Дело № 2-5128/2011



Дело № 2-5128/2011

Поступило в суд: 22.09.2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2011 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Е.А. Певиной

При секретаре В.С. Байрамовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тигинечева Анатолия Михайловича об оспаривании решения муниципального органа Мэрии г. Новосибирска,

у с т а н о в и л :

Тигинечев А.М. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным ответ Мэрии г. Новосибирска от 16.09.2011 г. № 01-5216 за подписью Полищук А.И.

В обоснование своих доводов заявитель указал, что 15.09.2011 г. он обратился в Мэрию г. Новосибирска с уведомлением о решении граждан провести:

- митинг 29.09.2011 г. по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18 (ориентир – справа от главного входа в здание Правительства НСО): начало в 11 час. 30 мин., окончание в 12 час. 50 мин.;

- демонстрацию по Красному проспекту, начало в 12 час. 50 мин., окончание в 13 час. 20 мин.;

- митинг на площади Ленина, начало в 13 час. 20 мин., окончание в 14 час. 00 мин.;

- шествие до ул. Ленина, д. 1, начало в 14 час. 00 мин., окончание в 14 час. 15 мин.;

- митинг у здания по ул. Ленина, д. 1, начало в 14 час. 15 мин., окончание в 15 час. 00 мин.

Данное уведомление было зарегистрировано 15.09.2011 г. в 09 час. 31 мин. за вх. № 01-5216. 16.09.2011 г. заявителем был получен ответ из Мэрии г. Новосибирска за № 01-5216, в котором предложено было сменить место проведения митинга, так как согласно настоящего ответа ранее уже были поданы уведомления кем-то, и на всеобщее удивление на те же места проведения и в то же время. Мэрия г. Новосибирска описывает, что: «проведение демонстрации по Красному проспекту и шествия по ул. Ленина вызовет сбой в нормальном функционировании общественного транспорта, дорожного движения, а так же вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования, в результате будут нарушены Правила дорожного движения». Заявитель считает, что из политических соображений Мэрия г. Новосибирска, возможно специально препятствует проведению акций граждан. Заявитель считает, что его права нарушены незаконными действиями (бездействиями) сотрудников Мэрии г. Новосибирска, а именно, нарушено право первоочередности (уведомление было подано 15.09.2011 г. в 09 час. 31 мин.), до заявителя уведомление никто не подавал, кроме того, было нарушено право проведения митинга. Также заявитель полагает, что до него уведомления ни кем не подавалось, так как уведомление его регистрировал сотрудник Мэрии г. Новосибирска, и записи в журнале учета входящей корреспонденции он не видел.

Заявитель Тигинечев А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что митинг он провел 29.09.2011 года, в том месте, в котором просил провести митинг, на митинге было около 500 человек.

Представитель Мэрии г. Новосибирска – Сальников Р.В., действующий на основании доверенности в судебное заседание не явился, ранее представил суду письменный отзыв (л.д. 16-18), в котором просил в удовлетворении заявления Тигинечева А.М. отказать.

Суд, выслушав заявителя Тигинечева А.М., исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления…..

В ходе судебного разбирательства было установлено, что 15 сентября 2011 г. Тигинечев А.М. подал Мэру г. Новосибирска письменное уведомление о своем решении провести:

- митинг 29.09.2011 г. по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18 (ориентир – справа от главного входа в здание Правительства НСО): начало в 11 час. 30 мин., окончание в 12 час. 50 мин.;

- демонстрацию по Красному проспекту, начало в 12 час. 50 мин., окончание в 13 час. 20 мин.;

- митинг на площади Ленина, начало в 13 час. 20 мин., окончание в 14 час. 00 мин.;

- шествие до ул. Ленина, д. 1, начало в 14 час. 00 мин., окончание в 14 час. 15 мин.;

- митинг у здания по ул. Ленина, д. 1, начало в 14 час. 15 мин., окончание в 15 час. 00 мин., цель: выразить протест против решения губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко об отмене права безлимитного проезда льготников Новосибирской области на общественном пассажирском транспорте и антисоциальной политики партии «Единая Россия» (л.д. 6).

Письмом № 01-5216 от 16 сентября 2011 г. заместителя мэра г. Новосибирска Полищук А.И. предложено организатору публичного мероприятия, в качестве альтернативного варианта для проведения публичных мероприятий провести митинг на площади им. Пименова, демонстрацию по нечетной стороне тротуара ул. Кирова по действующим светофорам, митинг у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», шествие по тротуару четной стороны ул. Каменской, по ул. Ядринцевской по действующим светофорам, митинг на площадке у центрального входа в ПКиО «Центральный» в Центральном районе (л.д. 7) по тем основаниям, что проведение демонстрации по Красному проспекту и шествия по ул. Ленина вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, дорожного движения, а также вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования. Невозможно изменить график движения пассажирского транспорта в виду загруженности параллельных Красному проспекту улиц. В результате будут нарушены Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, и требования ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Кроме того, ранее были поданы уведомления о проведении публичных мероприятий 29.09.2011 года на площадках у здания Правительства НСО и на площади им. Ленина у памятника В.И. Ленину.

Кроме того, указанным письмом организатор был проинформирован об отсутствии у него права проводить публичное мероприятие, если органом местного самоуправления не было согласовано изменение по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия, либо если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, в силу нормы п. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, 29 сентября 2011 г. состоялся митинг.

Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства Новосибирской области от 14 июня 2011 года № 251-п «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещений) в месте проведения публичного мероприятия» установлены нормы предельной заполняемости на территориях объектов культурного наследия, согласно которым размещение заявленного количества участников публичных мероприятий на площадках у здания Правительства Новосибирской области и у памятника Ленину на площади им. Ленина не представлялось возможным. Кроме того, по адресу: ул. Ленина, 1, площадок для проведения митинга нет.

Здание Правительства НСО, памятник ВИ Ленину и здание делового дома (ныне Центральный универмаг, Красный проспект, 25, ул. Ленина, 1) являются памятниками истории и культуры, на основании решения Исполнительного комитета Новосибирского Совета депутатов трудящихся от 14 апреля 1976 года № 236, постановления Администрации НСО от 15.02.2010 года № 46-па.

Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 14 июня 2011 года № 251-п, предельная заполняемость на территория объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) составляет не более 0,1 человека на 1 квадратный метр.

В соответствии с имеющимися схемами заявленных для митингов площадок, площадь территории перед зданием Правительства НСО (Красный проспект, 18) составляет 367 кв.м., площадь территории перед памятником Ленину – 513 кв.м., площадь территории перед зданием по ул. Ленина, 1 – 165 кв.м, в связи с чем, на данных территория могли находится одновременно, соответственно 36, 51 и 16 человек, в то время как организаторами было заявлено о намерении провести митинг численностью 2000 человек.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Внося предложение 16 сентября 2011 г.об изменении места проведения митинга, демонстрации, шествия 29 сентября 2011 г. Мэрия г. Новосибирска руководствовалась действующими нормативными документами, и принимая решения обосновано исходила из невозможности проведения общественных мероприятий, с заявленным количеством участников мероприятий, в предложенных организаторами местах.

В силу статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях" орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В решении об изменении места проведения публичного мероприятия должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01 июня 2010 г. № 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мотивированное предложение - по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защитыпубличных интересов.

Суд согласен с позицией Мэрии г. Новосибирска о том, что предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении места (времени) проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения баланса общественных интересов, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ).

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что 14 сентября 2011 года мэрию г. Новосибирска были поданы уведомления от граждан Широченко АА, Иванова АА, Попова АА (вх. № 01-5176 от 14.09.2011 года) и от Тузова АД, Попова МО, Пустыльникова ЛВ (в. № 01-5177 от 14.09.2011 года) о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади Ленина и памятника Ленину и у здания Правительства НСО (Красный проспект, 18) (л.д.23,25). Поскольку данные уведомления были поданы ранее, то у мэрии г. Новосибирска, в том числе и по указанной причине, имелись основания предложить заявителю изменить место проведения публичного мероприятия.

Таким образом, суд полагает, что предложение Мэрии г. Новосибирска об изменении места проведения публичного мероприятия, изложенное в письме от 16.09.2011 года № 01-5216, соответствует нормам действующего законодательства, регулирующим соответствующие правоотношения.

Таким образом, заявленное организатором Тигинечевым А.М. публичное мероприятие в форме митинга было им проведено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения решением Мэрии г. Новосибирска от 16.09.2011 года № 01-5216 прав Тигинечева А.М., в том числе его права на свободу собраний и объединений, каких-либо иных доказательств, обосновывающих обратное, заявителем суду не представлено.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительными, в случае их несоответствия закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Поскольку в данном случае отсутствуют оба из указанных ст. 13 ГК РФ условия, суд приходит к выводу, что заявленные Тигинечевым А.М. требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Требования Тигинечева Анатолия Михайловича к Мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения Мэрии г. Новосибирска от 16 сентября 2011 года № 01-5216 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья Е.А. Певина

Мотивированное решение суда изготовлено 17 октября 2011 года