Дело № 2-4987/2011



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д Г О Р О Д А Н О В О С И Б И Р С К А

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011г.

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе

председательствующего судьи

секретаря судебного заседания

с участием:

истца

представителя третьего лица

представителя третьего лица

Дело № 2-4981/2011

Галиной В.А.,

Галкиной Е.В.,

Кошечкина Д.А.,

Осипова В.В.,

Бердюгина Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Кошечкина Д.А. к мэрии города Новосибирска, администрации Первомайского района г. Новосибирска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, об обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Кошечкин Д.А. обратился в суд с указанным иском, после изменения заявленных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ просит признать незаконным снятие администрацией Первомайского района г. Новосибирска его с учета в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении и исключения его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях и включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать мэрию г. Новосибирска предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение как лицу из числа детей-сирот общей площадью не менее 15 кв.м. за счет средств бюджета Новосибирской области (л.д.31).

В обоснование заявленных требований в иске указано, что в возрасте 11 лет Кошечкин Д.А. остался без попечения родителей. Отец истца - Кошечкин А.В. умер 25.03.2002г., мать – КошечкинаВ.В. решением Краснокаменского городского суда от 31.05.2002г. лишена родительских прав. В период нахождения под опекой истец постоянно проживал в семье своего опекуна по адресу: г.Новосибирск, ул.0. Закрепленного за ним жилья, а также находящегося в собственности жилого помещения Кошечкин Д.А. не имеет. 08.05.2008г. истец поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях администрацией Первомайского района г. Новосибирска. 09.02.2011г. истец обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Однако мэрией г. Новосибирска в удовлетворении заявления отказано, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено по месту выявления и первичного учета сироты исполнительным органом г. Краснокаменска Читинской области. По тем же основаниям 21.03.2011г. Кошечкин Д.А. был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный отказ истец считает незаконным, ссылаясь на нормы п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определениями суда от 19.10.2011г. и от 16.11.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Первомайского района г. Новосибирска, Министерство социального развития Новосибирской области и Правительство Новосибирской области.

В судебном заседании истец Кошечкин Д.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование приказа администрации Первомайского района г. Новосибирска от 21.03.2011г. № 210 (л.д.39).

Представитель ответчика - мэрии г. Новосибирска в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку местом первичного выявления Кошечкина, как лица, оставшегося без попечения родителей, является администрация муниципального района г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области. Кроме того, истец не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с учета снят приказом администрации Первомайского района г. Новосибирска от 21.03.2011г. № 210 (л.д. 24).

Представитель ответчика - администрации Первомайского района г. Новосибирска в суд не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица - Правительства Новосибирской области по доверенности Осипов В.В. в суде возражал относительно удовлетворения исковых требований, полагал, что Правительство Новосибирской области не обоснованно привлечено к участию в деле, поскольку решение вопросов о предоставлении жилых помещений на территории г.Новосибирска не относится к компетенции Правительства Новосибирской области.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Новосибирской области по доверенности Бердюгин Е.С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 49-50).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что Кошечкин Д.А. родился 00г. в г. Краснокаменске Читинской области. Как указано в свидетельстве о рождении родителями истца являются Кошечкин А.В. и Кошечкина В.В. (л.д.3).

Согласно свидетельству о смерти I-СП № 549743, выданному 02.04.2002г. отец истца - Кошечкин А.В. умер 25.03.2002г. (л.д. 4).

Решением Краснокаменского городского суда Читинской области от 31.05.2002г. мать истца - Кошечкина В.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Кошечкиной И. и Кошечкина Д. Данным решением суда дети были переданы на попечение опекуна Кошечкиной Н.И. (л.д. 5-6).

Постановлением главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Читинской области от 15.06.2006г. № 653 Кошечкина Н.И. была назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетним Кошекиным Д.А. (л.д. 7-8).

При этом при установлении опеки над истцом жилое помещение за ним не закреплялось. В администрации городского поселения «Город Краснокаменск» МР «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Читинской области в качестве нуждающегося в жилом помещении Кошечкин Д.А. не состоит (л.д. 9, 11).

В период действия опекунства Кошечкин Д.А. согласно выписке из домовой книги проживал в квартире опекуна Кошечкиной Н.И. по адресу: г. Новосибирск, ул. 00 (л.д. 53, 54).

Приказом главы администрации Первомайского района г. Новосибирска № 219-од от 08.05.2008г. Кошечкин Д.А. поставлен на учет нуждающихся в в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10, 12).

В 2011г. истец обратился в мэрию г. Новосибирска и в администрацию Первомайского района г. Новосибирска с заявлениями о предоставлении жилого помещения. Ответами мэрии №25/9-58 от 15.03.2011г. и администрации Первомайского района г. Новосибирска № 01/12-674 от 07.04.2011г. истцу в удовлетворении просьбы отказано, поскольку местом выявления и первичного учета Кошечкина Д.А. является администрация муниципального района г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области (л.д. 14, 16).

Приказом администрации Первомайского района г. Новосибирска № 210 от 21.03.2011г. Кошечкин Д.А. снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключен из льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по тем же основаниям (л.д. 15).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Исследовав и оценив совокупность представленных доказательств, суд полагает, что оспариваемый приказ администрации Первомайского района г. Новосибирска № 210 от 21.03.2011г. в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и исключении из льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кошечкина Дмитрия Андреевича не соответствует требованиям закона, нарушает права истца на внеочередное получение жилого помещения в связи с наличием специального статуса.

При этом суд исходит из того, что истец в 2008 году правомерно поставлен на учет и включен в льготный список на предоставление жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения, либо иного помещения в собственности. Регистрация по месту жительства и проживание истца в квартире опекуна не могут свидетельствовать о возникновении у Кошечкина Д.А. прав на указанное жилое помещение. Соответственно, законных оснований для снятия истца с учета и исключения из льготного списка на предоставление жилья у администрации Первомайского района не имелось.

Довод ответчика о том, что в соответствии с ч.2 ст.3 Закон Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-ОЗ "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется исполнительным органом только по месту их выявления и первичного учета, суд считает несостоятельным, поскольку указанное основание является дополнительным к положению ч.1 той же статьи упомянутого закона, согласно которой ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений.

Более того, неверное толкование представителем ответчика указанных выше норм закона субъекта федерации противоречит положениям федерального законодательства, ограничивает права проживающих на территории области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом выявления которых не является Новосибирская область. Данная позиция фактически лишает указанную категорию лиц мер социальной поддержки, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства.

Довод представителя ответчика – мэрии г.Новосибирска о том, что требования о признании незаконным приказа администрации Первомайского района г. Новосибирска от 21.03.2011 № 210 подлежат рассмотрению в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, соответственно, суд должен был учитывать положения ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ о сроке обращения в суд, который в настоящем случае пропущен (л.д.40) суд считает несостоятельным, поскольку представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о наличии спора между Кошечкиным Д.А. и ответчиками о праве истца на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, с учетом статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Требования Кошечкиным Д.А. заявлены в порядке искового производства, при таких данных они не подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ в силу ч. 3 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме того, как пояснил Кошечкин Д.А. в ходе судебного разбирательства до настоящего времени оспариваемый приказ ему не вручен, о его существовании ему известно со слов опекуна. Данные обстоятельства администрацией Первомайского района г.Новосибирска не оспорены. Сведения о направлении в адрес Кошечкина Д.А. приказа от 21.03.2011 № 210 в материалах учетного дела отсутствуют. С учетом изложенного у суда отсутствуют законные основания для отказа Кошечкину Д.А. в иске по мотиву пропуска срока на обращение в суд.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

На основании изложенного нельзя признать правомерным приказ администрации Первомайского района г. Новосибирска от 21.03.2011г. № 210 в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и исключении из льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кошечкина Д.А. в связи с местом выявления и первичного учета как сироты исполнительным органом города Краснокаменска Читинской области.

При таких обстоятельствах администрация Первомайского района г. Новосибирска обязана восстановить Кошечкина Д.А. с момента первоначальной постановки на учет в очереди нуждающихся в улучшении жлищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья, для обеспечения вне очереди жилым помещением.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью можно считать реализованными только после предоставления жилого помещения.

На основании постановления Губернатора Новосибирской области от 31.03.2011г. N 68 "О передаче функций в сфере опеки и попечительства в отношении детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" функции министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области по осуществлению государственного управления и нормативного правового регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы министерству социального развития Новосибирской области.

В соответствии с пп.4 п.12 и пп.37 п.8 Положения о министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.07.2010г. N 203 в установленной сфере деятельности министерство исполняет полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.

При этом органом, обязанным предоставить Кошечкину Д.А. жилое помещение является мэрия г.Новосибирска в силу п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28.09.2005г. № 94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным приказ администрации Первомайского района г. Новосибирска от 21.03.2011 № 210 в части снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и исключении из льготного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленной жилой площади по Первомайскому району, Кошечкина Д.А. 00г. рождения.

Обязать администрацию Первомайского района г. Новосибирска восстановить Кошечкина Д.А. с 08.05.2008г. на учете нуждающихся в улучшении жлищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья, для обеспечения вне очереди жилым помещением.

После постановки на учет обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Кошечкину Д.А. 00г. рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А.Галина