявка стороны в судебное заседание, не предоставление письменных доказательств по делу не является препятствием для рассмотрения иска по существу по имеющимся в деле доказательствам.

Вышеперечисленные доводы истицы о снятии денежных средств 09.05.2010г. в период её нахождения за границей, в Италии, в сумме 151613руб. 60коп. одновременно из нескольких банкоматов банком не оспорены.

Доказательств того, что истица давала банку распоряжения списать с её счета 151613 руб. 60 коп. банк не предоставил.

В соответствии со статьей 4 ФЗ №86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О ЦБ РФ (Банке России)», установление правил осуществления расчетов в РФ, а также правил проведения банковских операций производится Банком России.

В соответствии со ст. 80 названного Закона, ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, по вопросам, отнесенным к его компетенции. ЦБ издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (статья 7 Закона).

Особенности расчетов с использованием банковских карт определены в «Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» №266-11 от 24.12.2004 г. (далее - «Положение»).

Согласно п. 1.4. Положения, банковская карта представляет собой инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держатели), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом.

В соответствии с ч.1, ч.3 ст.847 ГК РФ права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем предоставления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

При проведении операций по банковской карте различные технические устройства по приему карт (банкоматы, пос-терминалы) считывают информацию, нанесенную на магнитную полосу карты. Магнитная полоса, нанесенная на карту, содержит данные, позволяющие банку-эмитенту идентифицировать держателя карты и осуществить оплату проведенной им операции путем списания денежных средств со счета держателя карты.

Денежные средства, находящиеся на счете, могут быть использованы для операций, совершаемых с использованием карты и/или ее реквизитов, с предварительным проведением авторизационного запроса либо без авторизации, с соблюдением правил Платежных систем.

В соответствии с п. 1.2.5 Правил, «операция - это безналичная оплата товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса и через банкоматы, получение наличных денежных средств в пунктах выдачи наличных и банкоматах, а также иные операции, совершенные с использованием карты или ее реквизитов».

В письменном отзыве истице от 28.07.2010г. банк указал, что в случае передачи третьим лицам пароля и/или карты все операции с ее использованием считаются совершенными, а все списанные со счета средства относятся на Клиента в безусловном

порядке. В целях предотвращения дальнейшего несанкционированного использования карты истице необходимо заблокировать карту и обратиться в правоохранительные органы. Опротестовать данные операции банк не смог, поскольку все операции защищены PIN-кодом. Подбора PIN-кода по данной карте банк не зафиксировал. Факт компрометации банковской карты и использование информации третьими лицами при совершении

мошеннических действий не подтвержден."" Звонок о блокировке карты поступил в Банк 09.05.2010г. в 16:37:41, после чего карта была блокирована. Все оспариваемые истицей операции по снятию средств были совершены до блокировки карты. В связи с тем, что денежные средства сняты на территории Италии, не являющейся страной присутствия

банка, банкоматы принадлежат * Банкам Италии, получить видеозапись не представляется возвможным.

Доказательств того, что оспариваемые истцом операции были осуществлены с проведением авторизационного запроса, что при проведении спорных операций не были нарушены требования об идентификации держателя карты, и во всех случаях принимала участие банковская карта истца, и оснований для не списания денежных средств со счета по операциям, по которым была осуществлена авторизация, у банка не было, банком суду не представлены.

Как следует из ответа банка истице, в банке проводилась проверка по её заявлению, однако никаких материалов данной проверки, в том числе по запросу суда, суду не представлены.

Учитывая, что на отношения, возникшие между банком и истицей распространяется закон РФ «О защите прав потребителей», то согласно ст. 10 данного закона, банк был обязан своевременно предоставить истице достоверную и полную информацию о своей услуге в части использования карты на территориях других государств, указания органов, учреждений, в которые истица вправе обратиться в случае выбытия карты из владения истицы.

Доводы истицы о том, что банк не уведомил истицу при заключении договора о том, что на территории Италии банкоматы, обслуживающие карты МДМ банка, не принадлежат ответчику и истице необходимо было обращаться сразу же в правоохранительные органы, банком не опровергнуты.

Кроме того, банком не представлены доказательства выдачи истице карты без дефектов. Суду также не представлен банком номер телефона, по которому клиент банка может немедленно дозвониться с целью блокировки карты.

Оценив собранные по делу доказательства, суд находит законными и обоснованными доводы истицы о причинении ей убытков ответчиком в результате незаконного списания денежных средств с её счёта.

В связи с удовлетворением основного требования истицы, подлежит удовлетворению и производное от него требование о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренного ст. 15 закона «О защите прав потребителей». Заявленный истицей размер компенсации в 100000руб. суд находит завышенным, считая возможным удовлетворить иск, с учётом доводов изложенных истицей в обоснование данного требования, в сумме 5000руб..

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст.192-199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Атрощенко Л.Н. к ОАО «МДМ БАНК» о взыскании убытков, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «МДМ БАНК» в пользу Атрощенко Л.Н.денежные средства в сумме 151613руб.60коп., компенсацию морального вреда-5000руб., всего-156613руб.60коп..

В остальной части иска отказать.

Решение суда стороны вправе обжаловать в течение 10 дней в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья- Федорова Е.Д.

Решение суда изготовлено 12 июля 2011года.

Судья Федорова Е.Д.