Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска 630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89 Гражданское дело №2-5439/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «22» декабря 2011г. г. Новосибирск Центральный районный суд г. Новосибирска в составе: Председательствующего судьи Чистовой О.В. при секретаре Ермалович Н.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатовой Ирины Александровны к Мэрии г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения вне очереди, установил: Филатова И.А. обратилась в суд с иском к Мэрии г.Новосибирска об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, расположенное в городе Новосибирске, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное отвечающее санитарным и техническим требованиям (л.д. 3-4) т.к. является сиротой, полагает что на основании ФЗ №159 имеет право на получение жилья вне очереди. Судом было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Департамент образования Новосибирской области (л.д. 1). 16 ноября 2011г. судом вынесено определение об исключении из числа третьих лиц Департамент образования Новосибирской области и привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Министерство социального развития Новосибирской области и Правительство Новосибирской области (л.д. 30). В обоснование иска указала, что является сиротой. С 1967 года по 1975 год Филатова И.А. являлась воспитанником вспомогательной школы – интернат №181 (реорганизована в специальный детский дом №6) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 01.10.1985г. по 1986г. обучалась в Профессиональном техническом училище №43, получила аттестат по специальности маляр. С 1986 года по настоящее время не имеет определенного места жительства, сейчас живет у своей знакомой по адресу: г. Новосибирск, переулок 8-ой Бронный, дом №17. В 2011 году истец обращалась в администрацию Кировского района г. Новосибирска с заявлением о постановки её на учет, как гражданки, относящейся к категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и просила предоставить жилье. Однако, на учет её не поставили. До 2011 года Филатова И.А. не обращалась с заявлением о постановке её на учет как гражданина, относящегося к категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и о предоставлении жилья в силу своей юридической безграмотности, материального положения и болезни. В судебном заседании истец Филатова И.А. - на иске настаивала, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. В судебное заседание явились: представитель ответчика Мэрии города Новосибирска, в лице Колесниковой В.А. действующей на основании доверенности от 29.12.2010г. за №01-23-2999, сроком до 31.12.2011г. (л.д.26), просила отказать в удовлетворении исковых требований, предоставила письменный отзыв (л.д. 27-28); представитель третьего лица Министерство социального развития Новосибирской области, в лице Лебедевой Е.А., действующей на основании доверенности от 03.09.2009г. за №198, сроком по 31.12.2011г. (л.д.35), которая пояснила, что поскольку Филатова И.А. не стоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также её возраст превышает 23 года, то просит исковые требования не удовлетворять, предоставила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 41-42); представитель третьего лица Правительства Новосибирской области, в лице Осипова В.В., действующего на основании доверенности от 27 сентября 2010г. за №47, сроком на три года (л.д.36), который пояснил, что истец не относится к лицам, относящимся к детям-сиротам, и соответственно не имеет законных оснований для получения жилья во внеочередном порядке, в иске просит отказать в полном объеме, предоставил письменный отзыв (л.д. 37-40). Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства. При этом абзацем 2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно п.4 ст.1 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» от 09.12.2005г. (в редакции от 07.12.2009г.) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). В судебном заседании было установлено, что согласно справки (л.д.6) Филатова Ирина Александровна, 22.06.1959 года рождения являлась воспитанником вспомогательной школы-интернат №181 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в настоящее время реорганизован в специальный (коррекционный) детский дом №6) с 1967 г. по 1975г. и находилась на полном государственном обеспечении. Выбыла в ПТУ №43 г.Новосибирска где обучалась с 01.10.1985г. по апрель 1986г., что подтверждается аттестатом №1539 (л.д.7). С 1986г. работала маляром и жила у знакомых и подруг в общежитиях, в настоящее время работает в «Лекон» около года. Согласно к/копии паспорта Филатова И.А. была зарегистрирована по адресу: г. Новосибирск, ул. С.Гвардейцев, 64 в общежитие с 02.07.1993г. и снята с регистрационного учета 27.12.2007г. (л.д.43). Согласно свидетельства №116 Филатова И.А. в настоящее время временно зарегистрирована по адресу: г. Новосибирск, ул. 8 Броннный Пер., д.17 на срок с 20.01.2011г. по 20.01.2012г. (л.д.44). 17.04.2006г. расторгнут брак между Филатовым В.Н. и Филатовой И.А. (л.д.8). Как установлено в судебном заседании из пояснений истца в Администрацию района с заявлением о постановке на очередь на получение жилья как ребёнка сироту в возрасте с 18 до 23 лет истец не обращалась. Данное обстоятельство также подтверждается пояснениями и отзывами всех ответчиков и ответом Администрации Кировского района г. Новосибирска от 27.10.2011г. (л.д.13), из которого видно, что Филатова И.А. в Администрации района на учёте нуждающихся в жилых помещениях как бывший воспитанник детского дома, как сирота не состоит, по данному вопросу истец в Администрацию района не обращалась. Судом установлено, что истец в возрасте 51 года обращалась в Администрацию Кировского района 15.04.2011г. с заявлением о постановки её на учет, как гражданки, относящейся к категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и просила предоставить жилье (л.д.15-16). До 2011г. не обращалась по данному вопросу в Администрацию района. Согласно письма от 20.04.2011г. за №Ф-667 главы администрации Кировского района города Новосибирска (л.д. 9), Филатову И.А. на очередь не поставили, поскольку в настоящее время ей 51 год, и соответственно она уже не относится к категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющих право постановки на очередь на получение жилья как ребёнка сироту в возрасте с 18 до 23 лет. С учётом вышеизложенного в удовлетворении требований истца необходимо отказать по следующим основаниям: 1.В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте с 18 до 23 лет, т.к. в возрасте с 18-23 лет истец в Администрацию района с заявлением о постановке на очередь на предоставление жилья как ребёнку сироте не обращался, что подтверждается материалами дела и не оспаривает истец. Таким образом, к категории детей сирот истец не относится в силу превышения возраста 23 лет, т.к. на дату подачи иска истцу было 52 года. 2. Довод истца о том, что она имеет право встать на очередь на получение жилья как ребёнок сирота и после 23 лет не основан на нормах действующего законодательства. 3. В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также п.4 постановления Администрации НСО «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья в НСО» от 14.05.2007г. №50-па обязанности по ведению учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также по предоставлению им жилых помещений возложены на органы местного самоуправления. Обязанность Правительства Новосибирской области как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, по ведению учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по предоставлению им жилья жилищным кодексом РФ не предусмотрена. Кроме того у Правительства Новосибирской области нет собственного жилого фонда, т.к. на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» весь жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов исполнительной власти субъектов РФ был отнесён к муниципальной собственности. Весь жилой фонд в Новосибирской области был передан в муниципальную собственность. В соответствии с Преамбулой закона Новосибирской области от 09.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями» - настоящий Закон наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями. Согласно ч.1 ст. 1 указанного закона - в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 4. Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной защиты, нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 квадратных метров общей площади на человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному району, городскому округу НСО. Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам городским и городским округам Новосибирской области устанавливается ежеквартально Губернатором Новосибирской области. В соответствии с законом Новосибирской области «Об областном бюджете НСО на 2011г.» были предусмотрены субвенции местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию г.Новосибирск. Третье лицо Правительство Новосибирской области в соответствии с названным законом не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций. В соответствии с п. 8 и 16 Положения о министерстве образования, науки, инновационной политики Новосибирской области, утверждённого постановлением Губернатора Новосибирской области от 26.05.2010г. №162 Министерство образования … обеспечивает жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, не имеющих закреплённых жилых помещений, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на неё функций. Главным распорядителем денежных средств в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот определено Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области» - Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Законом Новосибирской области от 09.12.2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления НСО отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма» названное полномочие передано мэрии г.Новосибирска. Закон введён в действие Законом НСО «Об областном бюджете НСО на 2010г.» о т 7.12.2009г. 3427-ОЗ. Денежные средства на исполнение передаваемых полномочий предусмотрены местным бюджетам муниципальных районов и городских округов в виде субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе расходов бюджета НСО. С учётом вышеизложенного истец не имеет права на обеспечение его жилой площадью во внеочередном порядке в соответствии с п.2 ст. 37 ЖК РФ т.к. в возрасте с 18- до 23 лет с заявлением о предоставлении жилья как ребёнку-сироте в Администрацию района не обращалась, на учёте нуждающихся в улучшении жилищный условий как ребёнок сирота не состоит на дату подачи иска и в суд обратилась в возрасте 52 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Филатовой Ирины Александровны к мэрии г. Новосибирска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, расположенного в г.Новосибирске, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям – отказать. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд путем подачи жалобы через Центральный районный суд города Новосибирска в течение 10 дней. Судья Чистова О.В. Мотивированное решение изготовлено 22.12.2011г.