дело № 2-1200/11 поступило 01.12.2010г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 марта 2011 г. г. Новосибирск рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.Кузьмина Николая Николаевича к Министерству здравоохранения Новосибирской области о признании приказа Министра здравоохранения Новосибирской области от 02.08.2010г. № 47-дк «Об увольнении Кузьмина Н.Н.» незаконным, восстановлении его с 03.08.2010г. в прежней должности государственной гражданской службы Новосибирской области - начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы (на работе). установил: Гр.Кузьмин Н.Н. обратился с иском в Центральный районный суд г.Новосибирска к Министерству здравоохранения Новосибирской области (МЗ НСО) о признании приказа Министра здавооранения НСО от 02.08.2010г. № 47-дк «Об увольнении Кузьмина Н.Н.» незаконным, восстановлении его с 03.08.2010г. в прежней должности государственной гражданской службы Новосибирской области - начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы (на работе). При этом свои требования обосновал следующим: являясь с 04.09.2002г. по 02.08.2010г. государственным гражданским служащим Новосибирской области, замещал в указанный период времени должность начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы департамента здравоохранения Новосибирской области (ДЗ НСО). В связи с произошедшими изменениями в структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, ДЗ НСО был реорганизован в МЗ НСО, утверждены новые структура и штатное расписание вновь созданного областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области (МЗ НСО). Будучи предупрежденным о сокращении замещаемой им должности начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО (в качестве следствия проводимой реорганизации департамента), при отсутствии предложения о замещении иной должности государственной гражданской службы Новосибирской области, выразил согласие расторгнуть служебный контракт и быть уволенным до истечения двухмесячного срока предупреждения о предстоящем сокращении, в связи с чем служебный контракт с ним был расторгнут, он освобожден от замещаемой должности и уволен согласно приказу Министра здравоохранения НСО от 02.08.2010г. № 47-дк с указанной даты по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Выражая несогласие с произведенным увольнением, в качестве его незаконности указал на то, что реальное сокращение должностей государственной гражданской службы в государственном органе отсутствовало, поскольку в настоящее время указанную должность замещает иное лицо – Передеренко Г.В., ему в нарушение закона не предлагались к замещению иные должности государственной гражданской службы Новосибирской области, в частности, имевшаяся вакантная на тот момент должность главного специалиста этого же отдела. Поскольку был уволен работодателем в нарушение установленного законодательством порядка, в соответствии со ст.70 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», обратился с иском за судебной защитой. Определением суда от 02.02.2011г. к участию в деле привлечена гр.Передеренко Галина Владимировна, начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора. Третье лицо (гр.Передеренко Г.В.) надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, о причинах неявки не известила, ходатайств об отложении дела не заявила, возражений и/или отзыва на иск не представила, направила для участия в судебном заседании своего представителя, действующего на основании доверенности, удостоверенной по месту работы третьего лица. В связи с ненадлежащим оформлением полномочий представителя, выразившихся в оформлении доверенности в нарушение законодательства (доверенность удостоверена в организации, в которой работает третье лицо – Министерстве здравоохранения РФ, но не органом юридического лица, а самолично Передеренко Г.В. как начальником отдела организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, при отсутствии соответствующих полномочий), представитель третьего лица не допущен к участию в судебном заседании, присутствовал в процессе. С учетом вышеназванных обстоятельств, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, участвующего в деле - гр.Передеренко Г.В. Истец, его представитель в судебном заседании требования иска поддержали; истец, указывая на допущенные нарушения законодательства при расторжении с ним служебного контракта и увольнении, на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Представитель ответчика, признавая допущенные нарушения прав истца при его увольнении, иск признали, не возражали против его удовлетворения. Прокурор, участвующий в деле, своим заключением полагал о наличии допущенных представителем работодателя нарушений при расторжении служебного контракта и увольнении истца с замещаемой им должности государственной гражданской службы Новосибирской области и необходимости удовлетворении иска в полном объеме. Согласно п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации труд охраняется. Согласно п.п.1, 3 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый свободен распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Вопросы государственной гражданской службы субъектов Федерации вне пределов ведения Российской Федерации (п/п.«т» ст.71 Конституции РФ) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции РФ) находятся в компетенции субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон), служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, которым устанавливаются права и обязанности сторон (ч.1 ст.23 Закона). По сроку действия служебный контракт может быть служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок (п.1 ч.1 ст.25 Закона); заключение контракта осуществляется на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч.1 ст.26 Закона); служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом (ч.5 ст.26 Закона). Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения государственной службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4 ст.26 Закона). Увольнение гражданского служащего по причине его отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч.4 ст.31 Закона) – одно из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (п.6 ч.1 ст.33 Закона). Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19.04.2010г. № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» департамент здравоохранения НСО реорганизован в форме преобразования в Министерство здравоохранения НСО. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010г. № 148 «О Министерстве здравоохранения Новосибирской области» утверждено положение о МЗ НСО, установлен новый предельный размер штатной численности МЗ НСО. Приказом Министра здравоохранения НСО от 26.07.2010г. № 1302 утверждены структура и штатное расписание МЗ НСО, а 30.07.2010г. утверждено новое положение об отделе организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, утверждены новые должностные регламенты государственных гражданских служащих Новосибирской области по должностям отдела организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, вновь утвержденным штатным расписанием МЗ НСО. Как следует из представленной истцом копии трудовой книжки, должность государственной гражданской службы Новосибирской области - начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы Управления здравоохранения администрации НСО, замещенной в порядке перевода, он занимает с 04.09.2002г. (приказ от 04.09.2002. № 67-дк). Впоследствии до 02.08.2010г. включительно замещал указанную должность в Главном управлении охраны здоровья населения администрации НСО, Главном управлении охраны здоровья населения НСО, Департаменте здравоохранения НСО. С 25.06.2010г. Департамент здравоохранения НСО в очередной раз реорганизован в Министерство здравоохранения НСО. 30.07.2010г. истец ознакомлен с сообщением (№ 3679-01/29 от 27.07.2010г.), подписанным Министром здравоохранения НСО, о сокращении замещаемой им должности государственной гражданской службы НСО - начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО по причине реорганизации ДЗ НСО в МЗ НСО и наличии утвержденного штатного расписания МЗ НСО. При этом, указанным сообщением не предлагались для замещения предупреждаемому о будущем увольнении государственному гражданскому служащему НСО иные должности гражданской службы, не испрашивалось желание на прохождение профессиональной переподготовки или повышении квалификации. Заявлением от 30.07.2010г. Кузмин Н.Н. отказался от продолжения работы в течение двухмесячного срока с момента предупреждения до сокращения (ч.5 ст. 31 Закона) и приказом Министра здравоохранения НСО от 02.08.2010г. № 47-дк 02.08.2010г. с ним был расторгнут служебный контракт, он был освобожден от замещаемой должности и уволен по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Как следует из доказательств, имеющихся в деле, согласно новому штатному расписанию отдел организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО насчитывает 6 должностей, в т.ч. начальника отдела, консультанта, и 4 главных специалистов; по прежнему штатному расписанию отдел кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО насчитывал 5 должностей, в т.ч. начальника отдела, заместителя начальника отдела, 3 главных специалистов. Сравнивая квалификационные требования, предъявляемые к должности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО (п.п.2.1.-2.2. должностного регламента) и к должности начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО (п.п.2.1.-2.2. должностного регламента), суд устанавливает их тождественность и соответствие им Кузьмина Н.Н. (высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности отдела; не менее 3 лет стажа гражданской службы на должностях старшей группы должностей гражданской службы или не менее 3 лет стажа (опыт) работы по специальности на руководящих должностях), соответственно чему государственный служащий, соответствующий прежней должности начальника отдела, будет соответствовать квалификационным требованиям как новой должности начальника отдела, так и квалификационным требованиям нижестоящих должностей этого же отдела, что подтверждается должностными регламентами государственных гражданских служащих НСО в отделе организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО (п.п.2.1.-2.2. должностных регламентов по указанным должностям). Одновременно, учитывая, что отдел был увеличен на 1 штатную единицу, в отделе объективно была одна вакантная должность, ниже по должностному статусу, чем начальник отдела, которая могла быть предложена Кузьмину Н.Н. Каких-либо причин, препятствующих либо исключающих предложение представителем работодателя ему иной должности гражданской службы в отделе организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, судом не установлено: гр.Кузьмин Н.Н. не признан несоответствующим по своим квалификационным требованиям либо профессиональным навыкам и уровню компетенции ранее замещаемой должности начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО, а также по квалификационным требованиям должности начальника отдела организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, за время работы в должности начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО к дисциплинарной ответственности не привлекался. В связи с указанным суд полагает, что ему наравне с другими государственными гражданскими служащими отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО должны были быть предложены иные должности государственной гражданской службы НСО, имевшиеся на то время вакантными для их замещения, т.е., в первую очередь, должности в отделе организационно-правовой и кадровой работы МЗ НСО, которые на тот момент юридически все были вакантными, в силу имевших место организационно-штатных мероприятий, проводимых в государственном органе. Поскольку иные должности государственной гражданской службы НСО ему не были предложены, то факт отказа от двухмесячного пребывания на службе до сокращения должности, юридического значения не имеет, поскольку это является правом, а не обязанностью служащего, дополнительной социально-трудовой гарантией, предусмотренной Законом для служащего, на случай реорганизации/ликвидации государственного органа либо сокращения должностей гражданской службы. Тем самым, в судебном заседании нашло подтверждение: факт проведенной реорганизации государственного органа (ДЗ НСО в МЗ НСО) и связанным с этим сокращением штатов, в частности, в отделе кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО, отсутствие причин для несоблюдения в отношении начальник отдела кадровой и организационно-правовой работы ДЗ НСО Кузьмина Н.Н. правоположений ч.4 ст.31 Закона, и соответственно оснований для издания приказа Министром здравоохранения НСО от 02.08.2010г. № 47-дк о расторжении с Кузьминым Н.Н. служебного контракта, освобождении его от замещаемой должности и увольнении по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с нарушением условий (порядка) увольнения, предусмотренных для такого случая (п.6 ч.1 ст.33, ч.4 ст.31 Закона). Суд также учитывает признание иска ответчиком, что является его правом согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ). С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.23, 24-26, ч.4 ст.31, п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья решил: Исковые требования гр.Кузьмина Николая Николаевича к Министерству здравоохранения Новосибирской области удовлетворить: признать незаконным приказ Министра здравоохранения Новосибирской области от 02.08.2010г. № 47-дк «Об увольнении Кузьмина Н.Н.», восстановить гр.Кузьмина Николая Николаевича с 03.08.2010г. в прежней должности государственной гражданской службы Новосибирской области - начальника отдела кадровой и организационно-правовой работы департамента здравоохранения Новосибирской области. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья В.В.Витюк Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2011г.