Дело № 2-3396/2011



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

3396

/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29

ноября

2011 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л.Малахова

при секретаре Н.С. Цирукиной

с участием:

представителя истца К..

представителя ответчика Т..

Р..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Жилищно-строительному кооперативу «Обь-3» о признании недействительным протокола общего собрания Жилищно-строительного кооператива «Обь-3» от 20.12.2010, проведенного в форме заочного голосования,

у с т а н о в и л:

М. обратилась в суд с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Обь-3" о признании недействительным протокола общего собрания Жилищно-строительного кооператива «Обь-3» от 20.12.2010, проведенного в форме заочного голосования.

Исковые требования обоснованы тем, что действующее жилищное законодательство и Устав ЖСК «Обь-3» не предусматривают возможность проведения тайного или заочного голосования. Кроме того, при проведении общего собрания членов ЖСК «Обь-3» были нарушены законные права и интересы членов ЖСК «Обь-3», которые были лишены права вносить предложения по обсуждаемым вопросам. Собрание было проведено без соблюдения соответствующей процедуры, заявитель не была надлежащим образом уведомлена о его проведении и не ознакомлена с протоколом голосования.

В судебное заседание истица М. не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщила.

Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель истца К., действующий на основании доверенности от 28.12.2011, исковые требования поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения (л.д.74-75).

Представители ответчика Р., Т. исковые требования не признали, пояснив, что общее собрание было проведено без нарушения процедуры, проведение голосования в заочной форме не противоречит закону и уставу. Дважды предпринимались попытки провести очное собрание членов ЖСК, но они были сорваны, в связи с чем, принято решение о заочном голосовании. М. выдавался бюллетень для голосования, от подписи она отказалась, бюллетень не сдала. Статья 47 Жилищного кодекса РФ предусматривает возможность проведения заочного голосования. Решения, принятые на общем собрании собственников является обязательным для всех собственников. Полагают, что права истицы не нарушены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя при этом из следующего.

Судебным разбирательством установлено, что истице М. на праве собственности принадлежит квартира № 0 дома № 0 по ул. Х г. Новосибирска, площадью 46,4 кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права от 30.09.2003 №54-АБ 321694 (л.д.4).

Как установлено судом управления многоквартирным домом №0 по ул. Х г.Новосибирска осуществляет Жилищно-строительный кооператив «Обь-3».

На период декабря 2010 года истица М. являлась членом ЖСК «Обь-3».

Статья 161 Жилищного кодекса РФ устанавливает в качестве одного из способов управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом.

Организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется нормами главы 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, статьями 116 - 119 Кодекса, определяющими правомочность общего собрания членов жилищного кооператива и компетентность органов его управления.

В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Поэтому к регулированию их деятельности применяются также положения статьи 116 ГК РФ о потребительских кооперативах, согласно части 2 которой Устав потребительского кооператива должен содержать в частности о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Так, ЖСК «Обь-3» является юридическим лицом и в соответствии с частью 1 статьи 52 Гражданского кодекса РФ и статьей 113 Жилищного кодекса РФ организовывает свою деятельность в соответствии с зарегистрированным Уставом ЖСК (л.д.11-17).

В период с 08.12.2010 по 20.12.2010 было проведено общее собрание членов ЖСК «Обь-3» в форме заочного голосования.

Поскольку глава 11 Жилищного кодекса РФ не содержит норм, устанавливающих сроки обжалования решений общих собраний членов ЖСК, по аналогии подлежат применения положения части 6 статьи 46 Жилищного кодекса РФ.

Согласно указанной норме, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

На основании содержания протокола общего собрания членов ЖСК «Обь-3» №37 от 20.12.2010 и объяснений истца суд установил, что М. участия в заочном голосовании не принимала. Не согласившись с результатами общего собрания, зафиксированными в протоколе №37 от 20.12.2010 и посчитав нарушенными свои права указанным решением, Моисеева Л.В. обратилась в суд.

Частью 1 статьи 117 Жилищного кодекса РФ установлено, что общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.

Исходя из положений статьи 117 Жилищного кодекса РФ, общее собрание членов жилищного кооператива принимает свои решения открытым голосованием. Данная норма предусматривает присутствие членов кооператива на общем собрании, которое возможно реализовать лишь при непосредственном личном участии в собрании, то есть очно, что не позволяет осуществить голосование, проведенное в заочной форме.

Согласно пункту 5.5 Устава общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее ? от общего числа членов Кооператива или доверенных лиц.

Таким образом, возможность проведения тайного или заочного голосования в жилищном кооперативе нормами Жилищного кодекса и Уставом ЖСК «Обь-3» не предусмотрено.

Последствием проведения заочного голосования является нарушение прав и законных интересов членов ЖСК, которые лишаются права вносить свои предложения по обсуждаемым вопросам, а также лишаются права избираться, так как не имеют возможности самовыдвинуться или предложить кандидатуру для избрания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что проведение Жилищно-строительным кооперативом заочного голосования не предусмотрено законодательством РФ, противоречит Уставу ЖСК «Обь-3», а проведенное голосование нарушает права и законные интересы членов ЖСК.

Доводы представителей ответчиков, о том, что в данном случае подлежат применению положения части 1 статьи 47 Жилищного кодекса РФ, предусматривающей, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут быть приняты путем проведения заочного голосования, основаны на неправильном понимании норм материального права.

Указанная статья относится к порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как органа управления многоквартирным домом.

Между тем, в данном случае истцом оспариваются решения общего собрания членов жилищно-строительного кооператива, порядок проведения и правомочность которого урегулированы нормами статьи 117 Жилищного кодекса РФ.

Как указано выше, исходя из положений статьи 117 Жилищного кодекса РФ, общее собрание членов жилищного кооператива принимает свои решения открытым голосованием. Возможность проведения тайного или заочного голосования в жилищном кооперативе нормами Жилищного кодекс РФ не предусмотрена.

Кроме того, существенное значение для проверки законности оспариваемого решения общего собрания членов ЖСК в данном случае имеет то, обеспечивала ли процедура его проведения надлежащее информирование членов ЖСК о созыве собрания и возможность участия в нем, а также было ли фактически выражено волеизъявление участников собрания по поставленным вопросам.

Как видно из материалов дела, решение о проведении общего собрания членов ЖСК «Обь-3» в форме заочного голосования было принято на заседании членов правления ЖСК «Обь-3», что следует из протокола № 51 от 11.05.2010 (л.д.134-135).

Общее собрание членов ЖСК является высшим органов кооператива, однако его решения о проведении заочного голосования не имеется.

Вместе с тем, на основе анализа правомочий Правления кооператива ЖСК «Обь-3», закрепленных в пункте 5.11 Устава, суд приходит к выводу, что принятия решения о форме проведения общего собрания членов ЖСК в компетенцию правления не входило.

Кроме того, не нашел своего подтверждения в судебном заседании и факт надлежащего уведомления истицы о проведении общего собрания членов ЖСК «Обь-3».

Так, из представленных на рассмотрение суда ведомостей регистрации членов ЖСК «Обь-3» домов №7,9,11 по ул. Х в г.Новосибирске, получивших бюллетени голосования для проведения общего собрания членов ЖСК «Обь-3» в форме заочного голосования, следует, что подпись М., подтверждающая факт получения последней бюллетеня и, соответственно, факт его сдачи, отсутствует (л.д.141-144).

Доводы представителей ответчиков о том, что истицей фактически был получен соответствующий бюллетень, но подпись в ведомости она поставить отказалась, являются голословными и не подтверждаются соответствующими доказательствами.

В судебном заседании были допрошены свидетели Л., С., К., М., из показаний которых следует, что решение о проведении общего собрания членов ЖСК в форме заочного голосования было принято по причине невозможности проведения голосования в очной форме, поскольку предпринятые ранее попытки провести такое собрание к положительному результату не привели и были сорваны. Показаний указанных свидетелей в этой части на выводы суда о недопустимости заочной формы голосования не влияют, поскольку, как установлено выше, жилищным законодательством и Уставом ЖСК проведение общего собрания членов ЖСК в форме заочного голосования не предусмотрено, вне зависимости от мотивов его проведения.

Кроме того, Уставом ЖСК предусмотрен случай, когда кворум общего собрания не был набран. В таком случае Правление в течение 2-х недель собирает повторное собрание, которое правомочно при любом количестве присутствующих членов кооператива (пункт 5.6 Устава).

Вместе с тем, правление не созывало повторное общее собрание, а самостоятельно в нарушение Устава приняло решение о проведении заочной формы голосования членов ЖСК.

Доводы, изложенные названными свидетелями о том, что члены ЖСК, в том числе истица, уведомлялись надлежащим образом о времени проведения общего собрания и о его повестке дня путем вывешивания соответствующего уведомления на досках объявлений в подъезде опровергаются показаниями допрошенных свидетелей Т. и Ш., пояснивших в суде, что никаких уведомлений о проведении общего собрания на досках объявлений в подъезде вывешено не было. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, согласно которому в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт надлежащего уведомления истицы о времени общего собрания и его повестке дня.

Таким образом, учитывая, что истица в голосовании участия не принимала, о его проведении надлежащим образом уведомлена не была, с решением общего собрания не согласна, а также то, что проведение жилищно-строительным кооперативом заочного голосования не предусмотрено законодательством РФ и Уставом ЖСК «Обь-3», суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования М. – удовлетворить.

Признать протокол общего собрания ЖСК «Обь-3» от 20.12.2010, проведенного в форме заочного голосования – недействительным.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья копия С.Л.Малахов

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2011 года