Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 425 /2012 Именем Российской Федерации 30 января 2012 г. Центральный районный суд города Новосибирска в составе: судьи Зининой И.В. при участии: секретаря судебного заседания Топчиловой Н.Н., истца Федюкова К.Г. представителей ответчика Захаровой К.С. Чуркина А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федюкова К. Г. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Истец обратился в суд с иском к ответчику и просил восстановить его право на пенсию за период с июля 2005 года по сентябрь 2009 года как неполученную по вине органа, назначившего пенсию, взыскать неполученную пенсию за указанный период в размере 443700 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 200000 рублей. В обоснование своего иска Федюков К.Г. указал, что с 2002 года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. До мая 2005 года проживал в г. Кирове, где получал военную пенсию. В 2005 году выехал в г. Усть-Каменогорск по семейным обстоятельствам. В мае 2005 года подал заявление о переводе его личного дела в г. Усть-Каменогорск для получения пенсии, в связи с выездом на постоянное место жительство. На момент переезда и перевода личного дела не знал о возможности получения пенсии переводом из России. Полагает, что специалисты военного комиссариата г. Кирова грубо нарушили его права и не разъяснили ему все возможные варианты получения пенсии за пределами Российской Федерации. При обращении в Казахстане за назначением пенсии, ему было отказано, в связи с недостаточной выслугой лет. В 2010 году по возвращению в Российской Федерации ему была выплачена пенсия за 12 месяцев, предшествующих обращению. Полагает, что именно по вине ответчика, в течении пяти лет он не получал пенсию в установленном порядке, в связи с этим ему был причинен моральный вред, он был лишен средств к существованию, являясь военным пенсионером вынужден был искать работу и работать, занимать деньги. Компенсацию морального вреда оценивает в 200000 рублей. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме и дал соответствующие пояснения. При этом указал, что уменьшает цену иска и просит взыскать компенсацию морального вреда – 50000 рублей, дал пояснения согласно письменным объяснениям. Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали и дали пояснения согласно письменному отзыву на иск (л.д.29-33), указали на пропуск истцом срока исковой давности, полагая, что срок исковой давности в части взыскания пенсии следует исчислять с 01 июля 2005 года. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В ходе судебного разбирательства было установлено, что Федюков К.Г. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 16 февраля 2002 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Пенсия была назначена военным комиссариатом Кировской области. Согласно статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные гарантии устанавливаются законом. Истцу назначена и выплачивается пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Указанный закон является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего. Согласно статьи 50 Закона № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Статья 51 Федерального закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что лица, указанные в статье 1 закона с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления (статья 52 указанного закона). Таким образом, назначение пенсии военнослужащему носит заявительный характер. В силу статьи 53 пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков: при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, - со дня установления инвалидности; б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков: членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, - со дня достижения этого возраста или установления инвалидности; родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, - со дня обращения за пенсией. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации (статья 56 указанного закона). Согласно статьи 65 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами. Порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, регулируется Федеральным законом "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ, а также Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 (далее - Положение). При этом действие указанных нормативных актов распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."), независимо от даты их выезда за пределы России, переезда из одного государства в другое и места жительства. Согласно статьи 1 Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед. Выплата пенсии за шесть месяцев вперед производится гражданину Российской Федерации - на основании заявления по установленной форме и паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, при наличии в нем отметки "для проживания за границей". В судебном заседании истец указывал, что пенсия ему была выплачена лишь за один месяц вперед. Однако, истец не представил доказательств того, что изъявлял желание на получение пенсии за шесть месяцев вперед, обращался с соответствующим заявлением и представлял документы. Кроме того, существуют три возможных варианта выплаты "военных" пенсий гражданам, выезжающим за границу: 1) порядок пенсионного обеспечения может быть установлен по законодательству страны пребывания; 2) суммы назначенных государственных пенсий могут переводиться из России за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции; 3) суммы назначенных государственных пенсий в рублях могут выплачиваться в Российской Федерации по доверенности пенсионера либо путем зачисления во вклад на его имя в соответствующем учреждении (филиале) Сберегательного банка Российской Федерации. При этом любой способ получения пенсии носит заявительный характер. В судебном заседании истец указал, что данное право ему не было разъяснено соответствующим образом, в связи с этим он был лишен выбора. Ему лишь разъяснили право, на назначение и получение пенсии по законодательству страны пребывания. Однако, суд не может согласиться с доводами истца. Так, согласно заявлению-обязательству от 28 февраля 2002 года, являющемуся приложением к заявлению о назначении, возобновлении, выплаты пенсии (л.д.44), Федюков К.Г. был ознакомлен с условиями выплаты пенсии (пособия, надбавки, компенсации либо увеличения либо лишающих право на дальнейшее ее получение …, в том числе при убытии на постоянное место жительства в другую область или государство (переезд в другой район, снятие с регистрации, продажа квартиры и т.д.) Данное заявление-обязательство подписано Федюковым К.Г., что не оспаривалось им в судебном заседании. Федюков К.Г. действуя по своей воле и в своих интересах имел возможность ознакомиться с текстом представленного заявления, потребовать разъяснений. Однако, как он сам указал в судебном заседании 17 октября 2011 года, заявление подписал «не глядя», частично все разъяснения ему были понятны, однако он не планировал переезжать в другое государство и все подписал. Истец в ходе судебного разбирательства утверждал, что в мае 2005 года подал заявление в военный комиссариат Кировской области о переводе его личного дела в г. Усть-Каменогорск для получения пенсии в Республике Казахстан, в связи с выездом на постоянное место жительства. 13 мая 2005 года Федюков К.Г. обратился в Городское отделение № 69 Сбербанка Российской Федерации г. Кирова с заявлением, в котором изложил просьбу о прекращении выплаты пенсии с июля 2005 года в связи с выездом на ПМЖ Республику Казахстан г. Усть-Каменогорск Восточно-казахстанской области (л.д.68). 31 мая 2005 года истец был снят с регистрационного учета в г. Кирове и до 17 сентября 2010 года не имел регистрации на территории Российской Федерации, проживал на территории Республики Казахстан, где получил «вид на жительство». 20 мая 2005 года, пенсионного дело Федюкова К.Г. было направлено в адрес военного комиссариата Восточно-Казахстанской области, и было получено 09 июня 2005 года (л.д.35). Статьей 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан-государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, подписанного в том числе Республикой Казахстан, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу статьи 2 Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств- участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения. Статья 3 указанного Соглашения предусматривает, что все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. В соответствии со статьей 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Таким образом, договор, заключенный на основе принципа "территориальности", ставит переехавшего в другую страну пенсионера в равное положение по условиям и нормам пенсионного обеспечения, в каком находятся пенсионеры, проживающие в этой стране. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. 20 апреля 2006 года Управлением пенсионного обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан. Федюкову К.Г. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет на военной службе с учетом льготного исчисления 24 года 2 месяца (л.д. 12-13), поскольку согласно пенсионному законодательству Республики Казахстан, истец не имел достаточной выслуги лет на военной службе для назначения и возобновления пенсионных выплат. 17 сентября 2010 года Федюков К.Г. был зарегистрирован по месту жительства на территории Новосибирской области, а 21 сентября 2010 года им было подано заявление о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет (л.д.34). На основании данного заявления выплата пенсии была возобновлена, а также перечислена сумма пенсионного обеспечения за 12 месяцев, предшествующих дню обращения, то есть за период с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2010 года в сумме 72481 рубль 09 копеек (л.д.46-47). Оценивая доводы сторон, обосновывающих свои требования и возражения, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает, что доводы истца об отсутствии права выбора способа получения пенсии за пределами Российской Федерации при выезда на постоянное место жительства в Республику Казахстан не нашли своего объективного подтверждения. Так, истец не оспаривал, что при назначении пенсии подписывал заявление –обязательство от 28 февраля 2002 года. Безразличное отношение истца к предлагаемым документам при назначении пенсии не может свидетельствовать о том, что истцу не разъяснялись положения закона при назначении пенсии и прекращении ее выплаты. Не оспаривал истец и то обстоятельство, что 13 мая 2005 года самостоятельно обратился в Сберегательный банк в г. Кирове с заявлением о прекращении выплаты пенсии в связи с выездом на ПМЖ в Казахстан. В судебном заседании 30 января 2012 года истец пояснял, что данное заявление 13 мая 2005 года писал именно в связи с выездом, рассчитывал на получение пенсии в Республике Казахстан. Указанное заявление свидетельствует о том, что истец осуществил свое право выбора, и самостоятельно избрал способ получения пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан. Доказательств обратному суду не представлено. Не представлено суду и иных относимых и допустимых доказательств того, что истцу не было разъяснено право выбора способа пенсионного обеспечения. Учитывает суд и то обстоятельство, что уже в апреле 2006 года истцу было отказано в назначении пенсии на территории Республики Казахстан, однако до сентября 2010 года истец в органы пенсионного обеспечения за разъяснениями по вопросам прекращения выплаты пенсии, возможного возобновления выплаты пенсии, избрания иного способа пенсионного обеспечения не обращался. Суд не может принять во внимание доводы истца, о том, что проживание на территории иного государства и уход за тяжело больным отцом препятствовали ему на своевременное обращение за разъяснениями по вопросам пенсионного обеспечения, поскольку и Российская Федерация и Республика Казахстан являются крупными государствами, в которых имеются средства почтовой, телефонной и иной связи. Отец же истца, исходя из пояснений самого истца умер в 2008 году. Однако, Федюков К.Г. в судебном заседании пояснил, что в период с 2006 года по 2010 год не обращался в органы пенсионного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с вопросами, касающимися его пенсионного обеспечения. Как уже указывалось, в апреле 2006 года, истец узнал о том, что пенсия за выслугу лет на военной службе на территории Республики Казахстан ему не будет назначена, что не оспаривалось истцом в судебном заседании. Дальнейшее бездействие истца вплоть до момента возвращения на территорию Российской Федерации в сентябре 2010 года свидетельствует о том, что истец был согласен с тем, что выплата пении ему прекращена. Безразличное же отношение истца к вопросам назначения и возобновления выплаты пенсии по выслуге лет на военной службе не может являться основанием для возложения обязанности по выплате пенсии за период с 2005 года по 2009 года. С требованиями о предоставлении дополнительной информации о своих пенсионных правах истец не обращался и доказательств отказа военного комиссариата Кировской области или Новосибирской области в предоставлении такой информации суду не представлено, что также, по мнению суда, свидетельствует об информированности истца относительно выбора условий пенсионного обеспечения на территории Республики Казахстан. Таким образом, суд полагает, что требования истца о восстановлении права на получение пенсии за период с июля 2005 года по сентябрь 2009 года и взыскании суммы недополученной пенсии, удовлетворению не подлежат и отсутствуют основания для применения части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно положениям пункта 2 статьи 1099 Гражданского Кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, вопрос о возмещении морального вреда при нарушении имущественных прав может ставиться и разрешаться, если такая возможность предусмотрена законодателем в отношении права на определенное материальное благо. Пенсионным законодательством, возможность возмещения морального вреда при ущемлении пенсионных прав не установлена. Кроме того, требование о компенсации морального вреда является производным от первоначального в удовлетворении которого отказано. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, р е ш и л: В удовлетворении иска Федюкову К. Г. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда - отказать. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение. Судья И.В.Зинина Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2012 года. Р Е Ш Е Н И Е