Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 3791 /2011 22 августа 2011 г. Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В., при секретаре судебного заседания с участием: заявителя представителей заинтересованного лица Семеновой Е.Е., Штыренкова А.Ю. Лейбенко И.Н. Москалюка А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Штыренкова об оспаривании действий должностного лица кадрового органа, у с т а н о в и л: Заявитель обратился в суд с жалобой на действия должностного лица кадрового органа, в которой просил признать незаконными действия начальника отдела кадров Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области, выразившиеся в отчислении заявителя из состава кадрового резерва оперативного состава СУ Следственного Комитета РФ по Новосибирской области и обязать названное должностное лицо отменить их; обязать руководителя отдела кадров Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области восстановить заявителя в составе кадрового резерва оперативного состава СУ Следственного Комитета РФ по Новосибирской области с момента первичного зачисления; в возмещение морального вреда взыскать с Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области в пользу заявителя 10000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины. В обоснование указал, что в октябре 2010 года после предоставления перечня необходимых документов и справки о состоянии здоровья он был вызван по телефону заместителем отдела кадров СУ Следственного Комитета РФ по Новосибирской области для проведения первичного тестирования, по результатам которого он был зачислен в кадровый резерв оперативного состава Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области, о чем был официально уведомлен в день зачисления в резерв. В середине января 2011 года он был уведомлен заместителем начальника отдела кадров по телефону о необходимости явки в кадровый орган Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области для проведения психологического тестирования, после проведения которого и принятия его результатов должностным лицом, заявитель убыл по месту жительства. После чего каких-либо письменных вызовов о необходимости явки в кадровый орган не получал. Тем не менее, 21 марта 2011 года в адрес заявителя поступило письмо за подписью начальника отдела кадров Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Новосибирской области об отчислении из кадрового резерва в связи с нарушением порядка пребывания в кадровом резерве, выразившегося в неявке без уважительных причин на ежеквартальное тестирование в кадровый орган. Между тем, такого нарушения заявитель не допускал, следовательно руководитель кадрового органа не имел оснований для принятия такого решения. Данными действиями нарушено Положение о кадровом резерве, в части прав заявителя на пребывание в кадровом резерве оперативного подразделения государственной организации, а также причинен моральный вред. Заявитель полагает, что истинной причиной исключения заявителя из кадрового резерва явилось получение должностным лицом необъективной информации о деловых качествах заявителя со стороны прежнего руководителя заявителя – председателя Новосибирского гарнизонного военного суда, что вызвано принципиальностью со стороны заявителя, нетерпимостью к проявлению независимости судьи в период прохождения военной службы заявителя. Однако любые дискриминационные действия в отношении граждан должны признаваться недопустимыми. В судебном заседании заявитель поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить, дал пояснения в соответствии с заявлением. Представители заинтересованного лица Лейбенко И.Н., Москалюк А.В., действующие по доверенностям, не признали заявленные требования, дали пояснения в соответствии с письменным отзывом, приобщенным к материалам дела. Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу статьи 1 Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее – Закон) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. В соответствии со статьей 2 Закона к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как установлено судом, 08.10.2010 года Штыренков А.Ю. обратился с заявлением на имя руководителя отдела кадров следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области, в котором он просил зачислить его в резерв на замещение вакантной должности в следственном управлении Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области. Согласно Заключению руководителя отдела кадров от 11.03.2011 года кандидат Штыренков А.Ю. по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к сотрудникам Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области. На основании изложенного принято решение в резерв на замещение вакантных должностей в следственном управлении Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области не зачислять. Как указал представитель заинтересованного лица в отзыве, Штыренков А.Ю. в резерве на замещение вакантных должностей не состоял. Тестирование Штыренков А.Ю. проходил 03.09.2010, показал положительный результат, после этого ему был выдан перечень документов и бланк заявления на зачисление в резерв, разъяснен порядок постановки в резерв. 08.10.2010 года Штыренков А.Ю. представил неполностью заполненный бланк заявления без личной фотографии. Заявление не передавалось на проверку сотруднику по вопросам собственной безопасности в связи с неполным заполнением заявления и отсутствием фотографии, так как сотрудник кадровой службы удостоверяет соответствие не только персональных данных, но и личности. На психологическое тестирование заявитель явился в январе 2011 года, по заключению психолога ему необходимо было пройти дополнительное исследование на «полиграфе», однако Штыренков А.Ю. не представлял документы, не интересовался результатом своего психологического исследования. Вводные тесты для постановки в резерв обновляются ежеквартально, информация о правилах постановки в резерв является общедоступной и размещена на сайте следственного управления. Поскольку Штыренков А.Ю. необходимые документы не представлял, тестирование не проходил, ему была разъяснена невозможность его постановки в резерв. Никакой информации из Новосибирского гарнизонного военного суда отделом кадров не получалось, так как проверка данных о личности заявителя не проводилась, характеристику с места прежней службы или работы должен представлять сам кандидат, однако им она не представлялась. Каких-либо бесспорных и однозначных доказательств со стороны заявителя в опровержение указанных доводов заинтересованного лица не представлено, а именно, не указано на опровержение сведений в части, по какой причине заявителем не были представлены в полном объеме требуемые документы, а также отсутствие инициативы с его стороны по прохождению дополнительного исследования, и прохождению последующего ежеквартального тестирования в связи с ежеквартальным обновлением вводных тестов. При изложенных обстоятельствах суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что он был необоснованно исключен из кадрового резерва следственного управления Следственного Комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области, поскольку каких-либо доказательств того, что заявитель был включен в кадровый резерв в суд не представлено. Согласно пункта 9 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.08.2007 № 1004, действовавшим на момент подачи Штыренковым А.Ю. заявления о зачислении в кадровый резерв, следственный комитет осуществляет полномочия: по организации кадрового обеспечения следственных органов Следственного комитета, подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке кадров. Порядок формирования и работы с резервом на замещение вакантных должностей Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области определен приказами Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области № 98-пр от 13.04.2010 года «Об утверждении Положения о резерве на замещение вакантных должностей» (далее – Положение), действовавшим на момент подачи заявления Штыренкова А.Ю. о зачислении в кадровый резерв, № 102-пр от 20.04.2011 года «Об утверждении Положения о формировании резерва и подготовки кадров для замещения вакантных должностей в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области» (действует в настоящее время). Согласно пункта 1.3 Положения, в кадровый резерв на замещение вакантных должностей в следственном управлении могут быть зачислены дееспособные граждане Российской Федерации: имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию; обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений; способные по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности, возлагаемые на сотрудников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; не имеющие судимостей и не привлекавшиеся к административной ответственности; не имеющие судебных запретов на занятие должностей государственной службы. В соответствии с пунктом 2.1 Положения в следственном управлении организацию работы по формированию резерва на замещение вакантных должностей осуществляет отдел кадров, за подбор кандидатов в резерв ответственными являются руководители отделов аппарата следственного управления и территориальных следственных подразделений. Согласно пункта 2.2 Положения руководитель отдела аппарата следственного управления или следственного органа при отборе кандидатов на постановку в резерв на замещение вакантных должностей истребует у кандидата следующие документы: личный листок по учету кадров с цветной фотографией на тонкой матовой фотобумаге форматом 4х6 см.; автобиографию с указанием всех близких родственников кандидата и его (ее) и супруги (супруга), их дат и мест рождения, работы, жительства на момент заполнения документов; медицинскую справку по форме 086у, справки психо- и наркодиспансеров о том, что кандидат не состоит на учете в указанных учреждениях; копию диплома (дипломов) с приложением, при неоконченном высшем образовании – копию зачетной книжки, зачетной ведомости, справку ВУЗа с указанием курса обучения, формы и предполагаемой даты окончания обучения; копию трудовой книжки (если имеется); копию паспорта; копию военного билета или приписного свидетельства; характеристику из ВУЗа, с места прохождения практики. В соответствии с пунктом 2.4 Положения по результатам личной беседы с кандидатом руководитель отдела аппарата следственного управления или следственного органа принимает решение о рекомендации кандидата на постановку в резерв либо об отклонении его кандидатуры. Согласно пункта 2.7 Положения отделом кадров проводится тестирование кандидата на основе регулярно обновляемых тестов на знание уголовного, уголовно-процессуального права, смежных дисциплин и криминалистики. при положительных результатах тестирования отделом кадров кандидат направляется для проведения опроса с помощью полиграфа на наличие криминальных связей или принадлежности к преступным группировкам; криминального опыта; наркотической зависимости или опыта употребления наркотических веществ; пристрастия к употреблению алкогольных напитков; склонности к коррупционным проявлениям, склонности к пренебрежению Правилами дорожного движения; стрессоустойчивости; внушаемости, зависимости от внешнего влияния; склонности к агрессии; обязательств финансового, имущественного или иного характера. Одновременно отдел кадров направляет информацию о кандидате и его близких родственниках на проверку старшему помощнику руководителя управления по вопросам собственной безопасности. В соответствии с пунктом 2.8 Положения кандидатом подается на имя руководителя отдела кадров заявление установленного образца о постановке в резерв на замещение вакантных должностей. По результатам проведенных тестирований, опроса и проверок руководителем отдела кадров делается вывод о степени профессиональной пригодности (непригодности) кандидата к работе в органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, принимается решение о зачислении кандидата в резерв либо об отказе в этом, о чем извещается кандидат и руководитель, рекомендовавший кандидата на постановку в резерв. Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства и доводы, приходит к выводу о том, что заявитель не был поставлен в резерв на замещение вакантных должностей в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, о чем свидетельствуют, в том числе представленные в судебное заседание документы, а именно – в заявлении заявителя о зачислении в кадровый резерв не заполнены все графы, отсутствует отметка и подпись работника кадровой службы о соответствии фотографий и данных о трудовой деятельности, воинской службе и об учебе оформляемого лица документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и воинской службе. Каких-либо доказательств того, что указанные документы и сведения предоставлялись в кадровую службу заявителем не представлено. Согласно заключения руководителя отдела кадров от 11.03.2011 г. на заявлении Штыренкова А.Ю. о зачислении в кадровый резерв, принято решение в резерв на замещение вакантных должностей в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области не зачислять. Как следует из письма руководителя отдела кадров следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Новосибирской области Нехороших М.И. от 11.03.2011 года № 650-218/1-1894-2011, направленного в адрес Штыренкова А.Ю., в соответствии с п.4.1 Положения о резерве на замещение вакантных должностей в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области, заявитель не может быть поставлен в резерв на замещение вакантных должностей в связи с тем, что дважды не явился на ежеквартальное тестирование. Пункт 4.1 Положения включен в раздел 4 «Основания исключения из резерва на замещение вакантных должностей», вместе с тем, как пояснил представитель ответчика, данный пункт Положения был применен по аналогии, поскольку пункта об основаниях непостановки в резерв в Положении нет. В силу пункта 4.1 Положения из резерва на замещение вакантных должностей исключаются: лица, имеющие неудовлетворительные результаты повторных тестирований, письменных экзаменов, дважды не явившиеся на ежеквартальное тестирование; дважды не рекомендованные к назначению на вакантную должность по результатам экзамена либо собеседования с руководством следственного управления; дважды отказавшиеся от предложенной для трудоустройства должности либо от участия в конкурсе на замещение вакантных должностей; трудоустроенные в органы следственного управления; заявившие о нежелании состоять в резерве на замещение вакантных должностей. Обязанность прохождения ежеквартального тестирования лиц, состоящих в кадровом резерве, определена пунктом 3.4 Положения. В то же время суд полагает, что указание должностным лицом кадрового органа в качестве основания для невключения в кадровый резерв на факт вторичной неявки на ежеквартальное тестирование и, соответственно, ссылки на п.4.1 Положения, не может свидетельствовать о нарушении заинтересованным лицом процедуры зачисления кандидата в резерв, поскольку в ходе судебного рассмотрения был установлен факт того, что заявитель не был включен в кадровый резерв, в том числе по иным основаниям, а именно – в связи с неполным предоставлением документов и сведений. Вместе с тем, требования о признании незаконным отказа в зачислении в резерв заявителем в ходе рассмотрения по делу не предъявлялись, поскольку, как указал заявитель в ходе судебного заседания, он полагает, что он был зачислен в резерв. Однако, учитывая, что заявителем не представлены доказательства надлежащего оформления им документов, связанных с принятием решения кадровым органом о возможности зачисления заявителя в кадровый резерв, суд полагает, что вышеперечисленные обстоятельства в части применения заинтересованным лицом в качестве основания для незачисления в резерв пункта 4.1 Положения, не влияют на правовую оценку заявленных Штыренковым А.Ю. требований. Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства, связанные с тем, что заявитель не был включен в резерв на замещение вакантных должностей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий должностного лица по отчислению заявителя из кадрового резерва оперативного состава следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области. Также не подлежат удовлетворению требования заявителя в части обязывания руководителя отдела кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области по восстановлению в составе кадрового резерва, поскольку в данном случае решения о зачислении и исключении заявителя из состава кадрового резерва заинтересованным лицом не принимались, а, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования о восстановлении заявителя в составе кадрового резерва. Кроме того, не подлежат удовлетворению требования о компенсации морального вреда, как производные о тех, в отношении которым судом принято решение об отказе в удовлетворении. Вместе с тем, суд полагает, что заявитель при надлежащем оформлении документов вправе повторно обратиться к заинтересованному лицу с заявлением о включении его в резерв на замещение вакантных должностей, в связи с чем, в данной части его права не являются нарушенными. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: В удовлетворении требований Штыренкова о признании незаконными действий должностного лица кадрового органа отказать. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Решение в окончательной форме изготовлено 05.09.2011 Судья А.В.БутыринР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации