Поступило 17.02.2011 г. 06 сентября 2011 г. г. Новосибирск Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В. при секретаре Беляковой С.О. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дьякова Алексея Илларионовича к мэрии г.Новосибирска, Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу, созданной распоряжением мэра г.Новосибирска от 12.04.2006 №2404-р, об обязании мэрии г.Новосибирска признать непригодными для проживания помещений, находящихся в непосредственном пользовании истца, площадью 10,9 кв.м., 15,2 кв.м., 6,4 кв.м в жилом доме №30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске (обозначенные на поэтажном плане технического паспорта от 11.12.2009 г.; литера А2), у с т а н о в и л: Дьяков А.И. обратился в суд с иском к мэрии г.Новосибирска о признании жилого дома №30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске непригодным для проживания. Исковое заявление заявитель обосновала следующим. Он, Дьяков Алексей Илларионович, являющийся участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, проживает в доме №30 по ул.2-ая Газовая. Согласно заключения от 25.12.2009 № 764-2009 по результатам технического обследования строительных конструкций надфундаментной части жилого здания, расположенного по адресу: г.Новосибирск, ул.2-ая Газовая, дом №30, выполненному ООО «ТЭЗИС» (лицензия №ГС-6-54-01-26-0-54-02190216-011805-1 от 08.08.2008 г.) – технический износ здания (литера А, А1) составляет 70,13 %, требуется капитальный ремонт. Текущая эксплуатация жилого дома создает угрозы для жизни и здоровья, проживающих в нем граждан, однако в случае несвоевременного капитального ремонта безопасная эксплуатация жилого дома не гарантирована. Строительные конструкции жилого дома (литера 2) находятся в аварийном техническом состоянии и представляют угрозу для жизни и здоровья. Физический износ составляет более 70%. В заключении рекомендовано, наряду с капитальным ремонтом, рассмотреть вопрос о полном демонтаже существующих конструкций здания. В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту и реконструкции не подлежат. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с данным положением решение о пригодности (непригодности) жилого дома, помещения принимается органом местного самоуправления на основании акта обследования жилого дома (помещения) межведомственной комиссии. Истец обратился с просьбой о признании жилого дома №30 по ул.2-ая Газовая непригодным для проживания. В ответе от 22.12.2010 №25/9-862 заместителя председателя комиссии по жилищным вопросам мэрии г.Новосибирска содержится указание на то, что у Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу, созданной распоряжением мэра г.Новосибирска от 12.04.2006, №2404-р, отсутствуют полномочия по признанию частных жилых помещений непригодными для проживания. С аналогичной просьбой истец обратился к губернатору Новосибирской области. В ответе от 01.02.2011 №479/01 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области ему указано на то, что к компетенции органов государственной власти субъекта РФ не относится признание в установленном порядке помещений жилищного фонда субъекта РФ непригодными для проживания. Наряду с этим рекомендовано обратиться в администрацию Калининского района, прокуратуру Калининского района г.Новосибирска, либо в суд общей юрисдикции. Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Ст.25 Всеобщей Декларации прав человека (принятой резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) закрепляет, что жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи включает такой обязательный комплекс, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено и в других основополагающих международно-правовых документах о правах человека, включая Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966г. Необходимость уважения жилища человека констатировано в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» определяет такую меру социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом от 09.01.2010 №30 «Об обеспечении жильем ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент РФ постановил, в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Жилой дом №30 по ул.2-ая Газовая, в котором он проживает, по его мнению, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям на территории РФ, так как в доме отсутствуют системы центрального отопления, водоснабжения и канализации. В доме нет туалета и санузла, что подтверждается техническим паспортом от 02.12.2009 г. Кроме того, строительные конструкции жилого дома (литера А2) находятся в аварийном техническом состоянии и представляют угрозу для жизни и здоровья. Физический износ конструкции составляет более 70%, технический износ здания (литера А, А1) составляет 70,13%, требуется капитальный ремонт. Определением суда от 17.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц по ходатайству представителя истца привлечены Белоусов Сергей Николаевич, Дъякова Екатерина Петровна, а Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу, созданная распоряжением мэра г.Новосибирска от 12.04.2006 №2404-р, привлечена в качестве второго ответчика. Определением суда от 17.05.2011 приняты уточненные исковые требования истца Дьякова А.И. Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей. Представители истца в судебном заседании исковое заявление поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить, дали соответсвующие пояснения. Представитель ответчика – мэрии г.Новосибирска в судебном заседании с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Третьи лица – Дьякова Е.П., Белоусов С.Н. в судебное заседание не явились, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Ответчик - Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу, созданная распоряжением мэра г.Новосибирска от 12.04.2006, №2404-р своего представителя в суд не направила, уведомлена по имеющемуся известному адресу своего местонахождения. С учетом вышеназванных обстоятельств, в соответствии с ч.2, 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле. Представители истца в судебном заседании 06.09.2011 пояснили, что надлежащим ответчиком является мэрия г.Новосибирска, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 полномочия по признанию помещений непригодными для проживания принадлежит мэрии г.Новосибирска. В соответствии с постановлением от 07.04.2008 №6232-ра мэрия г.Новосибирска делегировала их Межведомственной комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу. Следовательно, если мэрия их делегирует, значит, сама обладает ими. На момент подачи искового заявления указанное постановление действовало, следовательно, ответчиком является мэрия г.Новосибирска. Представитель ответчика мэрии г.Новосибирска в судебном заседание просил в удовлетворении иска отказать, при этом, ссылаясь на следующее. Жилой дом №30 по ул.2-ая Газовая, является одноэтажным жилым домом (Литера А, А1, А2); данный дом - единый структурный объект, имеющие общие стены. Сообщения между внутренними помещениями жилого здания организовано через дверные проемы во внутренних стенах и перегородках. Поэтому снос части единого жилого дома №30 (литера А2) невозможен без нарушения целостности всего здания, нарушения его технических характеристик и использования для проживания других собственников, интересы которых будут нарушены. Кроме того, истец обосновал состояние дома заключением ООО «ТЭЗИС» от 25.12.2009 № 764-2009. Согласно заключению текущее техническое состояние строительных конструкций жилого дома (литера А, А1 – общая площадь 41,4 кв.м.) в целом признано работоспособным, удовлетворительным; указано, что необходимо провести капитальный ремонт всего здания с ревизией всех конструкций и инженерных коммуникаций. Согласно тому же заключению жилой дом (литера А, А1) в аварийном состоянии не находится, непригодным для проживания не является. В аварийном техническом состоянии находятся строительные конструкции части жилого дома №30 (литера А2), которые также подлежат восстановлению. Ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве лица нуждающегося в жилом помещении имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Дьяков А.И. может состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, независимо от своего имущественного положения, но только если он будет признан нуждающимся в жилых помещениях. Ст. 51 ЖК РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилье: отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих.Согласно п.5 ст.50 ЖК РФ конкретная величина учетной нормы устанавливается в каждом отдельном муниципальном образовании органом местного самоуправления. В соответствии с п.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.Новосибирска, принятого решения городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 № 94, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. В соответствии с соглашением от 31.07.2010, заключенным между совладельцами спорного дома Белоусовым Сергеем Николаевичем и Дьяковым А.И. (доли 28/102 и 74/102 соответственно), последнему на праве общей долевой собственности принадлежали комнаты площадью 14,2 кв.м., 14,4 кв.м., 4,6 кв.м., 10,9 кв.м., 15,2 кв.м.,, кухня 3,7 кв.м., 6,4 кв.м., прихожая 4,5 кв.м. (литера А, А1, А2), т.е. в июле 2010 ветеран имел в собственности 73,9 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: ул.2-ая Газовая, д.30. В указанном жилом помещении проживает три человека, т.е. на каждого приходилось более 24 кв.м., а это в 2 раза больше учетной нормы. В дальнейшем заявитель по соглашению от 01.10.2010г. еще уменьшил свою долю, передав часть ее Дьяковой Е.П. (супруге) в долях соответственно 37/102 и 37/102. Затем между ним и Дьяковой Е.П. было заключено соглашение от 01.12.2010 о порядке пользования имуществом, согласно которому Дьякову А.И. как собственнику части жилого дома в пользование отошли помещения под литерой А2 10,9 кв.м, 15,2 кв.м. и кухня 6,4 кв.м. Тем самым, Дьяков А.И. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении намерено ухудшил свои жилищные условия, т.е. отказался от части собственности в пользование, а также оформил соглашение о пользовании пристройкой. Как показало обследование, проведенное комиссией администрацией Калининского района, фактически в пристройке А2 никто не живет, она завалена вещами как склад, заявитель встретил комиссию в основной части дома (литера А), пояснил, что здесь и живет. Своими действиями по отчуждению имевшейся на праве собственности достаточной жилой площади, фиктивным переселением в пристройку А2, заявитель совершил действия с намерением приобретения право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В нарушение требований п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Положения истец не представил заключение межведомственной комиссии, которое является единственным основанием постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истцов, представителя ответчика, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему. Дьяков Алексей Илларионович согласно справке от 12.04.2010 № 2/342 является ветераном Великой Отечественной войны (л.д.7). В соответствии с представленными документами Дьяков А.И. проживает в доме № 30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске (л.д.51). Указанный жилой дом, является одноэтажным жилым домом (Литера А, А1, А2); данный дом - единый структурный объект, имеющие общие стены. Сообщения между внутренними помещениями жилого здания организовано через дверные проемы во внутренних стенах и перегородках, что подтверждается техническим паспортом (л.д.72-76). В соответствии с соглашением от 31.07.2010 (л.д.81), заключенным между совладельцами спорного дома Белоусовым Сергеем Николаевичем и Дьяковым А.И. (доли 74/102 и 28/102 соответственно), последнему на праве общей долевой собственности принадлежали комнаты площадью 14,2 кв.м., 14,4 кв.м., 4,6 кв.м., 10,9 кв.м., 15,2 кв.м.,, кухня 3,7 кв.м., 6,4 кв.м., прихожая 4,5 кв.м. (литера А, А1, А2), т.е. в июле 2010 ветеран имел в собственности 73,9 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: ул.2-ая Газовая, д.30. В указанном жилом помещении проживает три человека, т.е. на каждого приходилось более 24 кв.м. В дальнейшем заявитель уменьшил свою долю, передав часть ее Дьяковой Е.П. (супруге) в долях соответственно 37/102 и 37/102, что подтверждается соглашением об определении долей от 01.10.2010 г. (л.д.79). Затем между истцом и Дьяковой Е.П. (супругой) было заключено соглашение от 01.12.2010 о порядке пользования имуществом, согласно которому последний стал собственником части жилого дома под литером А2 (л.д.80). В соответствии с заключением ООО «ТЭЗИС» от 25.12.2009 № 764-2009 (л.д.9-40) текущее техническое состояние строительных конструкций жилого дома (литера А, А1 – общая площадь 41,4 кв.м.) в целом признано работоспособным, удовлетворительным, с указанием, что необходимо провести капитальный ремонт всего здания с ревизией всех конструкций и инженерных коммуникаций. Согласно данному заключению жилой дом (литера А, А1) в аварийном состоянии не находится, непригодным для проживания не является. В аварийном техническом состоянии находятся строительные конструкции части жилого дома №30 (литера А2), которые также подлежат восстановлению. Ч.2 чт.52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Дьяков А.И. может состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях независимо от своего имущественного положения, но только если он будет признан нуждающимся в жилых помещениях. Ст. 51 ЖК РФ установлены основания для признания граждан нуждающимися в жилье: отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих. Согласно п.5 ст.50 ЖК РФ конкретная величина учетной нормы устанавливается в каждом отдельном муниципальном образовании органом местного самоуправления. В соответствии с п.4.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г.Новосибирска, принятого решения городского Совета Новосибирска от 28.09.2005 № 94, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Кроме того, доводы представителя истца о том, что мэрия г.Новосибирска является ответчиком и именно она обязана признать непригодным для проживания помещения, находящиеся в непосредственном пользовании истца, площадью 10,9 кв.м., 15,2 кв.м., 6,4 кв.м в жилом доме №30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске (обозначенные на поэтажном плане технического паспорта от 11.12.2009 г.; литера А2), суд находит необоснованными, так как в соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленном в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. Исходя из смысла указанной нормы орган местного самоуправления имеет право, но не обязанность принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. Этой же нормой установлено, что орган местного самоуправления вправе делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленном в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. Распоряжением мэра г.Новосибирска от 12.04.2006 № 2404-р была создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п.2 распоряжения мэрии г.Новосибирска от 07.04.2008 №6232-ра комиссии были делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений (многоквартирных домов), находящихся на территории г.Новосибирска, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и по принятию решения о признании этих помещений (многоквартирных домов) пригодными (непригодными) для проживания граждан, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Таким образом, указанные полномочия возложены на специально созданную постоянно действующею комиссию, и следовательно правомочия по признанию непригодным для проживания помещения, находящегося в непосредственном пользовании истца, площадью 10,9 кв.м., 15,2 кв.м., 6,4 кв.м в жилом доме №30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске (обозначенные на поэтажном плане технического паспорта от 11.12.2009 г.; литера А2) принадлежат комиссии, т.е. Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного фонда аварийным и подлежащим сносу с указанного момента являлась уполномоченным субъектом, ответственным за осуществление указанной деятельности. В то же время, воспользовавшись своим правом, предоставленным п.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в очередной раз, при утверждении состава комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу, мэрия г.Новосибирска постановлением от 19.07.2011 №6333 признала утратившим силу среди прочих правовых актов, касающихся данного вопроса, распоряжения мэрии г.Новосибирска от 12.04.2006 №2404, от 07.04.2008 №6232-ра, исключив из объема полномочий названной комиссии ранее предоставленное право по оценке соответствия частных жилых помещений (МКД) в г.Новосибирске, требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства от 28.01.2006 №47 и по принятию решений о признании этих помещений (МКД) пригодными (непригодными) для проживания граждан, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Соответственно чему на момент вынесения судебного решения указанные полномочия исключены из компетенции комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу и не взяты на себя мэрией г.Новосибирска. Указанное постановление мэрии г.Новосибирска от 19.07.2011 г. №6333 не оспорено и не признано недействительным; действия мэрии г.Новосибирска по правовому регулированию вопроса о признании жилых помещений частного сектора пригодными (непригодными) для проживания граждан, аварийными, подлежащему сносу или реконструкции, не противоречат п.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 и не выходят за пределы компетенции, отведенной мэрии г.Новосибирска как органу местного самоуправления в данной сфере правоотношений. Как установлено судом, в т.ч. в период действия постановления мэрии г.Новосибирска от 19.07.2011 г. №6333 истец к комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения муниципального жилищного фонда пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома муниципального жилищного фонда аварийным и подлежащим сносу по вопросу признания его домовладения (жилых помещений и т.п.) не обращался, что подтверждается в т.ч. решением Калининского районного суда г.Новосибирска от 07.02.2011. Из представленных, суду материалом видно, что Дьякову А.И. жилое помещение принадлежит на праве собственности и составляет (по площади) не менее учетной нормы, предусмотренной законом, по соглашению от 31.07.2010. Суд полагает, что последующее соглашение об изменении долей в праве собственности заключено с целью приобрести право на приобретения жилья, как нуждающемуся. Кроме того из представленного ответчиком акта обследования жилого помещения Дьякова А.И. видно, что фактически истец в помещении, указанном в соглашении о порядке пользования жилым помещением, не проживает. Кроме того истцом в нарушение требований п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Положения не представлено заключение межведомственной комиссии, которое для данного случая может являться единственным основанием постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Исходя из изложенного, суд не устанавливает обязанности у органа местного самоуправления (мэрии г.Новосибирска) принимать решения о признании частного домовладения (жилых помещений в нем) пригодными (непригодными) для проживания граждан, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Дьякова Алексея Илларионовича об обязании мэрии г.Новосибирска признать непригодным для проживания помещения, находящиеся в непосредственном пользовании истца, площадью 10,9 кв.м., 15,2 кв.м., 6,4 кв.м в жилом доме №30 по ул.2-ая Газовая в г.Новосибирске (обозначенные на поэтажном плане технического паспорта от 11.12.2009 г.; литера А2) – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд через районный суд, вынесший решение. Судья В.В.Витюк Решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2011.