Дело № 2-3869/2011



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-3869/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе

председательствующего судьи Малахова С.Л.

при секретаре Цирукиной Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судаковой А.К. к мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Судакова А.К. обратилась в суд с иском к мэрии г.Новосибирска о предоставлении жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не менее нормы представления жилья в Новосибирской области на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

В обоснование исковых требований указано следующее. В 2006 году Судакова А.К, 10.02.1991 года рождения, была помещена в детский дом №6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец Судаков К.А. - умер, мать Судакова Е.Н. – лишена родительских прав. Имущества и жилья, подлежащего к сохранению, у нее не имелось. Администрацией социального учреждения не были приняты меры по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, на учет встала самостоятельно в 2009 году. До настоящего времени администрация Ленинского района г.Новосибирска не предоставила ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма. Согласно выданной справке, на 2010 год в учетном списке по предоставлению жилья она находится под номером 152. Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на нее распространяются социальные гарантии, установленные этим законом. Соответственно, она должна быть обеспечена жилым помещением не ниже установленных социальных норм (не менее 15 кв.м.) на территории г. Новосибирска вне очереди по договору социального найма.

На основании определения Центрального районного суда г. Новосибирска от 05.09.2011 в качестве соответчика в рамках данного дела привлечено Правительство Новосибирской области.

В судебном заседании Судакова А.К. исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель мэрии г. Новосибирска Колесникова В.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно имеющемуся в материалах дела письменному отзыву, с исковыми требованиями не согласна, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о выделении денежных средств из бюджета Новосибирской области для приобретения жилого помещения Судаковой А.К. (л.д.31).

Представитель Правительства Новосибирской области Прокудина В.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что Правительство Новосибирской области является ненадлежащем ответчиком, поскольку функции по осуществлению государственного управления в сфере опеки и попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития Новосибирской области, которое является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Новосибирской области на реализацию указанных функций.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области Лебедев Е.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому с исковыми требованиями согласен (л.д.32-33).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании заочного решения Ленинского районного суда от 30.01.2006 мать истицы – Судакова Елена Николаевна лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в частности, в отношении Судаковой Анастасии Константиновны, 10.02.1991 года рождения (л.д.14-15).

Отец Судаковой А.К. – Судаков Константин Александрович, умер 01.01.2006, что подтверждается свидетельством о смерти от 03.02.2006 №783985 (л.д.9).

Таким образом, судебным разбирательством установлено, что Судакова А.К., 10.02.1991 года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании приказа Администрации Ленинского района г.Новосибирска от 20.04.2006 №592-од несовершеннолетняя Судакова А.К. определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение (л.д.12).

На момент поступления Судаковой А.К. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведений об имуществе, принадлежащем последней и подлежащем сохранению не имелось, что подтверждается описью имущества, составленной отделом опеки и попечительства администрации Ленинского района от 03.05.2006 №22-1034 (л.д.21).

В соответствии с приказом Администрации Ленинского района г.Новосибирска от 30.06.2006 №1083-од в вышеназванный приказ внесены изменения, в соответствии с которыми на законного представителя несовершеннолетней Судаковой А.К. возложена обязанность по принятию мер к реализации права последней на предоставление жилого помещения согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.16).

Как следует из имеющейся в материалах дела справки, выданной Отделом по жилищным вопросам Администрацией Ленинского района г. Новосибирска от 01.06.2011, Судакова А.К. приказом администрации Ленинского района от 20.04.2006 №592-од принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. На 2010 год учетный номер в названном списке 152 (л.д.18).

В процессе рассмотрения дела установлено, что на момент обращения в суд истица Судакова А.К. не использовала права приватизации жилья на территории г. Новосибирска, что подтверждается справкой МБУ «Городское жилищное агентство» от 24.05.2011 (л.д.22). Кроме того, в материалах дела имеется уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 27.05.2011, согласно которому в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Судаковой А.К. на какие-либо объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.23).

Таким образом, на основе представленных на рассмотрение суда доказательств установлено, что истица Судакова А.К., не имеющая на момент помещения в детский дом жилого помещения, подлежащего к сохранению, по настоящее время не обеспечена жилым помещением.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

Поскольку Судакова А.К., являющаяся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не имеет на каком-либо праве жилого помещения, суд находит обоснованными требования о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

Органом, обязанным предоставить Судаковой А.К. жилое помещение является мэрия г. Новосибирска, так как в силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 05.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

В соответствии с законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год» были предусмотрены субвенции местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию – городу Новосибирску на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, судом не может быть принят довод представителя ответчика – мэрии г. Новосибирска об отсутствуют доказательств о выделении денежных средств из бюджета Новосибирской области для приобретения жилого помещения Судаковой А.К..

Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить Судаковой А.К. жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области. В связи с чем, ссылка представителя ответчика - Правительства Новосибирской области, о том, что последнее является ненадлежащим ответчиком, представляется необоснованной.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. №94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Судаковой А.К. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 м. кв. на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья С.Л. Малахов

Мотивированное решение изготовлено 07.10.2011