дело № 2-5248/11 поступило 06.09.2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011г. г.Новосибирск Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Беляковой С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (жалобе) гр.Степанова Владимира Владимировича о признании незаконным ответа мэрии г.Новосибирска от 02.09.2011г. № 01-4824 на уведомление от 01.09.2011г. № 01-4824 о проведении публичного мероприятия, назначенного на 15.09.2011г. в форме митингов на площадке у здания Правительства Новосибирской области (Красный проспект,18), и площади Ленина, демонстрации по тротуару Красного проспекта, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд, установил: гр.Степанов В.В. обратился в суд с заявлением (жалобой) о признании незаконным ответа мэрии г.Новосибирска от 02.09.2011г. № 01-4824 (предложения об изменении места проведения), подписанного А.И.Полищуком, на уведомление от 01.09.2011г. № 01-4824 о проведении публичного мероприятия, назначенного на 15.09.2011г., одним из организаторов которого являлся заявитель, в форме митингов на площадке у здания Правительства Новосибирской области (Красный проспект,18), на площади Ленина, демонстрации по тротуару Красного проспекта, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд. Заявитель (гр.Степанов В.В.), надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела (л.д.36) в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не известил, ходатайств об отложении дела не заявил. В связи с указанным, суд по правилам ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица (заявителя). При этом свои требования гр.Степанов В.В. обосновал следующим: 01.09.2011г. он, Степанов В.В., являясь одним из организаторов публичного мероприятия, назначенного на 15.09.2011г. в виде митинга у здания Правительства Новосибирской области в 11.30 – 12.50, демонстрации по тротуару Красного проспекта в 12.50 – 13.10, и митинга на площади Ленина в 13.15 – 15.00, подал в мэрию г.Новосибирска уведомление о проведении вышеназванных публичных мероприятий; указанное уведомление было зарегистрировано в 09.42 час. за № 01-4824. 02.09.2011г. мэрия г.Новосибирска в своем письме № 01-4824, подписанным заместителем мэра г.Новосибирска А.И.Полищуком, отказала (не согласовала) проведение данных публичных мероприятий, сославшись на наличие ранее поданных уведомлений организаторами других публичных мероприятий на то же время и места их проведения, что и указанные в уведомлении № 01-4824; тем самым, заявитель полагает чинение ему препятствий в проведении назначенных на 15.09.2011г. публичных мероприятий. Указанными действиями мэрии г.Новосибирска полагает нарушенными права: а) первоочередности, поскольку до времени подачи им заявления никто еще в этот день заявления (уведомления) о проведении публичных мероприятий не подавал; б) на проведение митинга, поскольку свобода собраний и объединений не подлежит ограничению, за исключением случаев, предусмотренных законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государства, общества. Представитель мэрии г.Новосибирска, предоставив документы, запрошенные судом, в судебном заседании возражала по жалобе гр.Степанова В.В., указав, что: а) предшествующими уведомлениями, поданными другими инициативными группами о назначении публичных мероприятий, мэрия уже была уведомлена о проведении публичных мероприятий в то же время и в том же месте; б) согласно установленным нормативам предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий (Красный проспект,18, площадь им. В.И.Ленина) (постановление Правительства НСО от 14.06.2011г. № 251-п), являющихся территориями объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), заявленная уведомлением № 01-4824 о проведении публичных мероприятий численность участников публичных мероприятий исключала проведение публичных мероприятий с заявленным числом его участников; в) предложение организаторам данных публичных мероприятий об изменении места их проведения дано в установленные сроки и порядке, предусмотренном Федеральным законом «»О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с указанием альтернативного варианта места их проведения, в частности, митинг - у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» (Центральный район), демонстрацию - по нечетной стороне тротуара ул.Кирова до ГПНТБ и митинг - на площади им.Пименова (Октябрьский район); г) права заявителя на свободу проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования не нарушены, поскольку организаторами указанных публичных мероприятий в заявленном варианте они были проведены. Представитель мэрии г.Новосибирска, поддерживая свои доводы в судебном заседании, ссылаясь на вышеуказанные правовые основания и фактические, имевшие место, обстоятельства, подтвердил имевшие место фактические и юридически значимые действия, совершенные каждой из сторон, а также решения, принятые мэрией г.Новосибирска, в рамках возникшего спорного правоотношения, в т.ч. в их хронологическом порядке, что соответствует указанному в суде представителем мэрии и имеет документальное подтверждение. Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица (мэрии г.Новосибирска), исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления гр.Степанова В.В., исходя из следующего. В соответствии с п.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Согласно п.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии с п.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с п.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п.2 ст.19). Согласно п.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно п.1 ст.30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Согласно п.1 ст.55 Конституции РФ перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Согласно п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с п.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Согласно п.1 ст.2 Закона, митинг, демонстрация – одни из форм публичного мероприятия, под которым понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в формах собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений, целью которой является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Согласно ст.3 Закона проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, т.е., соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации. В соответствии с п/п.1, 2 п. 4 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 Закона в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия; не позднее чем за 3 дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его (органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) предложения об изменении места и/или времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Согласно п.3 ст.8 Закона порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований Закона. Согласно п.1 ст.12 Закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения (п/п.1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и/или времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона (п/п.2); довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (п/п.4). Согласно п.5 ст.5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и/или времени проведения публичного мероприятия. Согласно ст.19 Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий, бездействия, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Как установлено судом, гр.Степанов В.В., являясь (согласно уведомлению от 01.09.2011г. № 01-4824 в мэрию г.Новосибирска о проведении публичных мероприятий 15.09.2011г. в виде митинга у здания Правительства Новосибирской области в 11.30 – 12.50, демонстрации по тротуару Красного проспекта в 12.50 – 13.10, и митинга на площади Ленина в 13.15 – 15.00), одним из инициаторов организации данных публичных мероприятий и их организатором, подал указанное уведомление в мэрию г.Новосибирска, которое было зарегистрировано в 09.42 час. за № 01-4824. Однако, письмом от 02.09.2011г. № 01-4824, имеющим в т.ч. характер предложения на поданное уведомление о проведении публичных мероприятий об изменении места их проведения, мэрия г.Новосибирска, основываясь на сведениях о количестве участников публичных мероприятий (400 человек), времени и месте их проведения, наличии ранее поданных уведомлений о проведении других публичных мероприятий, предложила гр.гр.Степанову В.В., Михеевой А.В., Логинову Е.Ю. (организаторам) проведение данных публичных мероприятий в ином месте, а именно, не изменяя форм публичных мероприятий и последовательности их проведения, а также времени, провести их в следующей последовательности: митинг - у Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» (Центральный район), демонстрацию - по нечетной стороне тротуара ул.Кирова по действующим светофорам до ГПНТБ, митинг - на площади им.Пименова (Октябрьский район). Наличие иных, ранее поданных уведомлений о проведении других публичных мероприятий в то же самое время и в тех же местах их проведения, что и по уведомлению, поданному гр.Степановым В.В., представитель мэрии г.Новосибирска подтвердил: 1) копиями уведомлений на проведение публичных мероприятий а) от 31.08.2011г. № 01-4784 (принято в 09.00 час.); инициативная группа (организаторы): гр.гр.Попов А.А., Иванов А.А., Тузов А.Д.; форма публичного мероприятия – митинг, место - площадка у здания Правительства НСО (Красный проспект,18) между главным входом и общественной приемной; время проведения – 15.09.2011г. с 10.00 по 13.00; количество участников – 60 человек; б) от 31.08.2011г. № 01-4790 (принято в 09.42 час.); инициативная группа (организаторы): гр.гр.Широченко А.А., Попов М.О., Пустыльников Л.В.; форма публичного мероприятия – митинг, место - площадь Ленина, у памятника Ленину (со стороны Красного проспекта); время проведения – 15.09.2011г. с 12.00 по 16.00; количество участников – 83 человека (л.д.26-27); 2) распечатками с электронного журнала регистрации заявлений в мэрии г.Новосибирска за 31.08.2011г. и 01.09.2011г., в т.ч. уведомлений о проведении публичных мероприятий, зарегистрированными за номерами № 01-4784, № 01-4790 (л.д.24-25); 3) копиями регистрационных карточек по указанным заявлениям (л.д.22-23); распоряжениями мэрии г.Новосибирска от 14.09.2011г. №№ 1020-р, 1021-р о проведении 15.09.2011г. митингов, уведомление на которые подано инициативными группами граждан Широченко А.А., Попов М.О., Пустыльников Л.В. и Попов А.А., Иванов А.А., Тузов А.Д. (л.д.28-29). Сравнение места и времени проведения заявленных публичных мероприятий названными инициативными группами показывает, что митинг по уведомлению инициативной группы гр.гр.Попова А.А., Иванова А.А., Тузова А.Д. на площадке у здания Правительства НСО (Красный проспект,18) 15.09.2011г. с 10.00 по 13.00 час. налагается по времени проведения с митингом, запланированным инициативной группой гр.гр.Степанова В.В., Михеевой А.В., Логинова Е.Ю. (15.09.2011г., с 11.30 по 12.50 час.), а митинг по уведомлению инициативной группы гр.гр.Широченко А.А., Попова М.О., Пустыльникова Л.В. на площади им.В.И. Ленина (у памятника В.И. Ленину) 15.09.2011г. с 12.00 по 16.00 час. налагается по времени проведения с митингом, запланированным инициативной группой гр.гр.Степанова В.В., Михеевой А.В., Логинова Е.Ю. (15.09.2011г., с 13.15 по 15.00 час.). Согласно постановлению Правительства НСО от 14.06.2011г. № 251-п «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» установлены указанные нормы заполняемости, в т.ч. на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), составляющие не более 0,1 чел. на 1 кв.м. площади. Согласно схем (планов) территорий, заявленных под митинги (у здания Правительства Новосибирской области, Красный проспект,18, и на площади им.В.И. Ленина), площадь указанных территорий (расположенные на которых объекты являются памятниками истории и культуры) составляют соответственно 367 и 513 кв.м. (л.д.31, 32), что при заявленной численности участников данного публичного мероприятия в 400 человек (л.д.5) превышает установленные нормы присутствия граждан на заявленных местах проведения публичных мероприятий. В соответствии с п/п.2 п.1 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления, в который подано уведомление проведении публичного мероприятия, обязан в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и/или времени проведения публичного мероприятия, что мэрией г.Новосибирска и было исполнено в установленные сроки; обоснованность указанного предложения у суда сомнений не вызывает; они в качестве причин, послуживших предложением об изменении места проведения публичного мероприятия, изложены в письме мэрии от 02.09.2011г. № 01-4824, за рамки предоставленных п/п.2 п.1 ст.12 Закона полномочий о содержании предложения, мэрия не вышла. Одновременно, мэрия уведомила организаторов публичного мероприятия и о превышении заявленной численности его участников предельной норме заполняемости заявленных мест проведения публичных мероприятий. В то же время, как следует из информации, поданной мэру г.Новосибирска (л.д.33-34), запланированное инициативной группой гр.гр.Степанова В.В., Михеевой А.В., Логинова Е.Ю. публичное мероприятие, не будучи согласованным его организаторами с органом местного самоуправления (в письменной форме) по вопросу о принятии (непринятии) предложения органа местного самоуправления от 02.09.2011г. № 01-4824 об изменении места проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия, фактически состоялось, в указанное время – 15.09.2011г. и прошло: в форме митинга с 12.00 до 12.50 на площадке у здания Правительства НСО (Красный проспект,18); в форме демонстрации с 12.50 до 13.15. от здания Правительства НСО до площади им.В.И.Ленина; в форме митинга с 13.15. до 14.00. на площади им.В.И.Ленина, а в последующем в виде шествия по Красному проспекту до пересечения с ул.Гоголя, и по ул.Гоголя до пересечения с ул.Мичурина. Соответственно чему суд делает вывод, что гр.Степановым В.В. право на проведение публичного мероприятия было реализовано. Соответственно указанному, поскольку в силу п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц, действия и решения, принятые мэрией г.Новосибирска по уведомлению инициативной группы (организаторов) гр.гр.Степанова В.В., Михеевой А.В., Логинова Е.Ю. о проведении публичного мероприятия, соответствуют Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в то время как фактически право на организацию и участие в публичном мероприятии гр.Степановым В.В. реализовано в нарушение указанного Закона, суд не усматривает оснований для защиты права, ограниченного в порядке, предусмотренном законодательством, а также права, реализованного в нарушение законодательства. Тем самым, в судебном заседании не нашли подтверждения факты несоблюдения мэрией г.Новосибирска законодательства о проведении публичных мероприятий, и нарушении, тем самым, конституционных прав и свобод гр.Степанова В.В. на проведение (участие) собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Поскольку государственная пошлина за подачу заявления (жалобы) заявителем не уплачивалась, отсутствуют основания для удовлетворения и указанного требования. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.258, 194-198 ГПК РФ, судья решил: В удовлетворении заявления (жалобы) гр.Степанова Владимира Владимировича о признании незаконным ответа мэрии г.Новосибирска от 02.09.2011г. № 01-4824 на уведомление от 01.09.2011г. № 01-4824 о проведении публичного мероприятия, назначенного на 15.09.2011г. в форме митингов на площадке у здания Правительства Новосибирской области (Красный проспект,18), площади им.В.И.Ленина, демонстрации по тротуару Красного проспекта, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд, отказать. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Витюк В.В. Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2011г.