Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 2686 /2011 12 августа 2011 г. Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В., при секретаре судебного заседания с участием: представителя истца представителя ответчика ТУ ФСФБН в НСО Семеновой Е.Е., Гомзяковой Н.В. Седельниковой Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куруленка к Пенсионному фонду Российской Федерации, Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы, обязании установления пенсии за выслугу лет, у с т а н о в и л : Истец Куруленок В.И. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации, Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, в котором с учетом уточнений просил обязать ответчиков включить в стаж федеральной государственной службы Куруленка периоды работы: с 10.02.1959 г. по 20.03.1967 г. – в Куйбышевском райфинотделе Новосибирской области, с 01.11.1967 г. по 24.03.1975 г. – в Сузунском и Кыштовском райфинотделах Новосибирской области, с 08.05.1979 г. по 31.12.1998 г.; обязать Пенсионный фонд Российской Федерации назначить Куруленку пенсию по выслуге лет. В обоснование заявленных требований указал, что истец является получателем пенсии по старости. С 08 мая 1979 г. по 10.05.1990 г. истец работал в Министерства финансов РФ по Кыштовскому району Новосибирской области. С 10.05.1990 г. по 31.12.1998 г. он работал в управления Министерства финансов РФ по Кыштовскому району Новосибирской области. Истец был уволен в связи с сокращением численности аппарата КРУ. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997г. № 981 к государственной должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти в Министерстве финансов РФ была отнесена занимаемая истцом должность главного контролера-ревизора. На момент увольнения истца – 31.12.1998г. Указ Президента РФ от 03.09.1997г. № 981 действовал, следовательно, его положения распространялись на истца. Стаж работы в должности старшего, а затем главного контролера-ревизора составил 20 лет. Истец обратился в Пенсионный фонд РФ с требованием о назначении пенсии за выслугу лет, однако был дан отказ от 05.04.2010г. № К-200/06-243 в назначении пенсии. При этом право на пенсию по выслуге лет у истца возникло: имеет место необходимое количество стажа государственной службы, которое должно составлять не менее 15 лет, стаж работы государственной службы истца составляет 20 лет; увольнение произошло по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах. Так, истец был уволен с должности главного контролера-ревизора в связи с сокращением численности аппарата КРУ. Имело место замещение истцом должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, а именно 20 лет. Имеет место назначение пенсии по старости. Таким образом, отказом Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии по выслуге лет нарушены пенсионные права истца. Истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца Гомзякова Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, дала соответствующие исковому заявлению пояснения. Представитель ответчика Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области Седельникова Е.П., действующая по доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, дала соответствующие пояснения. Представитель ответчика Пенсионного фонда РФ о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором возражал против заявленных требований. Представитель третьего лица Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ с согласия представителя истца, представителя ответчика полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений. Как следует из материалов дела, Куруленок работал с 10.02.1959 г. по 20.03.1967 г. – в Куйбышевском райфинотделе Новосибирской области, с 01.11.1967 г. по 24.03.1975 г. – в Сузунском и Кыштовском райфинотделах Новосибирской области, с 08 мая 1979 г. по 10.05.1990 г. работал в управления Министерства финансов РФ по Кыштовскому району Новосибирской области, а в период с 10.05.1990 г. по 31.12.1998 г. контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Кыштовскому району Новосибирской области, и был уволен в связи с сокращением численности аппарата КРУ по пункту 1 статьи 33 КЗоТ РФ, что подтверждается выпиской из Приказа КРУ Министерства финансов РФ в Новосибирской области от 23.12.1998 года № 166 (л.д.9) и трудовой книжкой (л.д.17-27), материалами личного дела. Так, из выписки из Приказа КРУ Министерства финансов РФ в Новосибирской области от 23.12.1998 года № 166 следует, что в соответствии с приказом МФ РФ от 17.08.98г. № 971-лс «О сокращении численности работников финансовых органов и контрольно-ревизионных органов РФ», приказом главного контролера-ревизора КРУ МФ РФ по Новосибирской области от 04.09.98г. № 125 «О сокращении численности работников аппарата и изменении его структуры» истец уволен 31.12.1998 г. (п.1.ст. 33 КЗоТ РФ), ему предоставлены льготы и компенсации, установленные ст. 40-3 КЗоТ РФ, ст. 16 Федерального закона от 31.07.95г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Письмом Пенсионного фонда РФ от 05.04.2010 года № К-200/06-243 «О праве на пенсию за выслугу лет федеральных государственных служащих», истцу разъяснено, что из представленной заявителем копии трудовой книжки следует, что он на должности федеральной государственной службы не зачислялся, а потому не представляется возможным назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе в рамках своей дискреции и с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Федеральными государственными служащими в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» признаются граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы). С 01.01.2002 года вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих регулируются нормами Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 187-ФЗ). В соответствии со статьей 7 данного Закона к условиям, определяющим право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, относятся: 1) наличие стажа государственной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с федеральной государственной службы по определенным основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; 3) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением; 4) назначение пенсии по старости (инвалидности) по Федеральному закону РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Назначение пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих возможно при соблюдении перечисленных условий. В соответствии с действующим законодательством государственные должности государственной службы должны быть включены в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Государственные должности федеральной государственной службы центральных аппаратов федеральных органов были утверждены Указом Президента РФ от 11.01.1995 года № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих». Указом Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы» были утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющихся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ (действовали до 01.08.2006 года, после указанной даты действует Указ Президента РФ от 31.12.2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной службы»). В соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 к государственной должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти в Министерстве финансов РФ была отнесена должность главного контролера-ревизора, занимаемая истцом. В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы» положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие введение денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации и представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в аппаратах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, в прокуратурах городов (районов), и установление доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы в этих органах, вступают в действие с 1 октября 1998 г. До введения денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в указанных органах, сохраняются действующие условия оплаты труда (в ред. Указа Президента РФ от 06.03.1998 № 265 (ред. 19.07.1998)). Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (с изменениями, внесенными в него Указом Президента от 19 июля 1998 года № 855), датой введения в действие этих положений было определено 1 октября 1998 года, и эта дата была в дальнейшем подтверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года № 1233, утвердившим Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным служащим предполагает замещение должностей (одной из должностей), предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие. Истец, полагая, что у него возникло право на установление пенсии за выслугу лет обратился за защитой своих прав в судебном порядке, полагая, что пенсионным органом необоснованно отказано ему в установлении пенсии. Суд, исследовав материалы дела, полагает, что подлежат удовлетворению требования истца о включении в стаж федеральной государственной службы указанных им периодов работы, включая период работы истца с 01.10.1998 года по 31.12.1998 года, дающих право на установление пенсии за выслугу лет федерального государственного служащего. При этом суд руководствуется следующим. Суд полагает, что на момент увольнения истца, то есть 31.12.1998 года, у последнего имелись необходимые условия, определяющие право федеральных государственных служащих на пенсию за выслугу лет, определенные Федеральным законом РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 187-ФЗ), включая необходимый стаж работы в должности старшего, главного контролера-ревизора, увольнение по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах (п.1 ст. 33 КЗоТ РФ), назначение пенсии по старости и др. Должность, замещаемая истцом на момент увольнения, в соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 была отнесена к государственной должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти в Министерстве финансов РФ с включением в Реестр должностей федеральных государственных служащих (далее – Реестр). При этом суд полагает, что довод о том, что на момент увольнения истца отсутствовал специальный приказ руководителя федерального органа о зачислении на должности федеральной государственной службы, предусмотренной Реестром, с присвоением классного чина, установлением денежного содержания в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1998г. № 265, а, соответственно, замещение истцом должности федерального государственного служащего не может быть подтверждено документально: приказами о зачислении на должность федерального государственного служащего, о присвоении классного чина федерального государственного служащего, соответствующей записью в трудовой книжке, финансовыми документами о получении ежемесячного денежного содержания федерального государственного служащего, не может служить основанием для невключения вышеуказанного периода работы истца в стаж работы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, поскольку в указанный период в соответствии с Указом Президента РФ от 03.09.1997 года № 981 должность истца была отнесена к государственной должности федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, а отсутствие приказа руководителя федерального органа о зачислении на должности федеральной государственной службы не может быть отнесено к обстоятельству, исключающему указанное право истца, поскольку он не был назначен (или переведен) на соответствующую должность впоследствии в связи с увольнением по сокращению штатов. Также, по мнению суда, в данном случае не имеет правового значения и тот факт, что истец в указанный спорный период превысил предельный возраст нахождения на государственной службе, поскольку фактически истец замещал данную должность и был уволен с нее по сокращению штата. В соответствии с Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 года № 44, федеральный служащий имеет право на обращение за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи в кадровую службу федерального органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением, соответствующего письменного заявления на имя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации с необходимыми документами. Руководителем федерального органа, при соблюдении всех требований права на пенсию за выслугу лет, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет, которое с необходимыми документами, в том числе, справкой о размере среднемесячной заработной платы, стаже государственной службы и др., направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации. Решение о назначении пенсии за выслугу лет или об отказе в ее назначении принимается Пенсионным фондом Российской Федерации. Пенсия за выслугу лет выплачивается одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании поручения Пенсионного фонда Российской Федерации. Таким образом, право на пенсию за выслугу лет определяется федеральным органом, и только при наличии права на указанную пенсию в адрес Пенсионного фонда направляется соответствующий пакет документов (пункт 7 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты). С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявление о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих Куруленка В.И., а также пакет всех документов, необходимых для назначения указанной пенсии, направляемых федеральным органом в установленном законодательством порядке, в адрес Пенсионного фонда РФ не направлялись, и, соответственно, вопрос о назначении (отказе в назначении) пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих Куруленку В.И. Пенсионным фондом РФ не рассматривался (письмо от 05.04.2010 года № К-200/06-243 не может быть отнесено к решению об отказе в назначении пенсии, поскольку им разъяснен заявителю порядок и условия, при которых назначается пенсия), требование об обязании Пенсионного фонда Российской Федерации назначить Куруленку В.И. пенсию по выслуге лет не может быть рассмотрено, поскольку требуется соблюдение установленного действующим законодательством порядка, и лишь при отказе в назначении пенсии, о чем должно быть вынесено соответствующее решение пенсионного органа, указанное решение может быть оспорено заявителем в судебном порядке. В данном случае досудебный порядок истцом не соблюден. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования Куруленка к Пенсионному фонду Российской Федерации, Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы, обязании установления пенсии за выслугу лет, удовлетворить частично. Включить в стаж государственной гражданской службы Куруленка периоды работы с 10.02.1959 г. по 20.03.1967 г. – в Куйбышевском райфинотделе Новосибирской области, с 01.11.1967 г. по 24.03.1975 г. – в Сузунском и Кыштовском райфинотделах Новосибирской области, с 08.05.1979 г. по 31.12.1998 г. - Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Новосибирской области, признав, в том числе, период работы Куруленка с 01.10.1998 года по 31.12.1998 г. - в должности главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Новосибирской области периодом замещения должности федеральной государственной гражданской службы. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 29.08.2011 Судья А.В.БутыринР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации