Дело № 2-696/2011



Дело № 2-696/11

Поступило в суд: 19 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска

В составе:

Председательствующего судьи Е.А. Певиной

При секретаре В.С. Байрамовой

С участием прокурора А.Н. Сниккарс

С участием истца В.И. Сушковой

Представителя ответчика Ю.А. Сторожиловой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушковой Веры Ивановны к Министерству здравоохранения Новосибирской области о восстановлении на государственной гражданской службе, компенсации морального вреда

установил:

Сушкова ВИ обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Новосибирской области о восстановлении на государственной гражданской службе в должности специалиста отдела отраслевого планирования и финансирования Министерства здравоохранения Новосибирской области и компенсации морального вреда, указав в исковом заявлении, что решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2006 года она была восстановлена с 22 июня 2005 года в прежней должности специалиста первой категории отдела экономики и финансов Департамента здравоохранения НСО, где продолжала службу до 01 октября 2010 года.

30 июля 2010 года она была ознакомлена с сообщением от 30 июля 2010 года о том, что в связи с реорганизацией Департамента здравоохранения НСО путем преобразования в Министерство здравоохранения НСО, на основании постановления Губернатора НСО от 19.04.2010 года № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти НСО» и от 04 мая 2010 года № 148 «О Министерстве здравоохранения НСО» сокращается замещаемая ей государственная должность.

Приказом Министерства здравоохранения НСО от 01 октября 2010 года № 84-дк она была освобождена от занимаемой должности на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе в РФ», в связи с сокращением должности гражданской службы и непредоставлением иной должности гражданской службы.

Полагает, что её увольнение было осуществлено работодателем с нарушением положений трудового законодательства РФ и положений Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе в РФ» по следующим основаниям:

- реального сокращения не имелось, поскольку штатная численного Минздрава НСО увеличилась на 1 единицу по сравнению со штатной численностью Департамента здравоохранения НСО;

- имелись вакантные должности, которые могли быть ей предложены исходя из имеющегося у неё высшего экономического образования, стажа государственной гражданской службы 29 лет, профессиональных навыков и уровня компетенции ранее замещаемой должности;

- уведомление о предстоящем сокращении является недействительным, т.к. Минздрав НСО было зарегистрировано как юридическое лицо с 25 июня 2010 года, уволена она была также приказом Минздрава НСО, следовательно, в период с 25 июня 2010 года по 01 октября 2010 года она занимала должность государственной гражданской службы в Минздраве НСО;

- согласно штатному расписанию в Минздраве НСО не было должности специалиста 1 разряда и не было отдела экономики и финансов, следовательно, её не могли уволить приказом Минздрава НСО с данной должности и из этого отдела, в связи с чем, приказ является недействительным.

В судебном заседании Сушкова ВИ заявленные исковые требования поддержала, пояснила в соответствии с вышеизложенным. С представленным ответчиком расчетом среднедневного заработка в сумме 854, 57 рублей, согласна.

Представитель ответчика Строжилова ЮА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, представила суду письменные возражения (л.д.83-84 том 1, л.д.11-12 том 2).

Суд, выслушав пояснения участников процесса, заключение помощника прокурора Сниккарс АН, полагавшую, что увольнение Сушковой ВИ Минздравом НСО было осуществлено с нарушением требований Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе в РФ», исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2006 года (л.д.12-16 том 1), Сушкова ВИ восстановлена в должности специалиста 1 категории отдела экономики и финансов Департамента здравоохранения Новосибирской области.

Согласно штатному расписанию Департамента здравоохранения НСО, введенному в действие на основании приказа Департамента от 01 марта 2010 года (л.д.86-88 том 1), штатная численность Департамента здравоохранения составляет 50 единиц, при этом в отделе экономики и финансов 9 единиц: 1 начальник отдела; 1 зам. начальника отдела; 6 главных специалистов отдела; 1 специалист 1 разряда.

Постановлением Губернатора НСО от 19 апреля 2010 года № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Департамент здравоохранения НСО реорганизован путем преобразования в Министерство здравоохранения НСО. Согласно п.4 указанного постановления, исполнительные органы государственной власти НСО, которым переданы функции иных исполнительных органов, являются правопреемниками по их обязательствам.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04 мая 2010 года № 148 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Новосибирской области.

25 июня 2010 года прекращена деятельность юридического лица Департамента здравоохранения НСО. Правопреемником Департамента здравоохранения НСО при прекращении деятельности путем реорганизации в форме преобразования является Минздрав НСО, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.3-5 том 2).

Приказом МЗ НСО от 26 июля 2010 года № 1302 утверждена структура и штатное расписание Минздрава НСО (л.д.89-91).

Согласно штатному расписанию, штатная численность Минздрава НСО составляет 51 единицу. В Министерстве образован отдел отраслевого планирования и финансирования численностью 6 единиц: 1 единица – начальник отдела; 1 единица – зам. начальника отдела; 4 – единицы главный специалист.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имело место сокращение должности государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Департамента здравоохранения НСО.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом, отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы, регулируются положениями ст. 31 указанного Федерального закона.

Так, в соответствии с ч.2 указанной статьи при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ч.1 ст. 31 ФЗ РФ № 79-ФЗ).

При этом, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч.5 ст. 31 ФЗ РФ № 79-ФЗ).

Судом установлено, что 30 июля 2010 года Сушковой ВИ было вручено сообщение о сокращении должности государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов ЗД НСО (л.д.96 том 1). При этом, указанным сообщением ей не предлагались для замещения иные должности гражданской службы, не испрашивалось желание на прохождение профессиональной переподготовки или повышении квалификации.

При этом, судом установлено, что Сушкова ВИ имеет высшее экономическое образование по специальности экономика и планирование материально-технического снабжения (л.д.22 том 1), в 2007 году прошла курсы повышения квалификации в МЦПК ФГОУ «Сибирской академии государственной службы (л.д.23 том 1), в 2008 году прошла обучение в Новосибирском государственном университете экономики и управления (л.д.25), с имеет стаж государственной службы 29 лет (л.д.4-10, 93 том 1).

Также, судом установлено, что по состоянию на 30 июля 2010 года в Минздраве НСО, в связи с реорганизацией юридического лица были вакантны все должности, за исключением должностей заместителя министра и главного бухгалтера (л.д.136 том 1). В аппарат Министра здравоохранения были введены 2 должности главного специалиста и должность консультанта отсутствующие в аппарате руководителя Департамента здравоохранения НСО (л.д.87, 90 том 1).

Кроме того, являлись вакантными и должности главных специалистов отдела отраслевого планирования и финансирования Минздрава НСО (л.д.136 том 1).

Согласно должностному регламенту главного специалиста Минздрава НСО (аппарат Министра), квалификационными требованиями к данной должности являются: наличие среднего профессионального образования, наличие стажа государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 1 года или стаж (опыт) работы по специальности не менее 3 лет. В случае наличия высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, требование к стажу (опыту) работы не предъявляются (л.д.223-230 том 1).

Согласно должностному регламенту главного специалиста отдела отраслевого планирования и финансирования Минздрава НСО, квалификационными требованиями к данной должности являются: наличие среднего профессионального образования соответствующего направлению деятельности отдела, наличие стажа государственной гражданской службы на должностях младшей группы должностей гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее 1 года или стаж (опыт) работы по специальности не менее 3 лет. В случае наличия высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, требование к стажу (опыту) работы не предъявляются (л.д.175-181 том 1).

Согласно ст. 12 ФЗ РФ № 79-ФЗ в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, судом установлено, что Сушкова ВИ соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям государственной гражданской службы главного специалиста Министерства здравоохранения Новосибирской области и главного специалиста отдела отраслевого планирования и финансирования Министерства здравоохранения Новосибирской области в части уровня профессионального образования, стажа гражданской службы, опыта работы по специальности, при этом, ответчиком не доведены до сведения суда основания и не представлены доказательства, подтверждающие данные основаниям, приняв во внимание которые, суд мог бы прийти к выводу, что профессиональные знания и навыки Сушковой ВИ не позволили работодателю предложить ей к занятию данные вакантные должности.

В соответствии с положениями п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что увольнение Сушковой ВИ на основании п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» было осуществлено работодателем с нарушением положений ст. 31 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку при сокращении должности, занимаемой Сушковой ВИ в Департаменте здравоохранения, ей не были предложены вакантные должности, также она не направлялась на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, при этом, доказательств, подтверждающих, что данные должности Сушковой ВИ не предлагались, поскольку её уровень квалификации, профессионального образования, стаж службы, профессиональные знания и навыки не соответствовали указанным должностям, ответчиком суду не представлено.

Также, суд учитывает, что должности гражданской службы главного специалиста Министерства здравоохранения Новосибирской области и главного специалиста отдела отраслевого планирования и финансирования Министерства здравоохранения Новосибирской относятся к старшей группе должностей, а занимаемая Сушковой ВИ должность специалиста 1 разряда отдела экономики и финансов Департамента здравоохранения НСО относилась к младшей группе должностей (л.д.53 том 1), однако полагает, что данное основание не являлось препятствие для предложения ей указанных вакантных должностей, при этом исходит из следующего.

В соответствии с п.10 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ № 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на должностной рост на конкурсной основе. При этом, в силу положений п.4 ч.2 ст. 22 указанного Федерального закона конкурс не проводится: при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, учитывая, что ответчиком не представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что уровень квалификации, профессионального образования, стаж службы, профессиональные знания и навыки Сушковой ВИ не соответствовали указанным должностям, то обстоятельство, что указанные должности относятся к более высокой группе должностей, чем должность, которую занимала Сушкова ВИ до её увольнения, само по себе, не могло служить основаниям для не предложения ей указанных вакантных должностей.

Также, суд учитывает, что ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие, что по состоянию на 30 июля 2010 года на указанные должности был объявлен, в установленном законом порядке, конкурс на их замещение, что могло бы послужить основанием, для непредложения указанных должностей Сушковой ВИ при её предупреждении о предстоящем сокращении и повлекло бы для неё право на участие в данном конкурсе на общих основаниях.

Учитывая, что судом, в ходе рассмотрения было установлено, что увольнение Сушковой ВИ было осуществлено работодателем с нарушением положений ст. 31 ФЗ РФ № 79-ФЗ, то данное увольнение является незаконным.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор и ему подлежит к выплате средний заработок за время вынужденного прогула.

Учитывая, что ликвидации Департамента здравоохранения НСО не проводилась, а была осуществлена реорганизация Департамента здравоохранения НСО в форме преобразования в Министерство здравоохранение НСО, в силу положений п. 4 постановлением Губернатора НСО от 19 апреля 2010 года № 130 «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области», в также положений п.5 ст. 58 ГК РФ, Министерство здравоохранения НСО является правопреемником Департамента здравоохранения НСО по его обязательствам, в связи с чем, Сушкова ВИ должна быть восстановлена в Министерство здравоохранение НСО на прежней работе и в прежней должности специалиста 1 разряда отдела отраслевого планирования и финансирования.

Ответчиком представлена суду справка о среднедневной заработной плате Сушковой ВИ в размере 854, 57 рублей (л.д.102 том 1).

Истица согласна с указанным размером среднедневного заработка.

Таким образом, за период с 01 октября 2010 года по 21 июля 2011 года вынужденный прогул Сушковой ВИ составил 198 рабочих дней, в связи с чем, размер утраченного заработка составляет 167422, 86 рублей (854, 57 х 198).

Вместе с тем, судом установлено, что при увольнении Сушковой ВИ ей была выплачена компенсация в сумме 72051, 50 рублей в связи с увольнением по сокращению штатов, следовательно, данная выплата подлежит вычету из суммы утраченного заработка истца, т.о., взысканию с ответчика в пользу истца подлежат денежные средства в сумме 95371, 36 рублей в счет выплаты утраченного заработка.

В соответствии с ч. 9 ст. 394 ТК РФ в случае увольнения с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Истцом указано, что в результате действий ответчика она испытывала нравственные страдания, т.к. в пенсионном возрасте осталась без работы, являясь одинокой матерью, имея на иждивении дочь студентку, не могла осуществлять надлежащее содержание своей семьи, а найти иную работу в силу возраста ей очень сложно. Учитывая данные обстоятельства, она переживала, нервничала, испытывала чувство неопределенности и неуверенности в будущем. Размер причиненного ей морального вреда оценивает в сумме 90000 рублей.

Принимая во внимание степень вины ответчика, степень и характер нравственных страданий истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

На основании ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сушковой Веры Ивановны к Министерству здравоохранения Новосибирской области о восстановлении на государственной гражданской службе удовлетворить.

Восстановить Сушкову Веру Ивановну в прежней должности специалиста 1 разряда отдела отраслевого планирования и финансирования Министерства здравоохранения Новосибирской области.

Взыскать с Министерства здравоохранения Новосибирской области в пользу Сушковой Веры Ивановны компенсацию за время вынужденного прогула в сумме 95371, 36 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, а всего 115371 (сто пятнадцать тысяч триста семьдесят один) рубль 36 копеек.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Новосибирска.

Судья Е.А. Певина

Решение суда изготовлено в окончательной форме 01 августа 2011 года