Дело № 2-4585/2011



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

4585

/2011

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

19

декабря

2011 г.

Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием:

представителя истца

представителя ответчика

Семеновой Е.Е.,

Васильева С.Е.,

Черногривова В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворовой Марины Александровны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Суворова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Новосибирском районе Новосибирской области, в котором просит признать недействительным отказ Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Новосибирском районе Новосибирской области № 82 от 10.06.2011 г. в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Новосибирском районе Новосибирской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня обращения за пенсией, то есть с 03 марта 2011 года.

В обоснование иска истица указала, что решением от 11 июня 2011 года Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новосибирском районе Новосибирской области отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Основанием для отказа стало, по мнению ответчика, отсутствие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости включены периоды: с 26.06.1979 по 29.08.1980 в должности преподавателя фортепиано в Новосибирском культурно-просветительском училище; с 01.09.1988 по 31.12.1992 в должности преподавателя концертмейстерского класса в средней специальной музыкальной школе при Новосибирской государственной консерватории им. Глинки; с 01.01.1993 по 07.10.1994 в должности преподавателя концертмейстерского класса в средней специальной музыкальной школе-лицее при Новосибирской государственной консерватории им. Глинки; с 27.08.1997 по 15.12.2003 в должности преподавателя концертмейстерского класса в средней специальной музыкальной школе-лицее при Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, что составляет 13 лет 6 месяцев 28 дней.

Истица считает указанный отказ незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

1. В специальный стаж ошибочно не включён период обучения в Новосибирской государственной консерватории (профессия - преподаватель), с 01.09.1980 по 31.08.1984 года, что составляет 4 года. В соответствии с пунктом 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, пунктом 3 приложения № 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Периоды, непосредственно предшествующие и последующие обучению истицы в консерватории были связаны с осуществлением педагогической деятельности. Таким образом, указанный период ее обучения в консерватории подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

2. В специальный стаж не включён период с 01.09.1984 по 31.08.1988 в должности концертмейстера средней музыкальной школы при Новосибирской консерватории, так как наименование должности не предусмотрено в Списке должностей и учреждений № 781, что составляет 4 года. В течение спорного периода действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях". Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии. В связи с чем, Советом Министров СССР было принято постановление за № 1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет. То, что работа истицы в должности концертмейстера являлась педагогической, подтверждается следующим: В соответствии с действующей в спорный период Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, а также Порядком зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 года № 2, в педагогический стаж работы засчитывалась работа в качестве концертмейстера (пп. "ж" п. 5 приложения 6). Кроме того, приложением № 2 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620, предусматривалась выплата соответствующих ставок, в том числе учителям, концертмейстерам за преподавательскую работу (абзац 1 пункта 2). В приложении № 1 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года № 1057 отдельным категориям педагогических работников, в том числе концертмейстерам, были установлены повышенные ставки заработной платы. Исходя из вышеизложенного, следует, что должность концертмейстера была отнесена к педагогическим должностям. В последующем данное положение было закреплено также в подпункте "н" пункта 5 приложения № 6 "О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" приказа Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94.

3. В специальный стаж ошибочно не включён период с 16.12.2003 по 02.03.2011 в должности преподавателя концертмейстерского класса в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже)», так как наименование учреждения не предусмотрено в Списке должностей и учреждений № 781 (что составляет 7 лет 2 месяца 13 дней). На основании пункта 3 статьи 28 Закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» предусмотрены наименования, в том числе «Школы и школы - интернаты всех типов и наименований», а также «Средние специальные учебные заведения, колледжи». Полагает, что наименование «Средняя специальная музыкальная школа при Новосибирской государственной консерватории» равно как и «Средняя специальная музыкальная школа-лицей при Новосибирской государственной консерватории» не противоречит указанным спискам. Как следует из представленных документов, в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ № 1680 от 16.12.2003 года Средняя специальная музыкальная школа-лицей при Новосибирской государственной консерватории переименована в федеральное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)», о чём в трудовой книжке была сделана соответствующая запись. При этом согласно уставным документам, основной вид деятельности учреждения, которое являлось и является образовательным учреждением среднего профессионального образования, остался неизменным.

Таким образом, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости ответчик не включил периоды общей продолжительностью 15 лет 2 месяца 13 дней. В совокупности с признанными ответчиком периодами общей продолжительностью 13 лет 6 месяцев 28 дней специальный стаж, по мнению истицы, на момент обращения в пенсионный фонд 03.03.2011 год составляет 28 лет 9 месяцев 10 дней и существенно превышает установленные законом 25 лет.

Истица о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Васильев С.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением.

Представитель ответчика Черногривов В.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, дал соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменного отзыва, приобщенного к материалам дела. Как следует из представленных возражений, с предъявленными исковыми требованиями не согласны в полном объеме. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в специальный стаж не были включены следующие оспариваемые периоды работы: 1. с 01.09.1980 по 31.08.1984 период обучения в Новосибирской государственной консерватории в период с 01.09.1980 по 31.08.1984. Как следует п. 2 из «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения", в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Между тем, истцом не предоставлено доказательств того, что Новосибирская государственная консерватория относится к педагогическим учебным заведениям. Кроме того, в силу п. 4 указанного Положения следует, что время работы, указанной в пункте 2 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, в связи с перечисленными обстоятельствами, указанный период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. 2. С 01.09.1984 по 31.08.1988 в должности концертмейстера средней музыкальной школы при Новосибирской консерватории, т.к. наименование должности не предусмотрено в разделе «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений № 781. Кроме того, в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, отсутствуют наименование должности концертмейстера, в которой в спорный период времени работала Суворова М.А. 3. С 16.12.2003 по 02.03.2011 в должности преподавателя концертмейстерского класса в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже)», поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии (код льготы). Указанный период засчитан в стаж на общих основаниях. Кроме того, наименование учебного заведения не позволяет однозначно отнести к наименованиям учреждений, указанным в Списке должностей и учреждений № 781.

Третье лицо по делу ФГБОУ СПО «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, суд с согласия сторон полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, Суворова Марина Александровна принята на работу в Среднюю специальную музыкальную школу при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (в настоящее время - Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) в качестве концертмейстера 01.09.1984 года (Приказ №61 §6 от 28.08.1984 г.), где работает по настоящее время.

03.03.2011 истец обратилась в УПРФ в Новосибирском районе Новосибирской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с указанной нормой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 списки соответствующих работ, производств, должностей, специальностей и учреждений рганизаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При назначении досрочной пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 используются списки должностей и учреждений и правила исчисления периодов работы, утвержденные Правительством Российской Федерации, а именно: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список должностей и учреждений № 781), и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила от 29.10.2002 № 781), утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с пунктом 3 данных Правил от 29.10.2002 № 781 в стаж работы для назначения пенсии засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений для детей. Таким образом, для зачета необходимо занятие штатной должности в отношении любого периода из всей трудовой деятельности заявителя.

Указанный Список состоит из двух разделов: «Наименование должностей» и «Наименование учреждений». В первом разделе приведен перечень конкретных наименований должностей. Во втором разделе перечислены наименования учреждений, работа в которых дает право на зачет в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

При решении вопроса о зачете периода работы в стаж на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 необходимым является выполнение одновременно двух условий: работа в определенных должностях, поименованных в разделе «Наименование должностей» вышеуказанного Списка, если она протекала в соответствующих учреждениях, перечисленных в разделе «Наименование учреждений» Списка.

Подтверждение и подсчет страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии регулируется нормами статьи 13 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденными 24.07.2002 постановлением Правительства РФ № 555, а также «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными 11.07.2002 постановлением Правительства РФ № 516 (далее Правила от 11.07.2002 г. № 516).

В связи с вступлением в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П при исчислении про­должительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 допускается возможность применения норм Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшие до введения в действие Закона от 17.12.2001.

В соответствии со ст. 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Согласно абзацу 1 пункта 3 постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П периоды работы до 01.11.1999 засчитываются в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее Постановление № 463 с последующими изменениями и дополнениями). При зачете в стаж периодов работы после 01.11.1999 применяется Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (далее Постановление № 1067 с учетом изменений и дополнений). После вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 при зачете периодов после 12.11.2002 применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления от 29.10.2002 № 781. Постановление № 463 и Постановление № 1067 утратили силу в связи с вступлением в силу 12.11.2002 Постановления № 781.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области от 10.06.2011 года № 82 (л.д.7-14) отказано Суворовой М.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом ответчиком не включены в специальный стаж при определении права на пенсию следующие оспариваемые истицей периоды работы:

с 01.09.1984 по 31.08.1988 в должности концертмейстера средней музыкальной школы при Новосибирской консерватории, т.к. наименование должности не предусмотрено в разделе «Наименование должностей» Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением № 463;

с 16.12.2003 по 02.03.2011 в должности преподавателя концертмейстерского класса в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже)». Наименование учреждения не предусмотрено в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений № 781. Кроме того, в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии (код льготы). Указанный период засчитан в стаж на общих основаниях.

Вместе с тем, суд, исследовав и оценив представленные доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Суд приходит к выводу, что требования истицы о включении в специальный стаж при определении права на пенсию периода с 16.12.2003 по 02.03.2011 в должности преподавателя концертмейстерского класса в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже)» подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет» предусмотрены наименования, в том числе «Школы и школы - интернаты всех типов и наименований», а также «Средние специальные учебные заведения, колледжи».

В соответствии с Приказом Министерства культуры РФ № 1680 от 16.12.2003 года Средняя специальная музыкальная школа-лицей при Новосибирской государственной консерватории переименована в федеральное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)», о чём в трудовой книжке была сделана соответствующая запись. При этом согласно уставным документам, основной вид деятельности учреждения, которое являлось и является образовательным учреждением среднего профессионального образования, остался неизменным.

Как следует из ответа ФГБОУ СПО «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» исх.№ 401 от 16.12.2011г. Суворова Марина Александровна принята на работу в Среднюю специальную музыкальную школу при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (в настоящее время - Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) в качестве концертмейстера 01.09.1984 года (Приказ №61 §6 от 28.08.1984 г.), где и работает по настоящее время. С 1985 года по настоящее время Суворова М.А. имеет постоянную педагогическую нагрузку в качестве преподавателя концертмейстерского класса. С 16.12.2003 года сведения об условиях для досрочного назначения трудовой пенсии (код льготы) в отношении Суворовой М.А. в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе Новосибирской области не подавались в связи с отказом фонда принимать указанные сведения. Как было разъяснено указанным пенсионным фондом, в связи с переименованием Средней специальной школы-лицея при Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки в Новосибирскую специальную музыкальную школу (колледж), приказ Министерства культуры Российской Федерации №1680 от 16.12.2003 года, были утрачены основания для подачи указанных сведений.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 81-О, установление тождественности выполняемых лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции. В то же время, формальный отказ в праве на льготное исчисление периода работы, не соответствующий духу Закона, привел бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Суд полагает по аналогии возможным применить данное положение.

Вместе с тем Определением от 8.06.2004 № 197-0 Конституционный Суд РФ устанавливает, что вопрос, связанный с установлением тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы этому не препятствует. Положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такой вывод вытекает и из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, (...) может быть установлена судами общей юрисдикции.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что переименование учебного заведения, в котором проходит трудовую деятельность истица не повлияло на характер выполняемых ею трудовых функций (с 1985 года по настоящее время Суворова М.А. имеет постоянную педагогическую нагрузку в качестве преподавателя концертмейстерского класса, что подтверждается указанным выше ответом), суд приходит к убеждению, что данное обстоятельство не может являться основанием для невключения в специальный стаж при определении права на пенсию истицы периода с 16.12.2003 по 02.03.2011 в должности преподавателя концертмейстерского класса в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже)». Таким образом, суд полагает, что наименование «Средняя специальная музыкальная школа при Новосибирской государственной консерватории», равно как и «Средняя специальная музыкальная школа-лицей при Новосибирской государственной консерватории», не противоречит указанным спискам, а потому требования истицы являются законными и обоснованными.

Также суд полагает, что подлежит включению в специальный стаж Суворовой М.А. при определении права на пенсию период обучения в ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки», с 01.09.1980 по 04.06.1985 (подтверждается копией диплома МВ № 716905 (л.д. 20)).

При этом судом не принимаются доводы ответчика о том, что отсутствуют необходимые условия, установленные «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения", а именно, как указано в возражениях ответчика: 1) Обучение должно предшествовать либо непосредственно следовать за обучением (выполнено); 2) Обучение должно происходить в педагогическом образовательном учреждении либо университете (не установлено); 3) для включения периода обучения необходимо отработать не менее 2/3 стажа (16 лет и 6 мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (на день вынесения решения УПФР - 13 лет. 6 мес. 28 дней).

Суд полагает, что указанные условия в период обучения истицы в ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки» выполнены. А именно, согласно ответа ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки» от 07.11.2011 № 57-09/807 (л.д.35), на основании приказа по Министерству Культуры РСФСР от 29.04.1956 года № 248, 01.09.1956 года открылась Государственная консерватория в г.Новосибирске по ул.Советская, 31. Новосибирская государственная консерватория с 01.09.1956 года и по настоящее время является высшим учебным заведением. Министерством высшего образования СССР были введены перечень специальностей Новосибирской консерватории, учебные планы и программы. Согласно учебному плану от 13.02.1983 г. № 11 ИД/тип. Специальность: 2201-Фортепиано (Орган), присваивалась квалификация специалиста: «Концертный исполнитель. Преподаватель. Концертмейстер. Солист камерного ансамбля». Таким образом, в данном случае суд приходит к выводу, с учетом наименования специальности, которая получена истицей, что учебное заведение, в котором проходила обучение истица, относится к числу педагогических образовательных учреждений.

Кроме того, учитывая, что суд считает подлежащим удовлетворению требование истицы о включении в специальный стаж при определении права на пенсию периода с 16.12.2003 по 02.03.2011, соблюдено также условие о наличии не менее 2/3 стажа (16 лет и 6 мес.), требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, подлежит удовлетворению требование истицы о включении в специальный стаж при определении права на пенсию периода с 01.09.1980 по 04.06.1985, то есть всего периода обучения истицы в указанном учебном заведении.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования истицы о включении в специальный стаж при определении права на пенсию периода с 01.09.1984 по 31.08.1988 в должности концертмейстера средней музыкальной школы при Новосибирской консерватории, руководствуясь при этом следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, отсутствует наименование должности концертмейстера, в которой в спорный период согласно данным трудовой книжки работала истица.

При этом суд полагает, что не может быть установлено тождественности исполнения истицей функций, условий и характера деятельности концертмейстера и преподавателя, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Работа преподавателя предполагает большую ответственность за педагогический процесс, нежели концертмейстера, который осуществляет вспомогательные функции, в том числе, исходя из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).

Также не может быть принята ссылка истца в подтверждение доводов о возможности включения периодов работы истца в должности концертмейстера в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1052 и Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года N 724, согласно которым должность концертмейстера входит в наименование должностей педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей, так как указанные нормативно-правовые акты регламентируют порядок предоставления отпусков работникам образовательных учреждений и подсчета их стажа для начисления заработной платы и не распространяются на правоотношения в области пенсионного обеспечения.

При установленных обстоятельствах требование истицы о включении периода с 01.09.1984 по 31.08.1988 в должности концертмейстера средней музыкальной школы при Новосибирской консерватории не может быть удовлетворено.

Вместе с тем, с учетом позиции суда о включении вышеуказанных периодов трудовой деятельности в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, истица имеет право на назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку имеет требуемый стаж не менее 25 лет (а именно – засчитано ответчиком 13 лет 6 месяцев 28 дней; период с 01.09.1980 по 04.06.1985 – 4 года 9 месяцев 4 дня); период с 16.12.2003 по 02.03.2011 – 7 лет 2 месяца 13 дней, итого – 25 лет 6 месяцев 14 дней), а потому ее требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня обращения за пенсией, то есть с 03 марта 2011 года, подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Суворовой Марины Александровны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области о признании недействительным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании назначения досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области № 82 от 10.06.2011 г. в части отказа в назначении Суворовой Марине Александровне досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новосибирском районе Новосибирской области назначить Суворовой Марине Александровне досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за пенсией, то есть с 03 марта 2011 года.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2012

Судья А.В.Бутырин