Дело №2-1325\2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации « 29 » июня 2011года Судья суда общей юрисдикции Центрального района г.Новосибирска Федорова Е.Д. С участием секретаря Прыткина Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Местной религиозной организации Христиан Веры Евангельской «Церковь Завета» к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» и Минаевой В. В. о защите чести, достоинства и деловой репутации и по иску Максимюк В.В. к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» о защите чести, достоинства, возмещении морального вреда, установил: Местная религиозная организация Христиан Веры Евангельской «Церковь Завета» обратилась в суд с иском к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» и Минаевой В.В. о защите чести, достоинства и деловой репутации. Максимюк В.В. обратился в суд с иском к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» о защите чести, достоинства, возмещении морального вреда. Определением суда, в порядке ст.151 ГПКРФ, настоящие дела были соединены в одно производство. Истцами оспариваются сведения, изложенные в статье в газете «»Комсомольская правда-Новосибирск» в следующих фрагментах: - «В суд пришли бывшие прихожане «Церкви завета», преданные анафеме той самой «Церковью» за бунт. Но, как оказалось, отлучение от «храма Господня» для этих людей стало не самой большой потерей в жизни: экс-послушники лишились своих квартир. Сейчас все они готовы просто разорвать некогда любимого «пастора» В. Максимюка и его жену Н.. Против «пастора» выступает даже его родная сестра Л., хотя еще несколько лет назад эта женщина безоговорочно верила в святость своего брата. Л. восемь лет отработала в «Церкви», за это время она отписала своему брату дом, в котором жила с мужем и детьми, а также наследство - четырехкомнатную квартиру на Украине». - «Пастор» В. выставляет себя отцом церкви, помазанником Божиим, пастухом - вообще-то это титулы Бога, а не человека, - говорит М. Пустовал, бывшая прихожанка. - Люди соответственно и относятся к нему как к Богу, выдают ему непомерные кредиты доверия, совершенно не ограничивают его власть над собой, про все его преступные дела говорят, что «не нам его судить, его Бог рассудит». Слово «пастора» многими воспринимается как слово Бога и сомнению не подлежит. Многие не критикуют пастора и не выступают против него, боясь проклятия и наказания от Бога. Из-за этого и лишаются квартир. И не только их...» - «Люди, попавшие в сети этой общины, просто сходят с ума (в клинической практике 3-й психиатрической больницы г. Новосибирска не редкие «гости» - адепты «Церкви завета»), семьи распадаются... Но был случай в «святых стенах» и пострашнее, когда 13-летняя девочка, которую мама водила в эту «Церковь», спрыгнула с 7-го этажа. Школьница влюбилась в своего сверстника, об этом стало известно совету старейшин прихода, и выбор девочки они не одобрили... Под давлением мамы-прихожанки и осуждающие улюлюканья совета девочка и решилась на такой отчаянный шаг». - «В этой общине манипулируют сознанием людей ради материальной выгоды. По- моему, о многом говорит уже тот факт, что с «пастором» судятся не только обычные прихожане этой «Церкви», но и его родственники, которые по причине этой самой манипуляции и лишились имущества». - «Как будет развиваться беспрецедентный процесс? И что представляет из себя «Церковь завета», официально признанная сектой?» - «Но самое страшное, наверное, в методике этого учения: человек через несколько сеансов "богослужений" сходит с ума, начинает "говорить на языках". "Говорение на языках" часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, некой околесицей. А все начинается с малого: с "прославления" Христа, то есть многократного повторения какой либо одной несложной фразы "Христос мы твои дети" под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, человек впадает в транс...» - «Как утверждают специалисты, которые уже не первый год занимаются анализом деятельности «Церкви Завета», в толковании Библии и христианского учения "пасторов" этого движения отличает крайний примитивизм и утилитаризм. Кроме того, можно утверждать, что Священному писанию отводится рекламная роль, призванная придать этому движению вид христианского для непосвященных людей». - «...Кадры оперативной съемки скрытой камерой: на сцене стоит девушка в белых одеждах и, вознося руки куда-то к потолку, заунывно поет аллилуйя в течение пяти минут. Зрительский зал полный, женщины с искаженными от «просветления» лицами, со слезами на глазах вторят певице. Следующий кадр подинамичнее: прихожане начинают пританцовывать и хлопать в ладоши, все заканчивается отвращения или в лучшем случае пройдет мимо. Как уверяют психологи, секрет деятельности секты прост: адептами становятся люди, которые попадают в сложную жизненную ситуацию и ищут из нее любой выход». - «- Безусловно, очень сложно вытянуть людей из этой секты, - говорит О. Заев, руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского. - А самое сложное - доказать, что они являются не прихожанами, а адептами. «Церковь завета» под видом благотворительности (реабилитация наркозависимых, помощь вышедшим из заключения и сиротам) входит в доверие к властям, силовым структурам, общественным и прочим организациям - что уж говорить о доверии обычных горожан... И самое страшное - с сектами невозможно бороться с помощью нашего законодательства. Ведь люди к ним идут добровольно...» - «Понаслушавшись «благих» речей, Т. стала отказывать Э. в интимной близости. Мужик терпел, а потом стал гулять налево. Семья рушилась на глазах, нервное напряжение копилось. В одну из ночей, когда Т. мирно спала, Э. взял металлическую палку и забил жену до смерти... На суде он так и сказал, что все это произошло из-за учений В.. Естественно, это никак не могло оправдать чудовищного поступка убийцы, и последнее слово Э. так и осталось на суде неуслышанным. А ведь еще тогда «заветников» вместе с их странноватым учением можно было проверить на вменяемость». В целях сбора доказательств к судебному процессу, истцы обратились к специалисту лингвисту, члену региональной общественной организацией лингвистов- экспертов «Норма», Бриневу К., которым было проведено исследование статей размещенных в «КП-Новосибирск». В результате специалист сделал выводы о том, что в представленных выше фрагментах из статей, присутствуют следующие утверждения о фактах: 1. В суде были бывшие прихожане «Церкви завета». 2. Бывшие прихожане были отлучены от церкви. 3. Бывшие прихожане бунтовали (в данном контексте значение слова бунтовали равно значению «открыто выражали несогласие с чем-либо»), 4. Бывшие прихожане враждебно относятся к пастору и его жене. 5. Бывшие прихожане лишились своих квартир. 6. То, что бывшие прихожане лишились своих квартир связано с деятельность пастора и религиозной организации. 7. Против пастора выступает родная сестра. 8. Лариса восемь лет отработала в Церкви. 9. Лариса отписала брату дом и четырехкомнатную квартиру на Украине. 10. Пастор Виталий представляет себя отцом церкви, помазанником божьим. 11. Люди доверяют пастору. 12. Люди не критикуют пастора. 13. Пастор совершает преступные дела. 14. Люди боятся проклятия и наказания. 15. Люди лишаются квартир. 16. Люди лишаются не только квартир. 17. Люди лишаются квартир, потому что боятся проклятья. 18. Члены данной религиозной организации сходят с ума (в практике 3-й психиатрической больницы г. Новосибирска не редкие «гости» - адепты «Церкви завета). 19. Факт того, что члены организации сходят с ума причинно связан с деятельностью организации. 20. 13-летняя девочка, которую мама водила в эту «Церковь», спрыгнула с 7-го этажа. 21. Школьница влюбилась в своего сверстника. 22. Об этом стало известно совету старейшин прихода. 23. Выбор девочки совет старейшин не одобрил. 24. Под давлением мамы-прихожанки и осуждающие улюлюканья совета девочка и решилась на такой отчаянный шаг (последнее предложение констатация наличия причинно-следственной связи между поведением матери, совета старейшин и поступка девочки). 25. В общине манипулируют сознанием людей (прихожан). 26. Делают это ради материальной выгоды. 27. С пастором судятся прихожане. 28. С пастором судятся родственники. 29. Родственники лишились имущества вследствие манипуляции. 30. Существует беспрецедентный судебный процесс. 31. Церковь завета официально признана сектой. 32. Человек через несколько сеансов богослужений сходит с ума. 33. Человек начинает «говорить на языках» 34. Это (говоренье на языках) сопровождается криком, визгом. 35. Начинается с повторения какой либо одной несложной фразы "Христос мы твои дети" под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки. 36. Человек впадает в транс. 37. Толкование Библии и христианского учения религиозной организацией «Церковь завета» отличается утилитаризмом. 38. Священное писание используется для привлечения непосвященных людей. 39. Священное писание используется для того, чтобы организация воспринималась людьми так, как если бы она была христианской организацией. 40. Церковь завета не является христианской организацией. 41. Христианские ценности не разделяются членами этой организации, в частности, теми, кто называется пасторами. 42.На сцене стоит девушка в белых одеждах и, вознося руки куда-то к потолку, заунывно поет аллилуйя в течение пяти минут. Зрительский зал полный, женщины с искаженными от «просветления» лицами, со слезами на глазах вторят певице. Прихожане начинают пританцовывать и хлопать в ладоши, все заканчивается какой-то массовой истерией (Слово «истерия» реализует следующее значение «Возбужденная, лихорадочная, судорожная деятельность в каком-л. направлении») 43.Психологи говорят, что адептами религиозной организации становятся люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. 44. Церковь завета ведет себя так, как будто осуществляет благотворительность. 45.Истинные цели церкви не таковы, каковыми их представляет церковь. 46.Церковь оказывает помощь сиротам и наркозависимым для того, чтобы заслужить доверие властей и простых граждан. 47.Татьяна слушала речи пастора. 48. Потому, что Татьяна слушала речи пастора, она стала отказывать мужу в интимной близости. 49.Поэтому муж стал изменять жене. 50.Поэтому одной ночью забил жену палкой до смерти. 51.На суде Э. сказал, что убийство было причинно связано с учением Виталия. 52.На суде на слова Э. не обратили внимания. Утверждения о фактах под номерами 5,6,13,15,16,17,18,19,20-27,29,31-42,44-51 являются не соответствующими действительности. Каждый из истцов просил признать данные факты несоответствующими действительности, опровергнуть вышеперечисленные порочащие его сведения. Максимюк В.В. также просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 500000руб.. В судебное заседание истец Максимюк В.В. не явился, был уведомлён, написал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представители Максимюк В.В. и религиозной организации «Церковь Завета» поддержали исковые требования и изложенные в исковом заявлении доводы в полном объёме, обосновав исковые требования следующим образом. МРО ХВЕ «Церковь Завета» осуществляет свою деятельность в г.Новосибирске в соответствии с федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», является добровольным объединением граждан, образованным в целях совместного исповедания и распространения веры, и в установленном законом порядке зарегистрированным в качестве юридического лица. Сведения, порочащие репутацию религиозной организации были распространены в выпуске газеты «Комсомольская правда-Новосибирск» 20.05.2009 года, где размещена статья под заголовком: «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь» [Часть 1]; в выпуске газеты от 22.05.2009 года под заголовком «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь» [Часть 2]; в выпуске газеты от 23.05.2009 года «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь [Часть 3]. Указанные статьи были размещены в рубрике «Чтиво по будням». Поводом к публикации статей стал судебный процесс, проходивший в федеральном суде Октябрьского района г.Новосибирска по иску сестры епископа местной церкви Максимюк В.В. - Николайчук JI.B. о признании сделки купли-продажи дома недействительной. Описывая в статье ситуацию с гражданским делом, рассматриваемым в суде, средство массовой информации распространило сведения не соответствующие действительности, порочащие честь и достоинство Максимюк В.В., а так же создающие негативное отношение к деятельности религиозной организации - МРО ХВЕ «Церковь Завета». В указанных выше статьях епископ церкви - Максимюк В.В. публично обвиняется в совершении тяжких преступлений, его деятельность в церкви описана как аморальная, неэтичная, имеются утверждения о недостоверных фактах, в результате чего формируются негативное общественное мнение, как о Максимюк В.В., так и о религиозной организации МРО ХВЕ «Церковь Завета». Представитель ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» в суд не явился, был уведомлён. Ранее суду были представлены письменные возражения на иск. Ответчица Рузанова Н.В. в суд не явилась, была уведомлена. Представитель Рузановой В.В. и ООО «КП-Новосибирск» считает, что иски не подлежат удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных отзывах (л.д. 269-277 т.2). Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в полном объёме, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцов. При этом суд исходит из нижеследующего. Ст. 56 ГПКРФ- Каждая сторона должна представить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения. Ст.68ч.2 ГПКРФ- Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Согласно, ст. 152 ГКРФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. В соответствии с п.5 Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.02.2005г. № 3 о судебной практике по делам о защите чести и достоинства ( далее- Постановление Пленума), надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. П.7 Постановления Пленума: « По делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.» П. 9 Постановления Пленума: « В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.» Судом установлено, что в выпуске газеты «Комсомольская правда-Новосибирск» 20.05.2009 года размещена статья под заголовком: «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь» [Часть 1]; в выпуске газеты от 22.05.2009 года под заголовком «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь» [Часть 2]; в выпуске газеты от 23.05.2009 года «Подари «Церкви» квартиру, жену и... жизнь [Часть 3]. Указанные статьи были размещены в рубрике «Чтиво по будням». Факт распространения в СМИ « Комсомольская правда-Новосибирск» указанных истцами в исковом заявлении сведений, ответчиками не оспорен. П.7 Постановления Пленума: «Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. « В то же время в соответствии с Постановлением Пленума, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации), с другой. В соответствии со ст. 79 ГПКРФ- При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суд назначает экспертизу. В данном случае для принятия правильного и объективного решения по делу была назначена лингвистическая экспертиза, с целью установления наличия в приведённых истцами фрагментах, в совокупности с остальной информацией, изложенной в статье, сведений, являющихся утверждениями о фактах, либо данные фрагменты содержат оценочные суждения (мнения) автора. Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе экспертное заключение ООО «Лаборатория Судебной Экспертизы» ( л.д. 231-246), пришёл к следующим выводам. Суд согласен с доводами ответчика-редакции газеты о том, что удовлетворение иска возможно только при распространении не соответствующих действительности сведений, где под сведениями признается лишь та информация, которая носит фактологический характер, то есть сообщение о факте, событии уже произошедшем в реальной действительности. Так как только сообщение о факте может быть проверено на соответствие действительности. В то время, как оценочные сведения (мнения) всегда субъективны и не поддаются доказыванию в суде в силу своей природы. Сведения должны содержать утверждение, а не предположения, вопросы и гипотезы, так как по форме не являются утверждениями. Оспариваемые сведения должны относиться к конкретному физическому либо юридическому лицу, которых можно идентифицировать, и не должно быть иного возможного лица, к которому данные сведения могут быть отнесены. Суд также согласен с доводами ответчиков о том, что истцы исказили содержание сведений, опубликованных в газете, выделив из контекста «удобные им фразы». Оспариваемая статья была написана Рузановой Н.В. на основании судебный процесс, проходивший в федеральном суде Октябрьского района г.Новосибирска по иску сестры епископа местной церкви Максимюк В.В. - Николайчук JI.B. о признании сделки купли-продажи дома недействительной, о чем прямо указано в статье. Кроме того, в статье приводится личное мнение/суждение, убеждение автора статьи Рузановой Н.В.. Мнения или суждения, не могут опровергаться по статье 152 ГК РФ. Так, согласно ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 1.«В суд пришли бывшие прихожане «Церкви завета», преданные анафеме той самой «Церковью» за бунт. Но, как оказалось, отлучение от «храма Господня» для этих людей стало не самой большой потерей в жизни: экс-послушники лишились своих квартир. Сейчас все они готовы просто разорвать некогда любимого «пастора» В.Максимюка и его жену Н.. Против «пастора» выступает даже его родная сестра Л., хотя еще несколько лет назад эта женщина безоговорочно верила в святость своего брата. Л. восемь лет отработала в «Церкви», за это время она отписала своему брату дом, в котором жила с мужем и детьми, а также наследство - четырехкомнатную квартиру на Украине». Данная информация получена из личного разговора с бывшей прихожанкой «Церкви Завета» М. Пустовой, которая была приглашена ответчиком в редакцию газеты «Комсомольская правда». М. Пустовая привлекалась в качестве свидетеля по гражданскому делу №2- 623/09 (Октябрьский районный суд) по иску Николайчук JI. В. о признании сделки купли- продажи недвижимости недействительным. Являясь свидетелем указанного гражданского дела, она видела пришедших на судебное заседание и знала их как отлученных от церкви. В своем разговоре М. Пустовая описала все подробности своего пребывания и служения в этой организации, в том числе и о вышеуказанной ситуации бывшей прихожанки «Церкви завета» JI. В. Николайчук. М. Пустовая - бывшая прихожанка «Церкви Завета», которая была со своим мужем близки к истцу - пастору МРО «Церковь Завета» Максимюка В.В. и, как следствие, располагала определенной информацией, заслуживающей доверия. Кроме того, в том же году на канале СТС в телепрограмме «Вместе» прошел репортаж на данную тему, где были сказаны следующие слова: «Главу новосибирской секты неопятидесятников члены общины обвиняют, что он обманул и отнял имущество и фактически оставил без жилья. Сегодня в суде собрались бывшие прихожане, которых отлучили от церкви за бунт. Каждый из них публично требовал вернуть им бизнес или дом». «Н. Рекуц потерял свой бизнес после как сделал старшего пастора своим партнером и публично заявил об этом. Его также, как и Л. Николайчук, отлучили от церкви за бунт». В сети Интернет репортаж доступен по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=nf5qRdk8iRg под названием «Церковь Завета новости СТС» протяженностью 3:26 сек. В газете «Большой Новосибирск» также вышла статья «Церковь финансового завета», где более подробно расписывается ситуация с вышеупомянутым Н. Рекуц и его бизнесом (вафельное производство). (Приложение № 2к отзыву на иск) Также его история размещена на христианском сайте «Верийский вестник» (http://berea.ucoz.ru/ - «Шокирующая история святого семейства»), (Приложение № 3 к отзыву на иск). Как пример того, что «Церковь Завета» практикует отлучение последователей от Церкви за бунт - письмо на официальном бланке за подписью В. Максимюка. (Приложение № 4). Таким образом, информация получена печатными СМИ и Телевидением из одних источников - непосредственно самими бывшими прихожанами, которые высказывали свою оценку происходящего. В данном фрагменте описывается обстоятельства вокруг указанного гражданского дела. Таким образом, данный фрагмент не содержит сведений, порочащих честь и достоинство истцов. Заключение эксперта (т. 2 стр. 234-246 материалов дела) также указывает на то, что информация в данном контексте носит только оценочный характер. 2. « «Пастор» Виталий выставляет себя отцом церкви, помазанником Божиим. пастухом - вообще-то это титулы Бога, а не человека, - говорит М. Пустовая, бывшая прихожанка. - Люди соответственно и относятся к нему как к Богу, выдают ему непомерные кредиты доверия, совершенно не ограничивают его власть над собой, про все его преступные дела говорят, что «не нам его судить, его Бог рассудит». Слово «пастора» многими воспринимается как слово Бога и сомнению не подлежит. Многие не критикуют пастора и не выступают против него, боясь проклятия и наказания от Бога. Из-за этого и лишаются квартир. И не только их...». Данная информация получена также из разговора с М. Пустовой, которая была приглашена в редакцию ответчиком. А также из ее online дневника, размещенном на христианском сайте «Верийский вестник» (http://berea.ucoz.ru/forum/27-113-l;«Шокирующая история святого семейства»). М. Пустовая порекомендовала данный сайт, где можно было найти самую «свежую и достоверную информацию». По ее словам этот сайт ведут бывшие прихожане «Церкви Завета» и опубликованная там информация является «проверенной» (Приложение №2 к отзыву на иск). Таким образом, информация была получена непосредственно из уст ближайшего окружения истца и из открытых источников (указанный сайт). Указанный фрагмент передает прямую речь М. Пустовой, которая может оценивать известные ей обстоятельства, выражая свое личное отношение к действиям истца, высказывая свое субъективное мнение. Заключение эксперта (т. 2 л.д. 234-246) также рассматривает данный абзац следующим образом: «... приведенный фрагмент относится к модусу, поскольку содержит мнение говорящего – М. Пустовой. Фрагмент содержит оценочную лексику». 3.«Люди, попавшие в сети этой общины, просто сходят с ума (в клинической практике 3-й психиатрической больницы г. Новосибирска не редкие «гости» - адепты «Церкви завета»), семьи распадаются... Но был случай в «святых стенах» и пострашнее, когда 13-летняя девочка, которую мама водила в эту «Церковь», спрыгнула с 7-го этажа. Школьница влюбилась в своего сверстника, об этом стало известно совету старейшин прихода, и выбор девочки они не одобрили... Под давлением мамы-прихожанки и осуждающие улюлюканья совета девочка и решилась на такой отчаянный шаг». Данная информация получена из разговора с М. Пустовой, а также из разговора с руководителем Информационно- консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского в г. Новосибирске (О. В. Заев). Последним был представлен документ (ранее размещенный на «старом» сайте собора А. Невского) в качестве подтверждения, где одним из примеров приведен «больной 3. 34 лет» (Приложение №5). Кроме того, представлена «Выписка из истории болезни № 115» за подписью лечащего врача в отношении больного Зарубина Н. В., пациента психиатрической больницы. (Приложение № 6). Выписка сообщает о состоянии больного как следствие посещения «Церкви Завета». Кроме того, многочисленные источники сообщают о характерных и закономерных последствиях посещения неопятидесятнических церквей, к которым относится и «Церковь Завета». Например, в итоговом документе Международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма» читаем: «... мы можем заявить также, что неопятидесятнические церкви социально опасны. Многие их члены страдают депрессиями, психическими отклонениями, тягой к суициду. Это подтверждается объективными данными международной статистики» (Приложение № 8). Новосибирская религиозная община мусульман за подписью имам-хатыб Шакирзянова Н. Ш. обращались с официальным письмом к тогда еще мэру г. Новосибирска Толоконскому В. А. с просьбой лишить регистрации «Церковь Завета» как опасной для здоровья граждан, деятельность, которой сопровождается активным воздействием на психику людей. (Приложение № 10 к отзыву на иск). Поскольку в данном контексте описывается именно обстоятельства вокруг «Церкви завета», в связи с чем, они не содержат порочащий характер. Вся информация носит оценочный характер. 4.«В этой общине манипулируют сознанием людей ради материальной выгоды. По-моему, о многом говорит уже тот факт, что с «пастором» судятся не только обычные прихожане этой «Церкви», но и его родственники, которые по причине этой самой манипуляции и лишились имущества» - передает прямую речь руководителя формационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского в г.Новосибирске О. В. Заева. Последний дает оценочные характеристики о «Церкви Завета», а Центр, которым руководит О. Заев занимается сбором и распространением информации о деятельности различных религиозных обществ. Заключение эксперта (т. 2 стр. 234-246) также рассматривает данный абзац следующим образом: «... весь фрагмент передает оценку со стороны говорящего», «фрагмент содержит эмоционально-оценочную лексику». 5. «Как будет развиваться беспрецедентный процесс? И что представляет из себя «Церковь Завета», официально признанной сектой?» Сведения носят оценочный характер. Отсутствуют сведения, порочащие истцов. К тому же употребляющееся понятие «секта» общеизвестно и используются в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством. Следовательно, слово «секта» не может оскорбить чьих-то чувств. Заключение эксперта (т. 2 стр. 234-246) рассматривает данный абзац следующим образом: «фраза полностью относится к модусной категории, поскольку состоит из вопросительных предложений. Вопросительные предложения сами по себе не являются утверждениями». 6.«...Кадры оперативной съемки скрытой камерой: на сцене стоит девушка в белых одеждах и, вознося руки куда-то к потолку, заунывно поет аллилуйя в течение пяти минут. Зрительский зал полный, женщины с искаженными от «просветления» лицами, со слезами на глазах вторят певице. Следующий кадр подинамичнее: прихожане начинают пританцовывать и хлопать в ладоши, все заканчивается какой-то массовой истерией. Нормальный человек, взглянув на эту музыкальную проповедь, плюнет от отвращения или в лучшем случае пройдет мимо. Как уверяют психологи, секрет деятельности секты прост: адептами становятся люди, которые попадают в сложную жизненную ситуацию и ищут из нее любой выход». Заключение эксперта (т. 2 стр.234-246) также рассматривает данный абзац, как предложения представляющие оценочное мнение говорящего к происходящим событиям. 7. «Но самое страшное, наверное, в методике этого учения: человек через несколько сеансов «богослужений» сходит с ума, начинает «говорить на языках». «Говорение на языках» часто напоминает эпилептический припадок, сопровождающийся криком, визгом, некой околосецией. А все начинается с малого: с «прославления» Христа, то есть многократного повторения какой-либо одной несложной фразы «Христос мы твои дети» под оглушительный аккомпанемент ритмической музыки, человек впадает в транс...» В данном фрагменте присутствуют специализированные средства, которые указывают на то, что речевое поведение говорящего представляет собой мнение. Заключение эксперта» (т.2 л.д. 234-246) рассматривает данный абзац следующим образом: «Все предложения в целом являются модусными, поскольку выражают оценку говорящего», «информация является мнением автора, высказанным в форме предположения», «оценочный фрагмент в целом представляет мнение говорящего». Таким образом, и в данном фрагменте отсутствуют сведения, порочащие честь и достоинство истцов. 8.«Безусловно, очень сложно вытянуть людей из этой секты, - говорит О. Заев руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе Александра Невского. - А самое сложное - доказать, что они являются не прихожанами, а адептами. «Церковь завета» под видом благотворительности (реабилитация наркозависимых, помощь вышедшим из заключения "ротам) входит в доверие к властям, силовым структурам, общественным и прочим организациям - что уж говорить о доверии обычных горожан... И самое страшное - с сектами невозможно бороться с помощью нашего законодательства. Ведь люди к ним идут добровольно...» Сказанное не являются фактами, а суждениями и размышлениями. Этому подтверждению служат такие словесные обороты как «как утверждают специалисты», «можно утверждать», что говорит об определенной вероятности, но не о фактах. А также говорит о праве читателя по-разному относиться к материалам и высказываниям специалистам. Заключение эксперта» (т. 2 стр. 234-246 материалов дела) рассматривает данный абзац как содержащий оценку со стороны говорящего фактов о действительности. В описательной части отсутствуют сведения, порочащие честь и достоинство истцов. 9. «Понаслушавшись «благих» речей, Т. стала отказывать Э. в интимной близости. Мужик терпел, а потом стал гулять налево. Семья рушилась на газах, нервное напряжение копилось. В одну из ночей, когда Т. мирно спала, Э. взял металлическую палку и забил жену до смерти... На суде он так и сказал, что всe это произошло из-за учений В.. Естественно, это никак не могло оправдать чудовищного поступка убийцы, и последнее слово Э. так и осталось на суде услышанным. А ведь еще тогда «заветников» вместе с их странноватым учением можно было проверить на вменяемость». Данный фрагмент вырван из контекста. Фрагмент следует за следующими словами «закончилось увеличившимся числом разводов внутри общины и трагедией для семьи Косякевич», которых истец и не опровергает. И далее как подтверждение «разводов» приводится данный фрагмент. Данная информация получена из разговора с М. Пустовой и является ее прямой речью. М. Пустовая оценивает известные ей обстоятельства, выражая свое частное, [личное отношение к описанным действиям, высказывая свое субъективное мнение. «На суде он так и сказал, что все это произошло из-за учений Виталия». По [словам М. Пустовой, муж Т. был членом церкви, посещал с супругой молитвенные [собрания. Более того, на сайте Церкви завета» fchttpV/covenantchurch.narod.ru/cortiim all.him) описывается дело Э. Косякевича и приводятся следующие слова «обвинил его (В. Максимюка - прим. ответчика) и церковь в причастности к убийству», что должно подтверждаться судебным протоколом. В описательной части отсутствуют порочащие сведения, ущемляющих честь и достоинство истцов. Согласно п.9 Постановления Пленума, если субъективное мнение автором статьи было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением. Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что все вышеперечисленные оценочные высказывания, субъективное мнение автора статьи не носит оскорбительный характер, не унижает честь, достоинство и деловую репутацию истцов, а некоторых случаях представляет лишь негативную информацию. В силу ст. 152 ч.5 ГКРФ, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, вправе требовать возмещения морального вреда. Анализируя материалы дела и собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании указанных истцами сведений, несоответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию, об опровержении ответчиками указанных сведений и взыскании в пользу истцов компенсации морального вреда. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований истцов, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании судебных расходов по госпошлине ( ст. 98 ГПКРФ). На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 192-199, 209 ГПКРФ, суд. РЕШИЛ: Иск Местной религиозной организации Христиан Веры Евангельской «Церковь Завета» к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» и Минаевой В. В. о защите чести, достоинства и деловой репутации и иск Максимюк Виталия Владимировича к ООО «КП-Новосибирск», ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» о защите чести, достоинства, возмещении морального вреда оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда. Судья Федорова Е. Д. Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2011года. Судья Федорова Е.Д. - ч 1 г