Дело № 2-4703/2011



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

4703

/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21

декабря

2011 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Туля О.Е.,

заявителя

Лямкина В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лямкина В. В. к Министерству социального развития Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Лямкин В.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области и просил признать действия Министра социального развития Новосибирской области незаконными и обязать выполнить требования Федерального закона Российской Федерации № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г. и пункт 42 приказа № 1012н от 23 декабря 2009 г., возместить причитающееся денежное содержание ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 26332 рубля 02 копейки, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 26332 рубля 02 копейки.

В ходе судебного разбирательства Лямкин В.В. пояснил, что фактически оспаривает отказ в назначении пособия Отдела пособий и социальных выплат Октябрьского района города Новосибирска от 23 декабря 2010 г., ответ Заместителя министра социального развития от 18 февраля 2011 года, ответ Министра социального развития Новосибирской области от 11 апреля 2010 г.

В обоснование своих требований Лямкин В.В. указал, что имеет пятерых детей, в том числе малолетних Лямкина Мирона, 23 августа 2009 года рождения и Лямкину Анисью 19 ноября 2010 года рождения. В период с 27 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года пособие по уходу за несовершеннолетним Мироном получала его супруга Дорошева Г.А., а с 24 сентября 2010 г. его супруга находится в отпуске по беременности и родам. В декабре 2010 года он подал заявление в отдел пособий и социальных выплат Октябрьского района г. Новосибирска о выплате ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку фактически он осуществлял уход за малолетним ребенком – Лямкиным Мироном, является безработным и не получает пособие по безработице. Письмом от 23 декабря 2010 г. ему было отказано. Данный отказ он обжаловал в вышестоящую организацию, однако 18 февраля 2011 г. ответом заместителя министра министерства социального развития Новосибирской области ему вновь было отказано. 11 апреля 2011 г. в своем ответе министр Пыхтин С.И. вновь указал, что заявитель не обладает правом на получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Лямкин В.В. полагает, что данный ответ необоснован, поскольку на основании действующего законодательства он имеет право на назначение и получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Полагает, что действиями должностных лиц ему был причинен моральный вред, который он оценивает в 26332 рубля 02 копейки, поскольку длительная переписка и игнорирование норм закона вызвало у него нравственные муки, стыд за действия должностных лиц, было нарушено его право, предоставленное Конституцией Российской Федерации. Также моральный вред заключается в том, что из-за отсутствия денег, которые он мог получить, его дети и он сам, лишились каких-то вещей, медицинского обслуживания.

Лямкин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Министерство социального развития Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, было извещено надлежащим образом, ранее представитель просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.22-24), направила письменные отзывы на иск (л.д. 32-34, 46-48), при этом указала, на пропуск истцом срока на обращение в суд.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Лямкин В.В. зарегистрирован в качестве безработного с 01 декабря 2010 г. (л.д. 12), в период с 01 июля 2007 года по 16 декабря 2010 г. пособие по безработице не получал.

28 января 2009 года Лямкин В.В. заключил брак с Дорошевой Г.А., о чем составлена актовая запись о заключении брака № 60 от 28 января 2009 года, и выдано свидетельство о заключении брака I-ET № 762801 (л.д.63).

Лямкин Мирон Владимирович родился 23 августа 2009 года (свидетельство о рождении II-ET № 571239) (л.д.64), Лямкина Анисья Владимировна родилась 19 ноября 2010 года (свидетельство о рождении II-ET № 631476) (л.д.65). Родителями малолетних детей являются Лямкин Владимир Владимирович и Дорошева Галина Анатольевна.

Как указывает истец, Дорошева Г.А. с 29 декабря 2007 года работает в ООО Центральное агентство недвижимости -9» в должности риэлтора (л.д.11).

В период с 27 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года Дорошева Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком – Лямкиным Мироном (л.д.11), пособие выплачено за этот же период. С 24 сентября 2010 года по 10 февраля 2011 года Дорошева Г.А. находилась в отпуске по беременности и родам (л.д.38-41).

В декабре 2010 года Лямкин В.В. обратился в отдел пособий и социальных выплат Октябрьского района г. Новосибирска с требованием о назначении пособий по уходу за ребенком до полутора лет. В обоснование отказа было указано, что получателем пособия по уходу за ребенком Лямкиным Мироном до полутора лет являлась его мать Дорошева Г.А. В связи с рождением ребенка и наступлением отпуска по беременности и родам Дорошева Г.А. осуществила свое право выбора в пользу пособия по беременности и родам (л.д.6-7).

Не согласившись с отказом Лямкин В.В. обратился в с заявлением в Министерство социального развития Новосибирской области. Ответом № 01-83300 от 18 февраля 2011 г. заместителя министра Р.В. Ануфриевой, Лямкину В.В. вновь было разъяснено об отсутствии у него права на назначение пособие по уходу за ребенком до полутора лет, поскольку его супруга Дорошева Г.А. осуществила свое право выбора из двух видов пособия (л.д.8-9).

Как указывает Лямкин В.В., не согласившись с данным ответом, а также с тем, что он был дан заместителем министра, а не самим министром, он обратился в прокуратуру.

Ответом № 0164400 от 11 апреля 2011 г. Министра социального развития Новосибирской области Пыхтина С.И. Лямкину В.В. вновь указано на отсутствие у него права на назначение данного вида пособия (л.д.10).

Оценивая правомерность действий министерства социального развития Новосибирской области, суд приходит к выводу об обоснованности отказа Лямкину В.В. в назначении пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция Российской Федерации тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Государство, исполняя указанную конституционную обязанность, гарантирует предоставление этим гражданам государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

В этих целях Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая включает в себя, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком, право на получение которого неразрывно связано с фактическим осуществлением ухода за малолетним ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию; матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию; матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком); другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Как было установлено, Дорошева Г.А., на момент рождения Лямкиной Анисьи и возникновения права на отпуск по беременности и родам, находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет – Лямкиным Мироном, получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

В соответствии с предоставленным ей законом выбором, она осуществила свое право и выбрала пособие по беременности и родам (л.д.43-44). Указанные обстоятельства не оспаривались истцом, а также их подтвердила и допрошенная в качестве свидетеля Дорошева Г.А. При этом указала, что ей было предоставлено право выбора из двух видов пособий, и она его сама осуществила.

В период с 27 ноября 2009 года по 23 сентября 2010 года Дорошева Г.А. находилась в отпуске по уходу за Лямкиным Мироном, а с 24 сентября 2010 г. находилась в отпуске по беременности и родам (л.д.38-41).

Порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, предусмотрен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 1012н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий, гражданам, имеющим детей».

Пункт 39 указанного приказа предусматривает категорию граждан, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Лицам, указанным в подпунктах "в" - "е" пункта 39 указанного Порядка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице (пункт 40 приказа № 1012н).

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в пункте 39 настоящего Порядка.

В случае, когда мать ребенка, получающая ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может осуществлять уход за ребенком в связи со своей болезнью, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком в этот период. В данном случае право на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком может переходить от одного члена семьи к другому в зависимости от того, кто из них фактически осуществляет уход за ребенком.

Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком отцу ребенка, дедушке, бабушке или другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком в период болезни матери, осуществляется по правилам, установленным настоящим Порядком.

Для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком на период, когда мать ребенка фактически не осуществляет уход за ребенком в связи со своей болезнью, по месту назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком должно быть представлено заявление матери о прекращении выплаты пособия, а в случае, если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, также заявление о том, что она прерывает отпуск по уходу за ребенком.

Если по состоянию здоровья или по другим причинам мать ребенка не может представить указанное заявление лично, оно может быть принято от другого члена семьи при представлении им документа, удостоверяющего личность и родство.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанными лицами представляются документы, предусмотренные пунктом 54 настоящего Порядка, а также справка с места работы (учебы, службы) матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособие по уходу за ребенком, а в случае, если мать ребенка относится к категории лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери, о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если на момент обращения за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанная справка отсутствует, до ее представления она может быть заменена копией заявления матери, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, заверенной по месту его подачи (по месту работы, учебы, службы матери или в органе социальной защиты населения).

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий ( пункты 41,42,44 указанного приказа).

Как указал Лямкин В.В. в судебном заседании, его супруга в связи с беременностью и родами не имела возможности осуществлять полноценный уход за малолетним Мироном до достижения им полутора лет, в связи с этим помогать супруге осуществлять фактический уход за ребенком был вынужден он.

Однако, как усматривается из материалов дела, в родильном доме № 7 Дорошева Г.А. находилась в период с 18 ноября 2010 года по 29 ноября 2010 г. (л.д.62). В судебном заседании Дорошева Г.А. пояснила, что находилась в стационаре в связи с родами 10 дней, ранее отказалась от госпитализации и находилась дома. Ее супруг помогал ей осуществлять уход за малолетним Мирном.

Суд не может принять доводы Лямкина В.В. о том, что беременность и роды его супруги, его помощь при уходе за малолетним ребенком являются достаточным основанием для назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Так, Лямкиным В.В. не представлено доказательств того, в связи с болезнью его супруга Дорошева Г.А. в период с 24 сентября 2010 года по 18 ноября 2010 года не имела возможности фактически осуществлять уход за ребенком –Лямкиным Мироном, не представлено и доказательств того, что беременность препятствовала фактическому осуществлению ухода за ребенком, доказательств того, что в период фактического осуществления ухода за ребенком с 18 ноября 2010 года по 29 ноября 2010 года, Лямкин В.В. либо его супруга обращались в отдел социальных пособий, либо по месту работы супруги с соответствующим заявлением о замене отпуска по уходу за ребенком с матери на отца, не представлено и доказательств прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком. Кроме того, еще в сентябре 2010 г. Дорошева Г.А. осуществила выбор между двумя видами пособий, в пользу пособия по беременности и родам. Выплата же двух видов пособий обоим родителям законодателем не предусмотрена.

В соответствии со статьей 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами ( статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено и Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), закрепившей, кроме того, принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства и устанавливающей, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого являются предметом их основной заботы, и что государства - участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в ней прав ребенка оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и созданию соответствующих материальных условий для их развития, в том числе через систему социального обеспечения и социального страхования (статьи 18, 26 и 27)

Таким образом, уход за ребенком и осуществление помощи при уходе за малолетним Лямкиным Мироном является не правом, а обязанностью Лямкина В.В. При этом мать ребенка реализовала право на социальную поддержку государства гражданам, имеющим детей, и получает соответствующее пособие.

При конкретизации гарантий прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, включая социальное обеспечение, матерей, осуществляющих уход за малолетними детьми, в том числе непосредственно после их рождения, условий и порядка предоставления соответствующих денежных выплат и их размеров.

Отпуск по беременности и родам в силу естественных причин предоставляется только женщинам в период, непосредственно предшествующий и непосредственно следующий за рождением ребенка (часть первая статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации). Отпуск же по уходу за ребенком, предоставляемый до достижения им возраста трех лет, может быть использован полностью или по частям как матерью ребенка, так и его отцом, а равно бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (части первая и вторая статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации).

Такое регулирование дает членам семьи, в которой появился ребенок, возможность определять по своему усмотрению, кто из них реально воспользуется правом на отпуск по уходу за ребенком, что направлено на обеспечение заботы о детях, их воспитания с учетом интересов семьи.

При осуществлении правового регулирования отношений по предоставлению и использованию указанных отпусков законодатель исходил в первую очередь из их целевого назначения. В этом смысле отпуск по беременности и родам предоставляется женщине, прежде всего, с целью обеспечения охраны ее здоровья в период беременности, его восстановления после родов, а значит, создания тем самым благоприятных социальных условий для рождения детей и улучшения демографической ситуации в стране. Отпуск же по уходу за ребенком имеет целью обеспечение заботы о малолетнем ребенке посредством фактического ухода за ним.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, вправе получать со дня рождения ребенка либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). При этом, поскольку одновременное предоставление матери отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком исключается, на основании ее заявления производится замена послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком (пункт 52 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н).

Такое регулирование, предоставляющее матерям в послеродовой период право выбора наиболее выгодного для них вида обеспечения по обязательному социальному страхованию, направлено на защиту интересов этой категории получателей пособий по обязательному социальному страхованию.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется только одному из указанных лиц. Следовательно, наступление такого случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, не предполагает возможность одновременного предоставления обеспечения в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком нескольким членам семьи, фактически осуществляющим уход за ним. Целевое назначение отпусков, связанных с рождением и воспитанием детей, не предполагает возможности выплаты отцу детей, другому родственнику или опекуну, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, ежемесячного пособия по уходу за ребенком одновременно с выплатой пособия по беременности и родам матери ребенка, пребывающей в послеродовом отпуске и также фактически ухаживающей за новорожденным ребенком.

Наличие у матери малолетних детей, один из которых новорожденный, временная нетрудоспособность, связанная с беременностью, не являются основанием исключающим возможность ухода матери за своим малолетним ребенком, не достигшим возраста полутора лет.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у Лямкина В.В. права на назначение и выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет и обоснованности отказа Отдела пособий и социальных выплат Октябрьского района г. Новосибирска от 23 декабря 2010 г. в назначении пособия, ответа Заместителя министра социального развития Новосибирской области от 18 февраля 2011 года и Министра социального развития Новосибирской области от 11 апреля 2011 г., и требования Лямкина В.В. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Что касается пропуска Лямкиным В.В. срока исковой давности то суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Статьей 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Как было установлено, Лямкин В.В. оспаривает ответ Министра социального развития от 11 апреля 2011 года. В судебном заседании Лямкин В.В. пояснил, что ответ получил после 12 апреля 2011 года, обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением об оспаривании действий Министра Пыхтина С.И. 27 июня 2011 года ( л.д.56), однако исковое заявление было ему возвращено 05 июля 2011 года и получено 09 июля 2011 года (л.д.54, 55, 51). Повторно он обратился в Октябрьский районный суд 13 июля 2011 года с аналогичным заявлением, устранив ранее допущенные недостатки. Однако, 18 июля 2011 года заявление ему вновь было возвращено, с указанием на подсудность его суду Центрального района г. Новосибирска (л.д.53).

Таким образом, срок на оспаривание ответа Министра социального развития Новосибирской области от 11 апреля 2011 года Лямкиным В.В. не был пропущен.

Однако, согласно пункту 1 Положения о министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области № 203 от 13 июля 2010 г. «О министерстве социального развития Новосибирской области» последнее, являясь исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляет государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области и не наделано полномочиями по назначению, перерасчету и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также не принимает решения об отказе в назначении, перерасчете и выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат.

Указанными полномочиями, в соответствии с типовым Положением о территориальном органе министерства социального развития Новосибирской области - отделе пособий и социальных выплат, утвержденным постановлением администрации Новосибирской области от 27 декабря 2007 года наделены отделы пособий и социальных выплат соответствующего района.

Ответ же, Министром социального развития Новосибирской области от 11 апреля 2011 года был дан Лямкину В.В. в рамках своих полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Далее, гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд (статья 4 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Как указал Лямкин В.В. в своих пояснениях, уже получив ответ Отдела пособий и социальных выплат Октябрьского района г. Новосибирска от 23 декабря 2010 г., он пришел к выводу о нарушении его прав и законных интересов и воспользовавшись своим выбором, обжаловал данный отказ в назначении пособия в вышестоящую организацию. Получив ответ от Заместителя Министра социального развития от 18 февраля 2011 года понял, что его права нарушены и обратился в прокуратуру, поскольку данный ответ его не удовлетворил.

Таким образом, Лямкин В.В. имел право на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа в назначении пособия в срок до 23 марта 2011 года, и имел возможность оспорить ответ Заместителя министра социального развития Новосибирской области в срок до 18 мая 2011 года.

Как пояснил заявитель, впервые с заявлением об оспаривании действий Министра социального развития Новосибирской области и его заместителя он обратился в Октябрьский районный суд г. Новосибирска 27 июня 2011 года (л.д.56), то есть по истечении трех месяцев с момента получения ответа Заместителя министра социального развития Новосибирской области от 18 февраля 2011 года и отказа Отдела пособий и социальных выплат в назначении пособия по уходу за ребенком до полутора дел от 23 декабря 2010 года.

При этом, не является уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд то обстоятельство, что Лямкин В.В. оспаривал все ответы в вышестоящую организацию, его не устраивал сам ответ и полномочия должностного лица – заместитель министра социального развития Новосибирской области, поскольку данные обстоятельства не препятствовали обращению в суд в течение установленного законом срока.

Иных доводов об уважительности причин пропуска срока исковой давности Лямкиным В.В. не заявлено.

Что касается требований о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет сумме 26332 рубля 02 копейки, взыскании компенсации морального вреда, то они также не подлежат удовлетворению, поскольку производны от первоначального, в удовлетворении которого отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска Лямкину В. В. к Министерству социального развития Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Судья И.В.Зинина

Мотивированное решение суда изготовлено 11 января 2012 г.