российская федерация центральный районный суд г.Новосибирска 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 08.08. 2011 г. дело № 2- 2843 /2011г. Центральный районный суд г. Новосибирска в составе: председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е. при секретаре Михайленко А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гурко В.И., Гурко Н.И., Мороз А.В. об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Новосибирской области, у с т а н о в и л : Заявители Гурко В.И., Гурко Н.И., Мороз А.В. обратились в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнений л.д.51-66) просят обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области в месячный срок со дня принятия судом решения провести проверку Городской клинической больницы №11 по факту причинения смерти Мороз И.В. при нахождении ее на лечении в больнице, о принятых мерах сообщить заявителям в срок установленный Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В обоснование заявления указали, что граждане России, жители городов Новосибирска, Новокузнецка, Томска, Якутска, всего 14 человек, в том числе и заявители подписали и 01.10.2010 направили в адрес Президента Российской Федерации обращение по вопросам повышения уровня оказания медицинской помощи гражданам России лечебными учреждениями страны и обеспечения мониторинга за их деятельностью. Все граждане подписавшие обращение, в том числе и заявители, являются потерпевшими лицами от недобросовестного исполнения врачами своих профессиональных обязанностей и которым в результате такой недобросовестности причинен тяжкий вред здоровью или причинена смерть близким людям. Указанное обращение получено и зарегистрировано в Администрации Президента РФ 16.10.2009 под вх.№ А26-11-395476 и было направлено Министерству по здравоохранению и социальному развитию РФ для рассмотрения, где было получено 19.10.2009 вх№348691. В результате длительного бездействия Министерства по здравоохранению и социальному развитию РФ и неполучении ответа по существу обращения, заявители вынуждены были обратиться в суд. Решением Ленинского районного суда г.Новосибирска от 08.11.2010 суд обязал Министерство по здравоохранению и социальному развитию РФ исполнить Федеральный закон от 02.05.2006г. №59-ФЗ, дать ответ заявителям по существу изложенных в обращении вопросов, в том числе по линии Минздрава РФ провести проверку деятельности Городской клинической больницы по г.Новосибирску по фактам, изложенным в обращении. Росздравнадзор РФ дал указание Минздраву Новосибирской области (исх №09-Г-19536 от 19.01.2011) исполнить решение суда, рассмотреть изложенные факты и о результатах рассмотрения дать ответ заявителям по существу поставленных вопросов. Однако, Минздрав Новосибирской области не исполнил указание Росздравнадзор РФ. Ответ дан заявителям с нарушением установленных сроков, по существу обращения вопрос не рассмотрен. В судебном заседании заявители Гурко В.И., Гурко Н.И., Мороз А.В. и представитель Петров К.В. на основании доверенности от 20.11.2008г. заявление поддержали, дали соответствующие пояснения. Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. (л.д.94) В силу ст.257 ГПК РФ неявка представителя заинтересованного лица не является препятствием к рассмотрению дела. Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Судом установлено, что граждане России, жители городов Новосибирска, Новокузнецка, Томска, Якутска, всего 14 человек, в том числе и заявители подписали и 01.10.2010 направили в адрес Президента Российской Федерации обращение по вопросам повышения уровня оказания медицинской помощи гражданам России лечебными учреждениями страны и обеспечения мониторинга за их деятельностью. (л.д.67-75) Указанное обращение получено и зарегистрировано в Администрации Президента РФ 16.10.2009 под вх.№ А26-11-395476 и было направлено Министерству здравоохранения и социального развития РФ для рассмотрения, куда поступило 19.10.2009 вх.№348691. В результате длительного бездействия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, неполучении ответа по существу обращения, заявители обратились в суд. Решением Ленинского районного суда г.Новосибирска от 08.11.2010 суд признал действия Министерство здравоохранения и социального развития РФ по рассмотрению открытого обращения к Президенту России неправомерными и обязал дать письменный ответ заявителям по существу изложенных в обращении вопросов, в том числе по линии Минздрава РФ провести проверку деятельности Городской клинической больницы№11 по г.Новосибирску по фактам, изложенным в обращении. Решение вступило в законную силу 30.11.2011 (л.д.75-77) Министерство здравоохранения и социального развития РФ исх.№14-3/5749 от 28.12.2010 сообщило Гурко В.И., Гурко Н.И., что не наделено полномочиями по проведению проверки деятельности Городской клинической больницы №1 г.Новосибирска, а также сообщило, что копия Обращения для принятия соответствующих мер направлены по компетенции в Росздравнадзор и Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее Минздрав НСО). (л.д.79-81) Минздрав НСО письмом исх. №Г-18, 1811 от 22.02.2011 сообщило Гурко В.И., что вопросы нормативно-правового регулирования и лицензирования в сфере здравоохранения, указанные в Обращении, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В целях совершенствования организации оказания медицинской помощи населению Минздравом НСО разработан регламент работы Совета по врачебной ответственности. (л.д.12) За этим же исходящим № №Г-18, 1811 и этой же даты 22.02.2011 Минздравом НСО по обращению Гурко В.И. направлены ответы в Департамент организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения и социального развития РФ (на вх.№14-3/5703 от 25.12.2011) и в Управление организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора (на вх.№ 09-Г-19536 от 19.01.2011) (л.д.25,26) На основании ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Согласно ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Как следует из представленных документов коллективное Обращение заявителей поступило Минздрав НСО не позднее 25.12.2011 (эта дата входящего письма указана в письме Департаменту организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения и социального развития РФ л.д.25) Ответ дан Гурко В.И. исходящим №Г-18, 1811 от 22.02.2011. Однако как пояснил Гурко В.М. почтовый конверт, который содержал ответ он нашел в почтовом ящике, при этом почтовый конверт содержит лишь штамп почты отправителя о поступлении данного письма на почту для отправки 22.03.2011, штамп почты получателя на конверте отсутствует. (л.д.97) Таким образом, Минздравом НСО ответ Гурко В.И. дан 22.03.2011 с нарушением сроков, установленных ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Более того, ответы остальным заявителям Гурко Н.И., Мороз А.В. вообще не даны. Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. На основании п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 N 148 (ред. от 01.12.2010) "О министерстве здравоохранения Новосибирской области" установлено, что Министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения населения в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении государственных учреждений Новосибирской области. Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в сфере охраны здоровья и лекарственного обеспечения, осуществляющим переданные отдельные полномочия Российской Федерации в сфере: 1) осуществления контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).(п.1 Постановления) В п.8 Постановления Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 N 148 указано, что в установленной сфере деятельности министерство исполняет следующие государственные функции, в том числе осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения). Согласно п.21 Постановления Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 N 148 министерство организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок. Из указанного следует, что организация и проведение проверки Городской клинической больницы №11 по факту причинения смерти Мороз И.В. при нахождении ее на лечении в больнице входит в компетенцию Минздрава НСО. Однако, по результатам Обращения заявителей, направленного из Министерства здравоохранения и социального развития РФ (исх.№14-3/5749 от 28.12.2010), такая проверка не проведена, ответ по существу обращения заявителям не дан. Данное дело рассматривается по правилам главы 25 ГПК РФ – производство по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. При этом представителю заинтересованного лица разъяснено, что обязанность представлять доказательства законности действий и отсутствия вины лежит на представителе заинтересованного лица.(л.д.89 об.) Однако, таких доказательств не предоставлено. Срок, установленный ст.256 ГПК РФ для обращения в суд, заявителями не пропущен. В связи с чем, суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л : Обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести проверку Городской клинической больницы №11 по факту причинения смерти Мороз И.В. при нахождении ее на лечении в больнице, о принятых мерах сообщить заявителям в срок установленный Федеральным законом №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья /подпись/ Пиотровская Ю.Е.решение именем российской федерации