российская федерация центральный районный суд г.Новосибирска 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 01 ноября 2011 г. Дело № 2- 4254 /2011 Центральный районный суд г. Новосибирска, в составе: председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е. при секретаре Терлеевой М.В. с участием прокурора Громова Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского района г.Новосибирска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Юпитер-К» о проведении аттестации рабочих мест, у с т а н о в и л: Истец Прокурор Первомайского района г.Новосибирска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Юпитер-К», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочих мест и обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест. Истец - Прокурор Первомайского района г.Новосибирска, в лице помощника прокурора Громова Е.Г., на основании поручения от 30.10.2011г. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить, дал соответствующие пояснения. Представитель ответчика ООО «Юпитер-К» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен как по юридическому адресу, указанному им в налоговом органе в качестве своего места нахождения, так и по месту фактического нахождения. Судебные повестки (в том числе и повторно направленные) возвращены с отметкой почтового отделения «по истечении срока хранения», «организация не найдена». В силу ч.2 ст.117 ГПК РФ судебная повестка считается доставленной. Суд с согласия истца определил рассмотреть дело в заочном порядке. Выслушав пояснение прокурора, исследовав материалы письменные дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что прокуратурой Первомайского района г. Новосибирска в ходе проведенной проверки в ООО «Юпитер-К» выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в не проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В силу статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Кроме того, согласно статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают, в том числе, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В настоящее время на территории Российской Федерации действует «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, Порядок). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест но условиям труда, проводит работу в соответствии с данным Порядком. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (пункт 1). В соответствии с пунктом 2 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 9 Порядка). Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом, аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (пункт 10 Порядка). Аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда: 1.осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах; 2.формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение; 3.составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению №1 к порядку с выделение аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда; 4.готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам; 5.присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного направления; 6.составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда; 7.организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда; 8.при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 9.по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласование с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работникам представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор; 10.вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда (пункт 11 Порядка). После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение №1 к Порядку), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение №6 к Порядку) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение №7 к Порядку), включая информацию согласно приложению №10 к Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) (пункт 46 Порядка). Вместе с тем, в нарушение указанных норм аттестация рабочих мест по условиям труда в ООО «Юпитер-К» не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение нормативно-правовых актов в сфере охраны труда, то есть имеет место бездействие со стороны ответчика. Факт не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, ответчиком не оспаривается, согласно объяснениям директора ООО «Юпитер-К» от 16.06.2011г. (л.д. 15). В то время как штатным расписанием, действующим с 01.03.2011 предусмотрено 12 единиц рабочих мест.(л.д.16) Каких-либо доказательств, опровергающих заявленное требование, ответчик не предоставил. При таких обстоятельствах требование истца о проведении аттестацию рабочих мест, подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л : Признать незаконным и противоречащим требованиям законодательства об охране труда бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Юпитер-К», выразившееся в не проведении аттестации по условиям труда рабочего места. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Юпитер-К» провести аттестацию рабочих мест. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья Пиотровская Ю.Е.ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ именем российской федерации