Дело № 2-3964/11 Поступило в суд: 23 июня 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года г. Новосибирск Центральный районный суд г. Новосибирска в составе: председательствующего судьи Е.А. Певиной При секретаре В.С. Байрамовой Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Синюкова Михаила Геннадьевича об оспаривании решений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, Главы Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области Установил: Синюков МГ обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 01 июня 2011 года о не рассмотрении заявления о включении в границы села Морозово Морозовского сельсовета Искитимского района земельного участка площадью 37000 кв.метров для строительства индивидуального жилого дома, указав в заявлении, что он является собственником земельного участка общей площадью 37000 кв.м. с кадастровым номером 54:07:057401:0035, находящегося примерно в 16660 м по направлению на восток от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Новосибирска, р.н- Искитимский, с. Морозово, пер.Медицинский дом, 1 квартира 2 из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Данный земельный участок примыкает к границам населенного пункта с. Морозово НСО. В планы заявителя входило строительство на земельном участке дома для личного проживания, для чего было необходимо изменить вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категорию земли на земли населенных пунктов и включить земельный участок в границы с. Морозово. В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Указанным Федеральным законом, является Федеральный закон РФ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства. Методическими рекомендациями по порядку действий органов местного самоуправления и департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков, утвержденными приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 13 ноября 2008 года № 118, установлен порядок подачи заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и конкретный порядок действий органов местного самоуправления и МС и ЖКХ НСО по рассмотрению такого заявления. Заявителем были соблюдены все требования указанных выше нормативных актов, однако, решением МС и ЖКХ НСО от 01 июня 2011 года Синюкову МГ было сообщено, что его обращение о включении в границы с. Морозово Морозовского сельсовета Искитимского района принадлежащего ему земельного участка рассмотрено. При этом сообщено, что пакет документов, представляемый в указанных целях администрацией муниципального образования в исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, и содержащий отрицательное заключение главы муниципального образования, не подлежит рассмотрению. Учитывая вышеизложенное, заявитель полагает, что ему было отказано в удовлетворении его заявления не обосновано, так как, статьей 4 Федерального закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрены случаи, когда перевод земельных участков не допускается. В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом МС и ЖКХ НСО отрицательное заключение о невозможности либо нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, но не является безусловным основанием к отказу. В ходе рассмотрения дела, заявителем было представлено уточненное заявление, согласно которому, заявитель просит суд признать незаконным решение МС и ЖКХ НСО от 01 июня 2011 года об отказе в рассмотрении заявления и обязать МС и ЖКХ НСО рассмотреть заявление и принять по нему решение в соответствии с законодательством. Признать незаконным заключение Главы Морозовского сельсовета от 21 января 2011 года № 18, отменить указанное решение и обязать Главу Морозовского сельсовета НСО Балашева ПИ предоставить в МС и ЖКХ НСО информацию о примыкании земельного участка к границам населенных пунктов с учетом сведений из Государственного кадастра объектов недвижимости, информацию о возможности включения земельного участка в границы с. Морозово в целях строительства индивидуального жилого дома в соответствии с требованиями по нормативам площади земельных участков для индивидуального жилищного строительства, принятых в муниципальном образовании, удовлетворительное заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта. Заявитель Синюков МГ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель заявителя Щвецова ЮА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы изложенные в заявлении поддержала, пояснила в соответствии с вышеизложенным, дополнила, что заключение Главы Морозовского сельсовета от 31 января 2011 года является незаконным, поскольку заинтересованным лицом не обоснован его довод, что на спорном земельном участке имеются постройки, подлежащие сносу, а также в чем будут заключаться дополнительные расходы бюджета Новосибирской области, вызванные включением земельного участка в черту населенного пункта с. Морозово. Полагает, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, поскольку указанное заключение Главой сельсовета либо МС и ЖКХ НСО в адрес заявителя не направлялось, с данным заключением заявитель был ознакомлен лишь в ходе судебного разбирательства после его представления суду. Представитель заинтересованного лица МС и ЖКХ НСО Леонтьева ОВ заявленные требования не признала, представила суду письменные возражения, так же дополнила, что Министерства отсутствовала реальная возможность для рассмотрения заявления Синюкова МГ по существу, поскольку пунктами 2.5 и 2.6. Методических рекомендаций определен порядок взаимодействия органа муниципального образования и Министерства, в частности предусмотрен перечень документов, который должен быть представлен органом муниципального образования. Со стороны Главы Морозовского сельсовета данные документы представлены не были. Письмом от 28.02.2011 года, а также устно, работниками Министерства указанные документы неоднократно запрашивались, но представлены не были. В силу действующего законодательства муниципальные образования самостоятельны и органы государственной власти не вправе вмешиваться в их деятельность, в связи с чем, в административно-властном порядке недостающие документы не могли быть истребованы Министерством. Кроме того, письмом ДИиЗО НСО от 23 мая 2011 года выразило свое мнение о том, что при отрицательном заключении главы муниципального образования заявление Синюкова МГ не подлежит рассмотрению. Таким образом, учитывая заключение Морозовского сельсовета о нецелесообразности и об отказе во включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования земельного участка; поступление документов, не соответствующих перечню, установленному Методическими рекомендациями; мнение ДИиЗО о невозможности положительного решения, Министерством был дан ответ заявителю, что его документы не подлежат рассмотрению сутью которого, явился отказ во включении земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:0035 в границы населенного пункта с. Морозово и изменении разрешенного использования земельного участка. Заинтересованное лицо Глава Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области Балаше ПИ в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения. Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам. В соответствии с положениями ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию … законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Судом установлено, что Синюков МГ является собственником земельного участка площадью 37000 кв.метров для строительства индивидуального жилого дома, указав в заявлении, что он является собственником земельного участка общей площадью 37000 кв.м. с кадастровым номером 54:07:057401:0035, находящегося примерно в 16660 м по направлению на восток от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: обл. Новосибирска, р.н- Искитимский, с. Морозово, пер.Медицинский дом, 1 квартира 2 из земель промышленности, энергетики, транспорта …. (л.д.7-13). 18 ноября 2010 года им было подано мотивированное заявление Главе Морозовского сельсовета о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта с. Морозово для осуществления индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, просит подготовить мотивированное заключение, внести изменения в виде разрешенного использования земельного участка, установив разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства. К данному заявлению приложены: копия заявления о государственной регистрации права на земельный участок, копия паспорта, кадастровый паспорт земельного участка (л.д.14-15). В соответствии со ст. 8 Земельного Кодекса РФ перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. В соответствии с ч.1 ст.2 Федеральный закон РФ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее по тексту Закона) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Пунктом 2.2 Методических рекомендаций по порядку действий органов местного самоуправления и департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 13 ноября 2008 года № 118 (далее по тексту Методические рекомендации), установлено, что заявитель направляет в орган местного самоуправления городского или сельского поселения, городского округа, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка по форме согласно приложению 1. Заявление адресуется на имя главы муниципального образования (городского, сельского поселения, городского округа). Таким образом, судом установлено, что Синюков МГ обратился в компетентный орган на имя компетентного лица, с заявлением оформленном в соответствии с требованиями Методических рекомендаций о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка. При этом, им подан исчерпывающий пакет документов, предусмотренных п. 2.3. Методических рекомендаций, и ч.2 ст. 2 Закона. В соответствии с п. 2.6 Методических рекомендаций в случаях, когда в соответствии с действующим законодательством проведение публичных слушаний не требуется, орган местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения направляет в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: 1) заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения видов разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении, по форме согласно приложению 2; 2) поступившее заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и прилагаемые к нему документы, указанные в п. 2.3; 3) кадастровый план кадастрового квартала с обозначением границ включаемого (исключаемого) земельного участка и существующей границы населенного пункта, заверенный территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Новосибирской области; 4) схему планировочной организации территории земельного участка с обозначением места размещения планируемых объектов капитального строительства (графическая проработка с предложениями по застройке испрашиваемой территории); 5) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по испрашиваемым земельным участкам. Срок с даты поступления заявления от заявителя до даты направления пакета документов в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области не должен превышать 45 дней (п.2.7 Методических рекомендаций). Судом установлено, что 31 января 2011 года Главой Морозовского сельсовета в адрес Губернатора Новосибирской области было направлено заключение (л.д.36) о нецелесообразности включения в границы с. Морозово испрашиваемого земельного участка и об изменении вида разрешенного использования земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с п.9 ст. 2 Закона перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. На территории данного участка находятся здания спальных корпусов в количестве 4 штук не используемые по назначению с 1993 года и подлежащие сносу, при этом, проект рекультивации заявителем не представлен. Включение земельного участка в границы с. Морозово потребует дополнительных расходов из областного бюджета Новосибирской области. К указанному заключению приложены: копия кадастрового паспорта земельного участка, копия свидетельства о праве собственности на земельный участок, копия письма Морозовского сельсовета, копия ответа Синюкова. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Суд принимает во внимание, что Главой Морозовского сельсовета Балашевым ПИ не представлены суду доказательства, подтверждающие доводы, изложенные в заключение в той части, что здания спальных корпусов не могут использоваться собственником, и в силу их ветхости и непригодности для использования по прямому назначению, в связи с чем, подлежат сносу, при этом полагает, что сам по себе факт неиспользования имущества собственником с 1993 года (что также не подтверждено заинтересованным лицом) не свидетельствует о необходимости сноса указанного имущества. Также, суд учитывает, что заинтересованным лицом не обоснован вывод о наличии необходимости дополнительных расходов областного бюджета Новосибирской области для включения принадлежащего Синюкову МГ земельного участка в границы населенного пункта с. Морозово. При данных обстоятельствах суд полагает возможным требования заявителя о признании заключения Главы Морозовского сельсовета Балашева ПИ о признании заключения от 31 января 2011 года незаконным и его отмене, удовлетворить, при этом, не находит оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности на Главу муниципального образования направить в адрес МС и ЖКХ НСО удовлетворительное заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, т.к. решение данного вопроса находится в компетенции Главы муниципального образования и не входит в полномочия суда. Кроме того, судом установлено, что в нарушение требований п.2.6 Методических рекомендаций, Главой муниципального образования Морозовского сельсовета в адрес МС и ЖКХ Новосибирской области не были представлены поступившее заявление Синюкова МГ кадастровый план кадастрового квартала с обозначением границ включаемого (исключаемого) земельного участка и существующей границы населенного пункта, заверенный территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Новосибирской области; схема планировочной организации территории земельного участка с обозначением места размещения планируемых объектов капитального строительства (графическая проработка с предложениями по застройке испрашиваемой территории), что не позволило МС и ЖКХ принять решение по существу заявления и как следствие, повлекло нарушение прав заявителя. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования заявителя о возложении на Главу Морозовского сельсовета Искитимского района НСО обязанности по направлению в адрес МС и ЖКХ НСО документов, предусмотренных п.2.6. Методических рекомендаций, подлежат удовлетворению. Как установлено судом, решением МС и ЖКХ НСО от 01 июня 2011 года Синюкову МГ сообщено, что его обращение рассмотрено, при этом, до сведения Синюкова ГМ доведено, что пакет документов, представленный администрацией муниципального образования, содержащий отрицательное заключение главы муниципального образования, не подлежит рассмотрению. В соответствии с положениями п. 3.1 Методических рекомендаций, при поступлении пакета документов, указанных в пп. 2.5 и 2.6, в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области уполномоченный специалист департамента проверяет соответствие представленной документации требованиям законодательства. В случае выявленных несоответствий документы возвращаются в орган местного самоуправления на доработку и приведение их в соответствие требованиям действующего законодательства. При этом, в соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения (п.3 ст.3 Закона). Обстоятельства, указанные в п.2 ст. 3 Закона, судом в ходе рассмотрения дела, не установлены. Согласно п.4 ст. 3 указанного Федерального закона, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) Учитывая, что решение от 01 июня 2011 года принято МС и ЖКХ Новосибирской области с нарушением процедуры рассмотрения ходатайства, установленной ст. 3 указанного Федерального закона и п. 3.1. Методических рекомендаций, то при данных обстоятельства, решение МС и ЖКХ НСО нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным возложить на МС и ЖКХ НСО обязанность принять решение по существу обращения Синюкова МГ в срок, установленный Методическими рекомендациями с момента получения соответствующих документов от Главы Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области. На основании ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным заключение Главы Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 31 января 2011 года № 18 об отказе в изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:0035 и включении его в границы с. Морозово Искитимского района Новосибирской области. Обязать Главу Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области пакет документов, предусмотренный пунктами 2.5, 2.6. Методических рекомендаций по порядку действий органов местного самоуправления и департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 13 ноября 2008 года № 118, в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:0035 с соответствии с заявлением Синюкова Михаила Геннадьевича. Признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 01 июня 2011 года по обращению Синюкова Михаила Геннадьевича об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:0035 и включении его в границы населенного пункта. Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области принять решение по существу обращения Синюкова Михаила Геннадьевича об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:0035 и включении его в границы населенного пункта, в срок, установленный Методическими рекомендациями по порядку действий органов местного самоуправления и департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков, утвержденными приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 13 ноября 2008 года № 118, с момента получения документов от Главы Морозовского сельсовета Искитимского района Новосибирской области. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Е.А. Певина Решение изготовлено судом в окончательной форме 28 ноября 2011 года