Дело № 2-3772/2011



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-984/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года

Центральный районного суд г. Новосибирска в составе:

судьи Малахова С.Л.,

при секретаре Цирукиной Н.С.

с участием

представителя заявителя Мелиховой Ю.Б.

представителя заинтересованного лица Вылегжаниной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Потребительского строительного кооператива «Голубой залив» об оспаривании решений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области,

у с т а н о в и л:

Потребительский строительный кооператив «Голубой залив» обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просит признать незаконными уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, а также отказ в государственной регистрации прав, вынесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, обязать указанный государственный орган устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований приведены следующие доводы. Заявитель обратился в Управление федеральной регистрационной службы по НСО (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области) с заявлениями о прекращении права аренды на земельный участок с кадастровым номером 54:19:072601:0255, расположенный по адресу Новосибирская область, Новосибирский район, МО Морской сельсовет в районе Пашиного лога, возникшего на основании договора аренды земельного участка, заключенного с администрацией Новосибирского района Новосибирской области, а также о регистрации сделок – договоров аренды, заключенных между ПСК «Голубой залив» и администрацией Новосибирского района Новосибирской области на земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310.

27.02.2010 УФРС по НСО приостановило регистрационные действия на том основании, что кадастровый учет земельных участков произведен с нарушением законодательства. 26.07.2010 в адрес ПСК «Голубой залив» направлено сообщение об отказе в государственной регистрации. По мнению заявителя, регистрирующим органом нарушены пределы правовой экспертизы документов, при проведении которой УФРС по НСО было не вправе давать оценку законности государственного кадастрового учета и правилам образования земельных участков путем раздела. Пункт 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о сохранении в измененных границах разделяемого земельного участка, на нарушение которого ссылается регистрирующий орган, носит диспозитивный характер.

Представитель заявителя Мелихова Ю.Б., действующая на основании доверенности, доводы заявления поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО Вылегжанина В.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, считая принятые регистрирующим органом решения законными и обоснованными. Правовая экспертиза поступивших на регистрацию документов предполагает, в частности, проверку действительности документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством РФ требованиям. По мнению представителя регистрирующего органа, заявитель неверно трактует норму, предусмотренную пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», которая вопреки доводам заявителя носит императивный характер.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что 31.07.2001 между территориальной администрацией Новосибирского района и Потребительским строительным кооперативном «Голубой залив» заключен договор аренды земельного участка площадью 4,15 га, расположенного по адресу Новосибирский район, в районе Пашиного лога для жилищного строительства. Кадастровый номер земельного участка 54:19:072601:0255 (л.д.55-56).

На основании постановления главы Новосибирского района Новосибирской области от 07.08.2009 №7583, вынесенного на основании статей 22, 11.3, 11.8 Земельного кодекса РФ, по заявлению ПСК «Голубой залив», указанный земельный участок разделен на 27 земельный участков по количеству членов кооператива, а также под дом сторожа и земли общего пользования (л.д.25-27).

02.02.2009 в государственный кадастр недвижимости внесены три номера (19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310) на три вновь образованных земельных участка, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (л.д.43-46, 47-50, 51-54). В качестве дополнительной информации для регистрации прав на образованные земельные участки в названных кадастровых паспортах (пункт 18) указано на земельный участок с кадастровым номером 54:19:072601:255, подлежащий снятию с кадастрового учета.

08.02.2010 между Администрацией Новосибирского района Новосибирской области и ПСК «Голубой залив» заключены три договора аренды вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310 (л.д.28-32, 33-37, 38-42).

18.02.2010 Потребительский строительный кооператив «Голубой залив» в лице Лапушинского В.Н. представил в Управление Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области заявления о прекращении права аренды за кооперативом на земельный участок с кадастровым номером 54:19:072601:0255, а также заявление о регистрации договоров аренды, заключенных между ПСК «Голубой залив» и администрацией Новосибирского района Новосибирской области на земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310 (л.д.21-24).

27.02.2011 Управлением федеральной регистрационной службы по Новосибирской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации (л.д.19-20), основанием которого явились сомнения у регистрирующего органа относительно наличия оснований для государственной регистрации прав. Указанные сомнения обоснованы представлением в регистрирующий орган кадастровых паспортов вновь образованных земельных участков, содержащих указание на необходимость снятия с кадастрового учета измененного земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:255.

По мнению регистрирующего органа, кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310 осуществлен с нарушением действующего законодательства, поскольку указанием на необходимость снятия с кадастрового учета измененного земельного участка нарушаются требования пункта 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в соответствии с которым до 01.01.2015 при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, он сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). В соответствии с требованиями ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заявителю предложено представить дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации заявленных прав.

Вынесенное уведомление о приостановлении государственной регистрации суд находит законными и обоснованным по следующим основаниям.

Одним из оснований для приостановления государственной регистрации прав, предусмотренных статьей 19 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.

Основанием для государственной регистрации прав на земельный участок являются правоустанавливающие документы и кадастровый паспорт, которые прикладываются к заявлению правообладателя.

Порядок проведения государственной регистрации прав предусмотрен статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой этапами государственной регистрации, в частности, являются прием и правовая экспертиза представленных документов.

Доводы заявителя о нарушении регистратором пределов правовой экспертизы документов, при проведении которой УФРС по НСО было не вправе давать оценку законности государственного кадастрового учета, являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 33 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 «184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовая экспертиза документов предполагает, в частности, проверку действительности документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Кадастровые паспорта на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:072601:308, 54:19:072601:309, 54:19:072601:310 не являются правоустанавливающими документами, вместе с тем, являются одним из оснований для государственной регистрации прав на земельный участок, в связи с чем, проверка регистрирующим органом указанных документов на предмет соответствия действующему законодательству является обоснованной.

Ссылка заявителя на пункт 23 «Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необоснованна, поскольку названный пункт регламентирует порядок приема документов и не касается вопроса правовой экспертизы.

Вывод регистрирующего органа о несоответствии содержания кадастровых паспортов требованиям законодательства является правомерным.

Как установлено судом, земельные участки, за регистрацией прав на которые обратился заявитель, образованы в результате раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 18 части 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в ред. от 28.07.2008) до 1 января 2015 года при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Указание заявителя на диспозитивный характер указанной нормы основан на неправильном понимании норм материального права.

Правовое значение категории «измененный земельный участок» заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращение земельного участка и возникновение нового.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» снятие с кадастрового учета земельного участка предполагает прекращение его существования.

Таким образом, указание в кадастровых паспортах вновь созданных земельных участков на необходимость снятия с кадастрового учета измененного земельного участка с кадастровым номером 54:19:072601:255 не предполагает сохранение первоначального земельного участка в измененных границах, что является нарушением указанных выше требований пункта 18 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

На основании изложенного, указанные в уведомлении от 27.02.2010 основания для приостановления регистрационных действий являются законными и обоснованными.

26.07.2010 в адрес Потребительского строительного кооператива «Голубой залив» направлено сообщение об отказе в государственной регистрации (л.д.121-122), основанием которого явилось представление на государственную регистрацию документов, не соответствующих по своему содержанию требованиям действующего законодательства.

Указанное основание для отказа в регистрации прав на недвижимое имущество названо в статье 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Поскольку в период приостановления регистрационных действий заявителем в регистрирующий орган не были предоставлены дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации заявленных прав, указанные в уведомлении о приостановлении нарушения действующего законодательства устраненные не были, отказ управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по НСО по указанному основанию является правомерным.

Довод заявителя о соответствии требованиям законодательства самих договоров аренды, представленных на регистрацию, на выводы суда не являют, поскольку как установлено выше, регистрирующий орган подвергает правовой экспертизе комплекс документов, представленных на регистрацию.

Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что регистрирующий орган, принимая обжалуемые решения, действовал в пределах предоставленных ему полномочий, порядок принятия решений соблюден и их содержание соответствует требованиям закона, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ПСК «Голубой залив» - отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья С.Л.Малахов

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2011