РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 Решение Именем Российской Федерации 06 декабря 2011г. Центральный районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи при секретаре судебного заседания с участием заявителя представителей заинтересованных лиц Дело № 2-3169/2011 Галиной В.А., Галкиной Е.В., Нефедева Г.Н., Иванушкиной И.Г., Поповой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нефедева Г.Н. набездействие органа местного самоуправления, у с т а н о в и л: Нефедев Г.Н. обратился в суд с указанной жалобой, с учетом изменения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ просит суд признать неправомерными действия (бездействие) Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска в затягивании ответа на заявление от 16.12.2010; обязать Департаментземельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска сформировать земельный участок площадью 8194 кв.м с кадастровым номером 54:35:064169:9, расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. 00. В ходе рассмотрения дела определением суда от 16.08.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска и Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Новосибирской области (л.д.26). В судебном заседании Нефедев Г.Н. требования поддержал, дал объяснения по доводам заявления. Представитель Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, мэрии города Новосибирска по доверенности Иванушкина И.Г., представитель Управления Росреестра по Новосибирской области по доверенности Попова С.Н. полагали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзывах (л.д.28-29, 53-54). ФБУ «Кадастровая палата» по Новосибирской области извещено о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть оспорены в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданами, организацией, считающими, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 того же Кодекса). Для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие нарушения требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятых решений, хотя бы по одному из оснований. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. Судебным разбирательством установлено, что Нефедеву Г.Н. на праве собственности принадлежит 4/5 доли в праве общей долевой собственности на нежилые помещения площадью 203,1кв.м, расположенные в доме 0 по ул. 00 в г.Новосибирске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 54-АВ №512982. Указанный объект права имеет кадастровый (условный) номер 54:35:064169:0009:01:116 (л.д.5). Земельный участок, на котором расположен принятый в эксплуатацию жилой многоквартирный дом с нежилыми помещениями, отнесен к категории земель населенных пунктов, сформирован для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта и подземной автостоянкой, поставлен на кадастровый учет 30.01.2004 с присвоением кадастрового номера 54:35:064169:9, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 03.02.2004 (л.д.71). Местоположение земельного участка установлено по адресу: г.Новосибирск, ул. 00. Границы земельного участка утверждены постановлением мэра г.Новосибирска от 21.08.2001 №2184 «О предоставлении ООО «Комбинат питания» в аренду дополнительного земельного участка и разрешения строительства жилого дома с объектами соцкультбыта и подземной автостоянкой по ул.00 в Ленинском районе» (л.д.58). Помимо жилого дома в границах указанного земельного участка расположено принятое в эксплуатацию здание (подземная автостоянка) с кадастровым номером 53:35:064169:09:02. Поскольку заявитель является собственником доли вправе общей долевой собственности на нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме по ул. 00 в г.Новосибирске, Нефедев Г.Н. считает, что он вправе владеть и пользоваться земельным участком, в границах которого расположено недвижимое имущество. В целях оформления права собственности в праве общей долевой собственности на земельный участок соразмерно площади помещения, НефедевГ.Н. обратился в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии поНовосибирской области. 01.11.2010 Управлением Росреестра по Новосибирской области государственная регистрация права собственности Нефедева Г.Н. в праве общей долевой собственности на земельный участок пропорционально площади помещения, принадлежащего заявителю, приостановлена. Основанием для приостановления государственной регистрации послужило отсутствие сведений о формировании земельного участка с кадастровым номером 54:35:064169:9 как общего имущества для эксплуатации многоквартирного жилого дома (л.д.6). Для устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, 16.12.2010 заявитель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска с заявлением об изменении вида разрешенного использования на земельный участок площадью 8194 кв.м, с кадастровым номером 54:35:064169:9 (л.д.8). Как пояснил заявитель, в нарушение п.3 статьи 5 Федерального закона «Опорядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменного ответа ему не дано, что послужило основанием для обращения в суд. Кроме того, Нефедев Г.Н. указывает, что Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска в ответах на его дальнейшие обращения предоставлялись взаимоисключающие сведения о прохождении кадастрового учета и формировании земельного участка. Руководствуясь отсутствием сведений о формировании земельного участка в Управлении Росреестра по Новосибирской области и незаконностью действий заинтересованного лица, заявитель считает, что причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, должны быть устранена путем обязания органа местного самоуправления сформировать земельный участок. В соответствии с ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "Опорядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Заявление нефедева Г.Н. поступило в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска 16.12.2010, следовательно, срок ответа на данное обращение истек 16.01.2011. Судебным разбирательством установлено, что письменное обращение Нефедева Г.Н. в установленный федеральным законом срок не рассмотрено, письменный ответ по существу дан заявителю лишь 12.04.2011. Фактнарушения установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока рассмотрения письменного обращения гражданина представителем заинтересованного лица не оспорен. При таких обстоятельствах бездействие Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, выразившееся в несвоевременном ответе Нефедову Г.Н., является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя. В связи с этим требование заявителя в указанной части подлежит удовлетворению. При этом требования Нефедева Г.Н. об обязании Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска сформировать земельный участок удовлетворению не подлежат, при этом суд исходит из следующего. На основании статьи 11 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления. Формирование, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска (за исключением жилищного фонда, водных объектов, лесных участков, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, расположенными на территории города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту - муниципальное имущество) являются задачами Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, структурного подразделения (отраслевого органа) мэрииг.Новосибирска, согласно Положению, утвержденному решением Совета депутатов г.Новосибирска от 09.10.2007 № 708 (в редакции от 24.11.2010). Основными функциями Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, в том числе, являются: формирование и ведение реестра муниципального имущества города Новосибирска (пункт3.7Положения); разработка проектов решений Совета депутатов города Новосибирска, правовых актов мэрии по вопросам предоставления земельных участков, утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, образования земельных участков, резервирования земель, изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и иным вопросам, входящим в компетенцию департамента (пункт 3.22 Положения); организация проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных на территории города Новосибирска; обеспечение постановки земельных участков, расположенных на территории города Новосибирска, на государственный кадастровый учет (пункт 3.25 Положения). Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ формирование земельного участка под многоквартирным домом включает: 1) подготовку и утверждение планировки территории и проекта межевания территории; 2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровых работ и осуществление государственного учета земельного участка. При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявлений любого лица (статьи 1,3,14 Закона № 221-ФЗ). Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). 16.12.2010 Нефедев Г.Н. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска с заявлением, содержащим просьбу изменить вид разрешенного использования «для строительства жилого дома с объектами соцкультбыта и подземной автостоянкой» спорного земельного участка. Письмом от 12.04.2011 органом местного самоуправления Нефедеву Г.Н. сообщено о том, что 16.12.2010 мэрией г.Новосибирска подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части разрешенного использования и местоположения земельного участка в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Новосибирской области. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 54:35:064169:9 имеет вид разрешенного использования «многоквартирные средне- и многоэтажные жилые дома (секционного, галерейного, коридорного типов), в том числе со встроенными или встроено-пристроенными: помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками, автостоянками» и адресный ориентир: г.Новосибирск, ул. 00. В связи с несвоевременным ответом на обращение от 16.12.2010, Нефедевым Г.Н. заявлены требования о признании неправомерным бездействия Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска. В силу ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как указано в п.28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. С учетом изложенного, принимая во внимание, что ответ на обращение Нефедева Г.Н. от 16.12.2010 дан Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска 12.04.2011, просьба заявителя об изменении целевого использования земельного участка удовлетворена, суд не находит оснований для обязания органа местного самоуправления повторно рассмотреть данное обращение. Требование Нефедева Г.Н. обязать Департаментземельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска сформировать земельный участок площадью 8194 кв.м с кадастровым номером 54:35:064169:9, расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. 00, удовлетворению не подлежит, поскольку бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в нарушении срока для ответа на обращение Нефедева Г.Н., не связано и не нарушает его прав и законных интересов в части реализации прав собственника на оформление доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в установленном законом порядке. А право Нефедева Г.Н. на своевременное получение ответа на обращение не может быть восстановлено указанным заявителем способом. Более того, упомянутый в заявлении земельный участок уже сформирован, что подтверждается данными кадастрового учета. Что касается довода заявителя о наличии противоречивых сведений о формировании земельного участка, содержащихся в письменных сообщениях (ответах) органа местного самоуправления, то суд полагает, что заявитель ошибочно отождествляет имевшие место сведения о проведенной процедуре по формированию земельного участка в целях строительства с процедурой оформления земельного участка как общего имущества для эксплуатации многоквартирного дома, проводимой по инициативе собственника. При этом заявитель Нефедев Г.Н., являясь собственником нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г.Новосибирск, ул. 00, не лишен возможности обратиться с заявлением о формировании земельного участка под упомянутым многоквартирным домом по правилам земельного и градостроительного законодательства с целью получения такого участка в общую долевую собственность. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: Заявленные требования Нефедева Г.Н. – удовлетворить частично. Признать бездействие Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, выразившееся в несвоевременном ответе на заявление Нефедева Г.Н. от 16.12.2010, незаконным. В остальной части заявленных требований – отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение. Судья В.А.Галина