Дело № 2-5121/2011



Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

630099, <адрес>

Гражданское дело №2-5121/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«03» ноября 2011г. г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Чистовой О.В.

при секретаре Ермалович Н.И.

Рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева В С к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Новосибирска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

19 сентября 2011г. Лаптев В С обратился в суд с исковым заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д. 4-6).

В обосновании своих исковых требований истец ссылается на то, что он работал в должностях инженерно-технического состава авиации с 10.05.1978 года по настоящее время в летно-испытательном подразделении (летно-испытательной станции) Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова.

В вышеуказанный период работы был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации полный рабочий день (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. №281 (л.д.16) в качестве авиационного механика ЛИС (летно-испытательной станции), авиационного техника ЛИС, авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ. Истец считает, что имеет достаточный специальный и страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, Лаптев В.С. 21 июня 2011г. обратился в Управление Пенсионного фонда в Центральном районе за назначением пенсии.

Согласно решения УПФР в Центральном районе от 18 июля 2011г. за №303488 (л.д. 10-15) истцу было отказано в назначении пенсии по причине незачета в специальный стаж периода работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011г.) в должностях авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ на аэродромном техническом обслуживании воздушных судов экспериментальной авиации.

В решении также сообщено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации согласно постановления Правительства РФ от 18 июля 2002г. №537 применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459 (далее список).

Однако указанным Списком предусмотрено право на досрочную пенсию авиационных техников (механиков) всех наименований инженерно-технического состава авиации, занятых на техническом обслуживании воздушных судов и других летательных аппаратов, в том числе и в летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях предприятий, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, т.е. без ограничения условием, что норма Списка применима только к работникам, занятым на обслуживании гражданских воздушных судов гражданской авиации.

Кроме вышеназванного Списка к подпункту 15 пункта 1 статьи 27 применяется Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП Министерства авиационной промышленности), в котором предусмотрена профессия «контролер сборочно-монтажных и ремонтных работ», тождественная авиационным техникам всех наименований (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989г. №1-18-И).

А как самостоятельный вид авиации с указанием её целей и задач гражданская авиация уже была определена ранее действующими воздушными Кодексами СССР (введенными в действие с 01.01.1968г., с 01.01.1984г.), статьи 3,4,12, термин «воздушное судно» применялся ко всем видам летательных аппаратов всей авиации СССР (статья 11).

Если Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. №459 и Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП (приложение №3 к инструктивному письму Минсобеса РСФСР от 31.01.1989г. №1-18-И) разрешены к применению в настоящее время, значит, право на досрочную трудовую пенсию имеют работники инженерно-технического состава всех видов авиации (а не только гражданской), занятые на работах по аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Таким образом, истец считает, что своим решением УПРФ нарушило конституционный принцип равенства при реализации пенсионных прав лиц, принадлежащих к одной по условиям и роду деятельности категории работников, произвольно ограничив датой 01.04.1997г. стаж истца на соответствующих видах работ как работника инженерно-технического состава авиации, занятого на аэродромном техническом обслуживании экспериментальных воздушных судов.

На основании вышеизложенного истец просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска от 18.07.2011 № 303488 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска включить период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в специальный стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. № 281); обязать ответчика включить Лаптеву Виктору Семеновичу период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в страховой стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. № 281); обязать ответчика назначить Лаптеву Виктору Семеновичу досрочную трудовую пенсию по старости согласно подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права, т. е. с 29.06.2011 г.

В судебном заседании истец на иске настаивал, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации, в лице Казакевич В.В. действующий по доверенности от 27.06.2011г. за №4127-0902 сроком по 31.12.2011г. (л.д. 20) с заявлением не согласна, предоставила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 50-54).

Представитель третьего лица ОАО «НАПО им. В.П.Чкалова», в лице Кругловой Н.Б. действующей по доверенности от 10.12.2010г. за №219 сроком по 31.12.2011г. (л.д.21), с иском согласна, предоставила письменные пояснения на исковое заявление (л.д.62-65).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление Лаптева В.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что Лаптев В.С. в спорные периоды был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации. В связи с чем, спорные периоды включению в стаж для назначения льготной трудовой пенсии подлежат.

В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях установленных законом.

Согласно п.п.15 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. за №173-ФЗ право на пенсию устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В соответствии со ст.12 Воздушного кодекса Союза ССР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.05.1983г. было предусмотрено, что к гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также судов других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Сфера действия данного кодекса распространялась на основании ст.3 Кодекса1983г. на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.

Статьей 3 Воздушного кодекса Союза ССР от 19.03.1971г. установлено, что на все виды гражданской авиации, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания распространяется действие Воздушного кодекса.

В соответствии ст.ст.9,10 данного Кодекса к гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты, за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных сил, которые подлежат обязательной государственной регистрации.

Согласно ст.20 Воздушного кодекса РФ, утвержденного ФЗ от 19.03.1997г. за №60-ФЗ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

В силу ст. 23 данного Кодекса авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Перечень должностей работников авиации, которым устанавливается право на трудовую пенсию по старости по п.п.15 п.1 ст.27 указанного закона, содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 04.09.1991г. за №459, который применяется в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 18.07.2002г. за №537.

Как видно из материалов дела, Лаптев В.С. работал в должностях инженерно-технического состава авиации с 10.05.1978г. по настоящее время в летно-испытательном подразделении (летно-испытательной станции) Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова.

В вышеуказанный период работы Лаптев В.С. был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации полный рабочий день (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. №281 (л.д.16) в качестве авиационного механика ЛИС (летно-испытательной станции), авиационного техника ЛИС, авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ.

За весь период работы истца в ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» с 01.04.1997 года по настоящее время работодателем уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы).

Судом установлено, что истец обратился в Управление пенсионного фонда в Центральном районе г. Новосибирска 18.07.2011г. за назначением пенсии, то есть при достижении 55 лет, в связи с тем, что у него имеется достаточный стаж на работах, связанных с обслуживанием воздушных-экспериментальных судов.

Решением ГУ УПФ РФ по Центральному району г. Новосибирска от 18.07.2011г. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 15 п.1ст.21 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку в специальный стаж работы не был учтен период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в специальный стаж работы в гражданской авиации.

При исчислении периодов работы, подлежащих зачету в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, суд считает необходимым применить положения ст.13 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных постановлением Правительства РФ за №555, «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…», утвержденные Постановлением Правительства РФ за №516 от 11.07.2002г.

Учитывая требования постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. за№2-П, положения «Списка должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет…», утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991г. за №459, а также ранее существовавшую практику назначения пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава авиации, суд считает возможным засчитать истцу период его работы с 01.04.1997г. по 20.06.2011г. в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в специальный стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы – 55 дней, вынужденного отпуска (простои) с оплатой 2/3тарифа в количестве - 118 дней, периодов работы в нормальных условиях – 344 дней, неполный рабочий день один, указанных в справке о специальном стаже работы (л.д.16), поскольку право на пенсию имеют работники всех видов авиации, в том числе самостоятельного вида – экспериментального.

При этом суд учитывает, что Списком 1991г. №459 виды авиации не уточняются.

Специальный стаж работы Лаптева В.С. в инженерно-техническом составе, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.15 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001г. составляет более требуемого 20 лет.

При таких обстоятельствах, суд считает, что работу истца с 01.04.1997г. по настоящее время необходимо зачесть в специальный стаж и обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента его права на данный вид пенсии, то есть с 29.06.2011г.

Согласно ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях», страховой стаж – учитываемый при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Порядок подсчета страхового стажа определяется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 24.07.2002г. №555; в соответствии с п.п. «а», «в» п.2 Правил от 24.07.2002г.№555 в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности застрахованного лица, выполнявшейся на территории Российской Федерации и иные периоды, порядок подсчета страхового стажа в гражданской авиации не определен.

За весь период работы истца в ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» с 10.05.1978 года по настоящее время работодателем уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы в размере 518 дней). В связи с изложенным, суд считает обоснованными требования истца о включении указанного периода работы в страховой стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лаптева В С - удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска от 18.07.2011 № 303488 об отказе в назначении Лаптеву В С досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска включить Лаптеву В С период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в специальный стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, вынужденных отпусков, периодов работы в нормальных условиях, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. № 281).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска включить Лаптеву В С период работы с 01.04.1997г. по настоящее время (20.06.2011 г.) в качестве авиационного техника по планеру и двигателям, контролера сборочно-монтажных и ремонтных работ, непосредственно занятого на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию серийных экспериментальных воздушных судов в страховой стаж работы в гражданской авиации (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, указанных в справке о специальном стаже работы от 20.06.2011г. № 281).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Новосибирска назначить Лаптеву В С досрочную трудовую пенсию по старости согласно подпункта 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента наступления права, т. е. с 29.06.2011 г.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд путем подачи жалобы через Центральный районный суд города Новосибирска в течение 10 дней.

Судья Чистова О.В.

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2011г.