Дело № 2-4256/2011



российская федерация

центральный районный суд г.Новосибирска

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

25.10. 2011 г.

Дело № 2-

4256

/2011

РЕШЕНИе именем российской федерации

Центральный районный суд г. Новосибирска, в составе:

председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.

при секретаре Терлеевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Председателя Фонда «Мы против коррупции» Координатора отделения ЛДПР по Заельцовскому району Сорокина В.Б., ООО «Вираж-строй Регион» об оспаривании бездействия сотрудников прокуратуры Новосибирской области,

у с т а н о в и л :

Заявители обратились в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнений л.д.24-26) просят признать незаконными и не обоснованными бездействия сотрудников Прокуратуры НСО, выразившиеся в:

не рассмотрении обращения Председателя Фонда «Мы против коррупции», Координатора по Заельцовскому району отделения ЛДПР Сорокина В.Б. о бездействии сотрудников прокуратуры Дзержинского района города Новосибирска;

неисполнении надзора и контроля за нижестоящими прокуратурами (за прокуратурой города Новосибирска и прокуратурой Дзержинского района города Новосибирска), которые с 16.04.2010 по 04.03.2011 года, целый год, не предпринимали действий для отмены незаконного и необоснованного постановление от 16.04.2010.

В обоснование требований указали, что 07.04.2010 года в ОМ № 5 УВД по г.Новосибирску было зарегистрировано заявление ООО «Вираж-строй Регион» в отношении руководителя «СтройАгроСервис- плюс».

16.04.2010 года сотрудник ОМ № 5 УВД по г. Новосибирску вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Незаконное бездействия сотрудников прокуратуры Новосибирской области заключается в том, что постановление вступило в законную силу и не были отменено до 04.03.2011 года.

28.04.2011 года в прокуратуру Новосибирской области, почтовым отправлением была подано обращение Председателя Фонда «Мы против коррупции», Координатора ЛДПР по Заельцовскому району Сорокина В.Б. о бездействии сотрудников прокуратуры Дзержинского района города Новосибирска, которые целый год не отменяли незаконное постановление.

Порядок рассмотрения обращений граждан в системе прокуратуры РФ регулируется Инструкций о порядке рассмотрения обращений граждан в системе прокуратуры РФ. В соответствии с п.5 данной Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Ответ на обращение от 28.04.2011 года заявителем не был получен, что свидетельствует о незаконном бездействии сотрудников прокуратуры Новосибирской области, а также сотрудники Прокуратуры Дзержинского района г.Новосибирск не были привлечены к ответственности за бездействия выразившееся в не отмене постановления в течении года.

В судебном заседании заявители председатель правления Фонда «Мы против коррупции» Сорокин В.Б., представители ООО «Вираж-строй Регион» Сорокин В.Б. (доверенность от 23.08.2011г.), Храпко В.С.(доверенность от 23.08.2011г.) заявление поддержали, дали соответствующие пояснения.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Новосибирской области Кранова Ж.В. на основании доверенности от 08.08.2011г. считает заявление не подлежащим удовлетворению, дала соответствующие пояснения, представила письменный отзыв. (л.д.57-60)

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Судом установлено, что председатель правления Фонда «Мы против коррупции» Координатор отделения ЛДПР по Заельцовскому району Сорокин В.Б. обратилcя с заявлением к прокурору Новосибирской области Овчинникову Е.Ф. с просьбой : 1) оказать содействие в защите нарушенных прав работников ООО «Вираж-строй Регион», помочь гражданам получить заработную плату; 2) привлечь к ответственности виновных за ненадлежащее рассмотрение заявления о преступлении от 07.04.2010. (л.д.8 страница 1 обращения, л.д. 27страница 2 обращения)

В заявлении указано, что 07.04.2010г. ООО «Вираж-строй Регион» обратился в ОМ №5 УВД по г.Новосибирску с заявлением в отношении руководителя «СтройАгроСервис-плюс». 16.04.2010г. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Вынесены судебные акты о взыскании в пользу работников ООО «Вираж-строй Регион» начисленной, но не выплаченной заработной платы на сумму более 1000000 руб., Также 29.12.2010 Арбитражным судом Новосибирской области вынесено решение о взыскании с ООО «СтройАгроСервис-плюс» задолженности по неоплаченным работам в размере 26909552,11 руб. 11.03.2011 ООО «Вираж-строй Регион» обратился с заявлением в прокуратуру Дзержинского района г.Новосибирска об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Уведомлением от 22.04.2011 зам прокурора уведомил, что 04.03.2011 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено.

Обращение в прокуратуру Новосибирской области связано с целью добиться получения работниками заработной платы, восстановления их прав и прекратить нарушение их прав сотрудниками правоохранительных органов.

Как следует из представленных документов, указанное заявление без даты направлено по почте заказным письмом 28.04.2011г. (л.д.7) и поступило в прокуратуру Новосибирской области 16.05.2011 и зарегистрировано за номером ОГР-35145-11, что установлено в ходе обозрения данного заявления в материалах надзорного производства.

Заявитель указывает, что по настоящее время не получил ответ на свое обращение.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами осуществляется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция №200).

Согласно ч..3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.п. 3.2, 3.4. Инструкции письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа, а также обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Поскольку заявление председателя Фонда «Мы против коррупции», Координатора ЛДПР по Заельцовскому району Сорокина В.Б. без даты содержало доводы, которые ранее не рассматривались в нижестоящей прокуратуре и проверка которых относилась к ее компетенции, 19.05.2011г. старший помощник прокурора Новосибирской области по Пуцына Д.С. обоснованно направила указанное заявление Прокуратуру г.Новосибирска для рассмотрения по существу, исходящий номер 25р-2011. (л.д.64) В прокуратуру г.Новосибирска данное письмо поступило 26.05.2011г.

Как следует из содержания данного письма оно адресовано председателю Фонда «Мы против коррупции» Сорокину В.Б. в качестве второго адресата для сведения по указанному им адресу.

Согласно п.п. 3.2, 3.4 Инструкции №200 заявителю 23.05.2011г. направлено уведомление о принятом решении, что подтверждается записью в Книге учета исходящих документов прокуратуры Новосибирской области за 23.05.2011г. (л.д.66-67) и реестром почтовых отправлений простых писем. (л.д.63)

Таким образом, прокуратурой Новосибирской области выполнена возложенная на нее обязанность по рассмотрению заявлений, предусмотренная п.2 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Мотивированный ответ председателю Фонда «Мы против коррупции» Сорокину В.Б. дан зам прокурора Дзержинского района г.Новосибирска, куда заявление поступило из прокуратуры г.Новосибирска (л.д.10, 65, 61-62)

В пункте 2.4.2.14 Приказа Генпрокуратуры РФ от 05.06.2008 N 107 "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждениях" (далее Приказ №107) указано, что по обращениям, направленным для разрешения в подчиненные прокуратуры, следственные органы Следственного комитета или другие органы без контроля, производства не заводятся. Сопроводительные письма к обращениям (приложение N 36) направляются за номером, состоящим из индекса структурного подразделения с добавлением буквы "р" и цифр текущего года. Например: 15/3р-2007, 7р-2007.

Следует также направить заявителю (для сведения, в качестве второго адресата) копию указанного сопроводительного письма. При необходимости заявитель может быть уведомлен о направлении его обращения для рассмотрения по принадлежности отдельным письмом.

Согласно п.2.6.6 Приказа №107 заказными письмами или бандеролями пересылаются организационно-распорядительные и другие документы за подписью руководства прокуратуры, выписки из приказов по личному составу, штатные расписания, финансовые документы, переписка по поручениям органов государственной власти, исковые заявления (или их копии) в арбитражный суд и прилагаемые к ним документы, письма с приложениями, корреспонденция, адресуемая за границу.

Согласно п.2.6.8 Приказа №107 заказные письма, бандероли и посылки сдаются на почту по описи, в которой указываются номера документов, дата отправки, адреса и вид отправления. Опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в отделе прохождения корреспонденции для справок, а возвращенный с почты передается в бухгалтерию с денежным отчетом.

Остальные документы учитываются в книгах, в которых указываются номер переписки и дата отправки. Если номер является обезличенным (8р-2007, 12р-2007), рядом с ним в скобках пишутся фамилия и инициалы адресата - 9р-2007 (Киселев И.К.) или название организации - 15р-2007 (Тамбовское УВД).

Указанные положения свидетельствуют, что письмо для сведения направлено заявителю простым письмом обоснованно.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

ООО «Вираж-строй Регион» не обращался в прокуратуру Новосибирской области с заявлением от 28.04.2011 и соответственно не вправе требовать ответа на данное обращение.

Кроме того, заявители оспаривают бездействие прокуратуры Новосибирской области по осуществлению надзора и контроля за нижестоящими прокуратурами (прокуратурой города Новосибирска и прокуратурой Дзержинского района города Новосибирска), которые с 16.04.2010 по 04.03.2011 года, не предпринимали действия для отмены незаконного и необоснованного постановление от 16.04.2010.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Согласно ст.18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

Исходя из раздела III указанного закона прокурорский надзор осуществляется в форме надзора за исполнением законов; надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание.

Исходя из вышеуказанных норм следует, что прокуроры субъектов Российской Федерации руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации и при этом законодательством не предусмотрена обязанность прокуроров субъектов Российской Федерации в текущем порядке осуществлять ежедневный контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур и отслеживать законность каждого принимаемого решения и действия.

Согласно ст.29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Согласно ст.30 указанного закона полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно ст.2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.( п.1)

Отношения, установленные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, не являются предметом защиты в гражданском судопроизводстве.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Председатель Фонда «Мы против коррупции» Сорокин В.Б. не предоставил каких-либо доказательств и документов, предоставляющих ему право обращаться в защиту иных лиц. В Уставе Регионального общественного Фонда «Мы против коррупции» таких полномочий не содержится.(л.д.26-35)

В связи с чем, председатель Фонда «Мы против коррупции» Сорокин В.Б. не вправе обращаться с требованием об оспаривании бездействия прокураты в ненадлежащем осуществлении надзора за деятельностью нижестоящих прокуратур.

В связи с чем, оснований для удовлетворения требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Председателя Фонда «Мы против коррупции» Координатора отделения ЛДПР по Заельцовскому району Сорокина В.Б., ООО «Вираж-строй Регион» о признании незаконными и не обоснованными бездействия сотрудников Прокуратуры Новосибирской области, выразившиеся в:

не рассмотрении обращения Председателя Фонда «Мы против коррупции», Координатора по Заельцовскому району отделения ЛДПР Сорокина В.Б. о бездействии сотрудников прокуратуры Дзержинского района города Новосибирска;

не исполнении надзора и контроля за нижестоящими прокуратурами (за прокуратурой города Новосибирска и прокуратурой Дзержинского района города Новосибирска), которые с 16.04.2010 по 04.03.2011 года, не предпринимали действий для отмены незаконного и необоснованного постановления от 16.04.2010г. – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья Пиотровская Ю.Е.