РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 Решение Именем Российской Федерации 22 ноября 2011г. Центральный районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи при секретаре судебного заседания с участием истца Дело № 2-4845/2011 Галиной В.А., Галкиной Е.В., Кулаковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулаковой Н.Н. к администрации Центрального района городаНовосибирска о восстановлении права на получение жилья у с т а н о в и л: Кулакова Н.Н. обратилась в суд с указанным иском, просит восстановить ее в праве на получение жилья. В обоснование заявленного требования истец указала, что обращалась в администрацию Центрального района г.Новосибирска о постановке на учет и получении жилья по программе федеральногозакона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», ей отказано в связи с отсутствием сведений о постоянной регистрации на территории Центрального района г.Новосибирска. С отказом администрации КулаковаН.Н. не согласна, поскольку ранее проживала в служебном помещении, предоставленному супругу ее дочери по адресу: г.Новосибирск, ул. 00, однако в связи с расторжением брака им пришлось освободить данное жилое помещение. Указанные обстоятельства послужили основанием дляобращения в суд. Ответчик - администрация Центрального района городаНовосибирска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения. В судебном заседании Кулакова Н.Н. уточнила исковые требования, просила признать за ней право на улучшение жилищных условий как малоимущей, право на получение жилищной субсидии как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера, восстановить на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Судебным разбирательством установлено, что Кулакова Н.Н. в период с 1985 по 1997 г.г. проживала и осуществляла свою трудовую деятельность вХабаровском крае, что подтверждается отметками о постановке на регистрационный учет по месту жительства в паспорте, архивными справками, имеющимися в материалах дела. Как пояснила истица, в г. Хабаровске она проживала вместе со своей дочерью в двухкомнатной квартире, принадлежащей ей на праве собственности. Впоследствии квартиру истица продала, вырученные денежные средства израсходовала на восстановление здоровья. С 2003 года стала проживать в общежитии в г.Новосибирске по ул. 00(блоке, состоящем из двух комнат) вместе с дочерью и ее мужем, на регистрационном учете по месту жительства не состояла. Общежитие было предоставлено мужу дочери Кокаревой М.Н. – Кокареву А.А. В сентябре 2009 в связи с расторжением брака дочери Кулакова Н.Н. вместе с дочерью и двумя ее несовершеннолетними детьми освободили жилое помещение. С сентября 2009 года до августа 2010 года истец со своей семьей проживала в доме № 0 по ул.00 в г.Новосибирске на основании договора аренды, затем в г.Каргат Новосибирской области до августа 2011 без регистрации по месту жительства (пребывания). В период с 30.08.2011 до настоящего времени истец с дочерью и ее несовершеннолетними детьми была состоит на регистрационном учете по месту пребывания в Октябрьском районе г.Новосибирска по адресу по ул.00. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу положений статьи 672 Гражданского кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Основным нормативным актом, регламентирующим данные правоотношения, в том числе основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, является Жилищный кодекс РФ. На основании статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РоссийскойФедерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Статьей 52 того же кодекса предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими, а также порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, урегулирован законом Новосибирской области от 04.11.2005 №337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма». В соответствии со статьей 8 названного закона малоимущими признаются граждане, у которых размер располагаемого дохода меньше потребности в средствах на приобретение жилья. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством, федеральным законом от06.10.2003 Федеральным законом N 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов не ранее 1января1992 г. Статьей 1 названного закона и п. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральнойцелевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов КрайнегоСевера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1января 1992 г. В силу статьи 3 закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 879 от10декабря 2002 г., регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации по месту их постоянного проживания, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также участие в указанной подпрограмме носит заявительный характер. Таким образом, статья 49 Жилищного кодекса РФ и федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривают различный порядок признания граждан нуждающимися в предоставлении жилого помещения и получение жилищной субсидии. 01.11.2010 Кулакова Н.Н. обратилась с заявлением о включении в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения жилого помещения в г.Новосибирске в администрацию Центрального района г.Новосибирска, указав место своего жительства г.Новосибирск, ул. 00. 30.11.2010 письмом администрации Центрального района г.Новосибирска истцу сообщено оботсутствии законных оснований для включения Кулаковой Н.Н. в состав граждан для получения жилищной субсидии ввиду отсутствия сведений в представленных документах о постоянной регистрации на территории Центрального района г.Новосибирска. 08.06.2011 на аналогичное обращение КулаковойН.Н. от 10.05.2011 администрацией Центрального района г.Новосибирска отказано по тем же основаниям. По информации администрации Центрального района г.Новосибирска (исх.116 от 30.09.2011) Кулакова Н.Н. не состояла и не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Центрального района г.Новосибирска. В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательствами, имеющимися в материалах дела, а также пояснениями Кулаковой Н.Н. подтверждается, что истицей нарушен предусмотренный законом порядок подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилищной субсидии. В статье 52 Жилищного кодекса РФ, статье 3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Положенииорегистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002, законодателем императивно установлен порядок обращения граждан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся и/или на получение жилищной субсидии по месту своего жительства, постоянного проживания. Ссылка истца на то обстоятельство, что в период ее проживания в Центральном районе г.Новосибирска по ул. Мичурина 05.11.2007 Управлением пенсионного фонда РФ в Центральномрайоне г.Новосибирска ей назначена трудовая пенсия, не может расцениваться как доказательство проживания по данному адресу на законных основаниях, не является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела. Судебным разбирательством установлено, что обратившись впервые в администрацию Центрального района г.Новосибирска 01.11.2010 Кулакова Н.Н. указала сведения о месте жительства, не соответствующие действительности, поскольку на момент обращения в период с августа 2010 по август 2011 она проживала без регистрации по месту жительства в г.Каргат Новосибирской области. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноким престарелых, дом интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательство Российской Федерации. Согласно ст.3 указанного Закона регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Доказательств проживания в Центральном районе г.Новосибирска Кулаковой Н.Н. в суд не представлено, истец состоит на регистрационном учете по месту пребывания в Октябрьском районе г.Новосибирска по адресу по ул.00, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания ОУФМС России вОктябрьском районе г.Новосибирска от 29.08.2011. При таких обстоятельствах доводы администрации Центрального района г.Новосибирска об отсутствие в настоящее время законных оснований для постановки Кулаковой Н.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или включении в состав граждан для получения жилищной субсидии суд считает законными и обоснованными. Судебным разбирательством не установлено нарушения ответчиком прав истца на получение жилого помещения, законных оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Кулаковой Н.Н. – отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья В.А.Галина
№131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» отнесено к вопросам местного значения городского округа.