Дело № 2-3463/2011



Дело № 2-3463/11

Поступило в суд: 03 марта 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2011 года г. Новосибирск

Федеральный суд общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска

в с о с т а в е :

председательствующего судьи Е.А. Певиной

При секретаре В.С. Байрамовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева Владимира Ивановича к Решетникову Андрею Ивановичу, ООО «Компания Брокеркредитсервис» о возмещении ущерба

установил:

Исаев ВИ обратился в суд с иском к Тхагапсову КН, Решетникову АИ, ООО «Компания Брокеркредитсервис», указав в исковом заявлении, что 31 октября 2006 года, на основании заключенного им генерального соглашения № 25545/06-кр с Краснодарским филиалом ООО «Компания Брокеркредитсервис» (ОАО «БСК») он перевел принадлежащие ему акции «Норильский никель», ООО «Полюс золото» в филиала ООО «БСК» в г. Краснодаре через консультанта по ценным бумагам Решетникова ИА, который действовал от лица ООО «БСК» в городе Майкопе.

В средствах массовой информации Тхагапсов КН и Решетников АИ рекламировали себя финансовыми агентами ООО «БСК», в связи с чем, у истца не было оснований не доверять данному факту. Кроме того, на здании, в котором они арендовали офисные помещения располагалась вывеска ООО «БСК».

В конце 2006 года, при продаже акций «Полюс золото» Тхагапсов КН подал истцу документ со словами: «подпиши и продаем акции», что истец и сделал. В последствии выяснилось, что истец подписал доверенность не только на продажу, но и на покупку акций, о чем он не был предупрежден.

В соответствии с требованиями ГК РФ, Федерального закона «О рынке ценных бумаг», доверенность, выдаваемая один физическим лицом другому физическому лицу на совершение сделок с ценными бумагами и управление денежными средствами, должна быть нотариально заверена. Кроме того, данная доверенность была составлена в одном экземпляре, которая осталась у Тхагапсова КН. Одновременно Решетников АИ продал принадлежащие истцу акции «Норникель». Позже был заключен договор, составленный с нарушениями, согласно которому, Решетников АИ обязался закрыть все позиции и связаться с истцом в случае получения убытков на счете истца в размере 10%, что им не было исполнено в 1-м квартале 2007 года, а также и в 1-м полугодии 2008 года. Однако договор датирован 12 января 2006 года, т.е. на 8 месяцев ранее даты заключения генерального соглашения с ООО «БСК», кроме того, в договоре указан другой номер генерального соглашения, принадлежащий иному лицу.

В апреле 2007 года Решетников АИ сообщил истцу, что у него неприятности в связи с обвалом цен, и что истец потерял 400000 рублей по причине того, что был взят кредит и вовремя не снят. Кто из ответчиков оперировал акциями истца в 2007 году, истцу не известно.

26 сентября 2007 года Решетников АИ предложил истцу подписать доверенность для оперативного решения вопросов. Данная доверенность также не была нотариально заверена.

Проанализировав движение средств по счету и собрав необходимые документы, истцу стало ясно, что в 2007 году в ООО «БСК» с его счета за 2007 год были сняты 47525 рублей для агентского вознаграждения сотрудников, допустивших потерю его капитала в размере 332808 рублей.

Подделка доверенностей, договоров и не предоставление отчетов за те месяцы, когда происходило снижение цен на акции, сокрытие от истца информации, все это свидетельствует о том, что Тхагапсов КН и Решетников АИ действовали в нарушение закона, преследовали свои личные цели.

На 02 февраля 2009 года сумма материального ущерба, согласно расчетам на основании брокерского отчета с 01 по 31.12.2006 года, справок и расчетов подоходного налога за 2006, 2007, 2008 годы, представленные ООО «БСК» составила 1345496 рублей.

В нарушение требований ст. 185 ГК РФ, п. 8 Регламента оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «БСК» приняло и зарегистрировало ненадлежащее оформленные доверенности, так как доверенность, выданная физическим лицом, должна быть нотариально заверена.

Незаконные действия ООО «БСК», Тхагапсова КН, Решетникова АИ подтверждаются тем, что истцу не были своевременно предоставлены отчеты и иная документация за 2007 и 2008 годы (были получены лишь в 2009 году), особенно за те периоды, когда происходило снижение цен на акции.

Все перечисленные обстоятельства противоречат постановлению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 января 1999 года № 9 «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и закон «О защите прав инвесторов», профессиональных участников обязывают возместить все понесенные клиентом убытки в случае нарушения законов и нормативных документов, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг между инвесторами и профессиональными участниками рынка.

Истец просит суд признать доверенности от 01 ноября 2006 года и от 05 декабря 2007 года на имя Тхагапсова КН, от 26 сентября 2007 года на имя Решетникова ИА, договор от 12 января 2006 года с Решетниковым АИ недействительными; признать действия ООО «Компания Брокеркредитсервис» по принятию и регистрации доверенностей, незаконными; признать действия Тхагапсова КН и Решетникова АИ, ООО «Компания Брокеркредитсервис» по проведению сделок с ценными бумагами от имени истца незаконными; признать факт агентских отношений между Тхагапсовым КН и Решетниковым АИ и ООО «Компания БСК»; признать факт причинения ответчиками истцу материального ущерба в сумме 1345496 рублей; взыскать с ответчиков сумму материального ущерба в размере 1345496 рублей.

Определением Майкопского районного суда Республики Адыгея от 14 апреля 2011 года исковые требования Исаева ВИ к Тхагапсову КН выделены в отдельное производство, дело по иску Исаева ВИ к Решетникову АИ и ООО «Компания Брокеркредитсервис» о возмещении материального ущерба передано по подсудности в Центральный районный суд г. Новосибирска.

Истец Исаев ВИ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление об уточнении исковых требований, а также дополнение к заявлению и возражения на отзыв ООО «БСК» (том 2 л.д. 5-7, л.д. 197-207).

Ответчик Решетников АИ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по последнему известному месту жительства, указанному в исковом заявлении, почтовое отправление возвращено в адрес суда, в связи с отсутствием указанного адреса.

Представитель ответчика ООО «Компания БСК» Вережникова ОА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные истцом исковые требования не признала, представила письменные возражения по существу заявленных истцом исковых требований.

Суд, с учетом мнения представителя ответчика ООО «Компания БСК», учитывая надлежащее извещение истца о времени и месте рассмотрения дела и отсутствие от него заявления об отложения дела слушанием, принимая во внимание положения ст. 119 ГПК РФ, согласно которой, при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика Решетникова АИ.

Выслушав пояснения представителя ответчика ООО «Компания БСК», исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Судом установлено, что 31 октября 2006 года между Исаевым ВИ и ООО «Компания Брокеркредитсервис» заключено генеральное соглашение № 25545/06-кр по условиям которого, ООО «Компания БСК» обязуется совершать по поручениям клиента сделки на рынке ценных бумаг, определенные в Регламенте оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БСК» и указанные клиентом в заявлении на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг. Порядок взаимоотношений сторон их права и обязанности устанавливаются регламентом, который является неотъемлемой частью настоящего Генерального соглашения (том 2 л.д. 116).

Согласно заявлению Исаева ВИ от 31 октября 2006 года на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг, истец за собственный счет регистрируется в торговой системе ЗАО «ФБ ММВБ». Просит открыть для расчетов по сделкам новый счет дело на имя заявителя. Настоящим также заявляет об акцепте условий Клиентского регламента депозитария ООО «Компания БСК». Обмен сообщениями осуществляется в письменной форме и дистанционно, в том числе по телефону, по факсимильной связи, по системе интернет-трейдигна. Настоящим заявлением заявитель подтверждает, что о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг, уведомлен, с содержанием приложения № 14 к Регламенту, ознакомлен (том 2 л.д. 117).

Также, судом установлено, что ООО «Компания БСК» является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на основании соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по финансовым рынкам, являющейся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (том 2 л.д. 115).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», брокерской деятельностью является деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом, которая связана с учетом денежных средств клиентов на их счетах (брокерских счетах).

Правоотношения между истцом и ООО «Компания БСК» возникли на основании указанного выше Генерального соглашения и определяются Регламентом оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БСК», являющемся неотъемлемой частью Генерального соглашения.

В соответствии с условиями указанного генерального соглашения, ООО «Компания БСК» обязалось по поручению клиента совершать сделки на рынке ценных бумаг, определенных в Регламенте, и указанные истцом в заявлении на комплексное обслуживание на рынке ценных бумаг.

В соответствии с п. 26.1 Регламента, при исполнении поручений клиента на совершение сделок ООО «Компания БСК» действует в качестве комиссионера, т.е. от своего имени и за счет клиента.

Таким образом, на отношения сторон распространяются положения действующего законодательства, относящиеся к договору комиссии.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет клиента.

При этом, как установлено судом, истец был уведомлен о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг, в том числе о финансовых рисках, которые представляют собой риски реального ущерба, возникающие при осуществлении финансовых операций в связи с возможным неблагоприятным влиянием на них ряда рыночных факторов, что подтверждается подписью истца в Заявлении о комплексном обслуживании на рынке ценных бумаг.

В соответствии с разделом 8 Регламента оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БСК», получать информацию об операциях клиента и инициировать поручения от имени клиента может как сам клиент, так и его представитель, имеющий необходимые полномочия.

В соответствии с положениями главы 10 Гражданского кодекса РФ права лица выступать в качестве уполномоченного лица от имени представляемого подтверждаются доверенностью, выданной представляемым представителю.

Судом установлено, что 12 января 2006 года между Исаевым ВИ и Решетниковым АИ заключен договор поручения (том 2 л.д.141), в соответствии с которым, Исаев ВИ предоставил право Решетникову АИ подписывать, подавать и получать поручения на совершение сделок с активами доверителя, а также отчеты компании о совершенных по поручению поверенного операциях. Настоящий договор вступает в действие в даты выдачи доверителем доверенности на имя поверенного, подтверждающей данные полномочия.

26 сентября 2007 года Исаевым ВИ выдана доверенность на имя Решетникова АИ со сроком действия три года (том 2 л.д. 143) на право заключать от имени Исаева ВИ сделки купли-продажи ценных бумаг, фьючерсные контракты, опционы; подписывать, подавать поручения на покупку/продажу ценных бумаг, фьючерсных контрактов, опционов; получать, одобрять (подписывать) передаваемые брокером отчеты о совершенных сделках и операциях, предоставлять возражения по отчетам; подписывать, подавать поручения на вывод денежных средств во исполнение заключенных сделок купли-продажи ценных бумаг; подписывать, подавать поручения на вывод денежных средств на счета доверителя, при условии, что реквизиты этих счетов указаны в анкете доверителя либо ином письменном уведомлении от имени доверителя, предоставленном в ООО «Компания БСК»; подписывать, подавать поручения на перевод, снятие с хранения и учета, прием на хранение и учет ценных бумаг по исполнение заключенных сделок купли-продажи ценных бумаг.

В соответствии с частью 2 статьи 163 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе; в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Согласно статье 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из объема полномочий, которые были предоставлены Решетникову АИ на основании выданной ему Исаевым ВИ доверенности на совершение сделок купли-продажи в отношении ценных бумаг, законом не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение указанных сделок, следовательно, и выданная доверенность на совершение указанных сделок нотариальному удостоверению в обязательном порядке не подлежала.

Правоотношения между истцом и ООО «Компания БСК» по оказанию услуг на рынке ценных бумаг определялись на основании Регламента оказания данных услуг, раздел 8 которого, предусматривает возможность представления интересов клиента его уполномоченным представителем. При этом, в соответствии с пунктом 8.5. указанного Регламента (том 1 л.д. 96) права иных лиц выступать в качестве уполномоченного лица от имени клиента должны подтверждаться доверенностью, выданной клиентом.

Поскольку, соглашение сторон не предусматривает нотариального удостоверения доверенности, то доводы истца о нарушении его прав со стороны ответчика ООО «Компания БСК» в части совершения сделок с его ценными бумагами по поручению неполномочных лиц суд не может принять во внимание.

Также, суд не соглашается и с доводом истца, что, поскольку в приложении к данному Регламенту в качестве образца имеется нотариально удостоверенная доверенность, то соответственно, ответчик не вправе был совершать сделки по поручению уполномоченного лица действующего на основании простой письменной доверенности.

Так, судом, в ходе рассмотрения дела обозревался указанный образец доверенности, при этом суд установил, что объем полномочий, предоставленных представителю в образце доверенности, являющемуся приложением к Регламенту, включает получение денежных средств и иного имущества представляемого, в связи с чем, в образце обосновано имеется указание на нотариальное удостоверение данной доверенности, но поскольку как установлено судом, условия заключенного между истцом и ООО «Компания БСК» соглашения не предусматривали обязательного нотариального удостоверения доверенности, а сделки, на совершение которых была выдана доверенность на имя Решетникова АИ, также не требовали нотариального удостоверения, то довод истца не может быть принят судом во внимание.

То обстоятельство, что договор поручения заключенный между истцом и Решетниковым АИ имеет дату заключения 12 января 2006 года, т.е. более раннюю, чем дата заключения Генерального соглашения, не свидетельствует о недействительности указанного договора, поскольку, как следует из его содержания, указанный договор вступает в действие с даты выдачи доверителем доверенности на имя поверенного, подтверждающей его полномочия.

Кроме того, судом, в ходе рассмотрения дела не установлен тот факт, что распоряжения по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих истцу, были даны Решетниковым АИ от имени истца, при этом его полномочия основывались бы на указанном договоре, а не на основании доверенностей, выданных истцом Решетникову АИ 26.09.2007 года и Тхагапсову КН 01.11.2006 года и 05.12.2007 года.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Поскольку судом, в ходе рассмотрения дела не установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиками принятых на себя обязательства, как по Генеральному соглашению, заключенному между истцом и ООО «Компания БСК», так и в рамках выданной истцом на имя Решетникова АИ доверенности на представление его интересов, то, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Исаева Владимира Ивановича к Решетникову Андрею Ивановичу, ООО «Компания Брокеркредитсервис» о признании недействительными доверенности от 26 сентября 2007 года, выданной на имя Решетникова ИА, договора поручения от 12 января 2006 года; признании действия ООО «Компания Брокеркредитсервис» по принятию и регистрации доверенностей, незаконными; признании действий Решетникова АИ и ООО «Компания Брокеркредитсервис» по проведению сделок с ценными бумагами от имени истца незаконными; признании факта агентских отношений между Решетниковым АИ и ООО «Компания Брокеркредитсервис»; признании факта причинения ответчиками истцу материального ущерба в сумме 1345496 рублей; взыскании с ответчиков суммы материального ущерба в размере 1345496 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Певина

Решение суда в окончательной форме изготовлено судом 07 ноября 2011 года