Дело № 2-3180/2011



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

Решение

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011г.

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи

секретаря судебного заседания

с участием:

прокурора

истца

представителей ответчиков

Дело № 2-3180/2011

Галиной В.А.,

Галкиной Е.В.,

Громова Е.Г.,

Тарасовой Р.А.,

Назиуллина А.Р.,

Прокудиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Кировского района города Новосибирска, обратившегося в интересах Тарасовой Р.А., к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Кировского района г. Новосибирска обратился в суд в интересах Тарасовой Р.А. с иском к мэрии г. Новосибирска и Правительству Новосибирской области, просит обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Тарасовой Р.А., 10.12.1990 года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Новосибирске по договору социального найма общей площадью не менее 15 кв.м. за счет средств бюджета Новосибирской области.

В обоснование исковых требований истец указывает на то, что Тарасова Р.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в несовершеннолетнем возрасте находилась на полном государственном обеспечении в связи с лишением ее родителей родительских прав. При жизнеустройстве несовершеннолетней, установлении над ней опеки Пожидаевой А.А. жилье за ней не закреплялось, поскольку ни у несовершеннолетней, ни у ее родителей жилья не имелось. Согласно приказу № 664 от 06.06.2008г. Тарасова Р.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Тарасовой Р.А. благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Новосибирской области от 15.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» вне зависимости от наличия либо отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Прокурор Кировского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом. Прокурор Центрального района г. Новосибирска Громов Е.Г., действующий на основании поручения прокуратуры Кировского района г. Новосибирска, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить (л.д. 37).

В судебном заседании Тарасова Р.А. заявленный иск поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска по доверенности Назиуллин А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что при удовлетворении требований истца будет нарушена очередность предоставления жилых помещений лицам, нуждающимся в них.

Представитель ответчика Правительства Новосибирской области по доверенности Прокудина В.В. в суде возражала против удовлетворения требований истца, указала, что Правительство НСО не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций в соответствии с Законом НСО «Об областном бюджете Новосибирской области». Финансированием мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается Министерство образования Новосибирской области, которое обладает самостоятельными правами юридического лица и не является структурным подразделением Правительства Новосибирской области.

Представители третьих лиц Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерства социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Министерства социального развития НСО представил в суд отзыв, в котором поддержал исковые требования прокурора (л.д. 34-35).

Представитель третьего лица администрации Кировского района г. Новосибирска в суд не явился, был извещен, представил в суд отзыв, в котором указал, что Тарасова Р.А. имеет преимущество в получении жилья перед другими гражданами, однако не имеет преимуществ перед внеочередниками, принятыми на учет и включенными в соответствующие списки ранее (л.д. 32-33).

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что Тарасова Р.А. родилась 10.12.1990г. Как указано в свидетельстве о рождении серии I-ЕТ № 264460 родителями Тарасовой Р.А. являются Тарасов А.В. и Тарасова С.А. (л.д. 6).

Согласно заочному решению Кировского районного суда г. Новосибирска от 20.05.1997г. родители истца были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, дети были переданы в ведение органов опеки и попечительства при администрации Кировского района г. Новосибирска (л.д. 7).

На основании распоряжения главы администрации Кировского района г. Новосибирска № 1355-р от 08.12.1997г. в отношении Тарасовой Р.А. была установлена опека бабушки Пожидаевой А.А. (л.д. 8).

Истец с 10.12.1990г. состоит на регистрационном учете, а в настоящее время фактически проживает в двух комнатах служебной четырехкомнатной квартиры № 235 по ул. Оловозаводская, ?, жилой площадью 29,7 кв.м. Всего в указанных комнатах зарегистрировано 6 человек (л.д. 19). Однако согласно справке отдела опеки и попечительства Кировского района г. Новосибирска № 1537 от 25.08.2010г. жилая площадь за Тарасовой Р.А. в соответствии со ст. 71 ЖК РФ не закреплялась (л.д. 10). По данным БТИ, Управления Росреестра по НСО, МУ «ГЖА» Тарасова Р.А. в настоящее время не имеет зарегистрированной на ней недвижимости в г. Новосибирске, право приватизации жилья не использовала (л.д. 11-13).

В связи с этим приказом главы администрации Кировского района г. Новосибирска № 664-од от 06.06.2008г. Тарасова Р.А. была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в общую очередь № 3657 (л.д. 9).

С 01.09.2007г. по 30.06.2008г. Тарасова Р.А. находилась на неполном государственном обеспечении, обучаясь в Профессиональном лицее № 13 (л.д. 13).

Суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Тарасова Р.А. имеет статус ребенка-сироты, поскольку ее родители в 1997г. были лишены родительских прав, а в отношении истца и ее сестер было установлено опекунство бабушки Пожидаевой А.А.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).

В установленном порядке с 06.06.2008г. Тарасова Р.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Кировского района г. Новосибирска по месту своего проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

До настоящего времени Тарасовой Р.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

При этом не имеет значения очередность Тарасовой Р.А. в учетном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств неправомерности постановки на учет суду не представлено. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди. Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

Органом, обязанным предоставить Тарасовй Р.А. жилое помещение является мэрия г. Новосибирска в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. № 94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Тарасовой Р.А. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области на условиях договора социального найма в размере не менее 15 кв.м. общей площади.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Тарасовой Р.А. 10.12.1990г. рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А.Галина