Дело № 2-2369/2012



Решение

Именем Российской Федерации

16 марта 2012

Центральный районный суд г. Новосибирска

в составе

председательствующегосудьи

при секретаре судебного заседания

с участием:

прокурора

заявителя

представителя заинтересованного лица

представителя заинтересованного лица

Дело № 2-2369/2012

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Сниккарс А.Н.,

Максимова Д.В.,

Маркиной Т.А.,

Гаак С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по заявлению Максимова Д.В. о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Максимов Д.В. обратился в суд с указанным заявлением, просит признать решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2011 города Новосибирска об отказе во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации, состоявшихся 04.03.2012 незаконным; взыскать с администрации Центрального района города Новосибирска компенсацию морального вреда в размере 500000 руб., причиненного в результате представления участковой избирательной комиссии недостоверных сведений о гражданах РФ, зарегистрированных на территории муниципального образования и обладающих ко дню голосования активным избирательным правом.

В обоснование требований в заявлении указано, что Максимов Д.В. с 22.09.2011 состоит на регистрационном учете по месту пребывания в квартире 00 в г.Новосибирске. 03.03.2012 обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2011 города Новосибирска с заявлением о включении в список избирателей, чтобы воспользоваться своим избирательным правом на выборах Президента РФ 04.03.2012. Решением комиссии от 03.03.2012 заявителю отказано во включении в список избирателей со ссылкой на п.6 ст.27 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Данный отказ Максимов Д.В. считает незаконным. Поскольку ответственность за формирование полного и достоверного списка избирателей несет глава местной администрации муниципального образования, в обязанности которого входит предоставление сведений в участковую избирательную комиссию на основании данных регистрационного учета, администрация Центрального района г.Новосибирска за 21 день до голосования не могла не знать о факте регистрации Максимова Д.В. на территории соответствующего муниципального образования. В результате бездействия районной администрации заявителю причинен моральный вред, который он оценил в 500000 руб. В обоснование доводов заявления Максимов Д.В. ссылается на ч.2 ст.19, ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдума граждан российской Федерации», ч.2 ст.26, ст.27 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Максимов Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам искового заявления.

Представитель администрации Центрального района города Новосибирска по доверенности Гаак С.А., председатель избирательной комиссии избирательного участка № 2011 города Новосибирска Маркина Т.А. относительно заявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном упомянутым Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 27 названного Закона основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

Порядок включения в списки избирателей на выборах Президента Российской Федерации лиц, находящихся в день голосования в месте временного пребывания регламентирован п. 6 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Такие лица включаются в список избирателей на основании паспорта и открепительного удостоверения. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительные удостоверения, могут быть включены в список избирателей в избирательном участке по месту временного пребывания по личному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

При этом в силу п.10 ст.27 упомянутого Закона избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Таким образом, гражданин реализует свое активное избирательное право по своему усмотрению: по месту жительства или по месту временного пребывания. Сам о себе факт образования избирательного участка по месту временного пребывания избирателя не является безусловным основанием для голосования лишь по месту образования такого участка.

Судебным разбирательством установлено, что Максимов Денис Владимирович состоит на регистрационном учете по месту жительства в 00, 00 (л.д.4).

Согласно свидетельству № 2979 о регистрации по месту пребывания, выданному 22.09.2011 ОУФМС Центрального района г.Новосибирска, Максимов Д.В. зарегистрирован по месту пребывания в г.Новосибирске по адресу: ул.00 (л.д.5).

Как пояснил заявитель в ходе судебного разбирательства, за открепительным удостоверением по месту жительства он не обращался, устно обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2011 города Новосибирска с заявлением о включении в список избирателей по месту пребывания в день, предшествующий дню голосования. В удовлетворении заявления было отказано по причине не соблюдения установленной законом процедуры. Заявитель полагает, что указанным отказом нарушены его конституционные права.

Часть 2 ст.19 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27 Конституции РФ).

Требования закона о включении в список избирателей на основании данных о государственной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, о включении в список избирателей лиц по месту пребывания при наличии открепительного удостоверения направлены на упорядочение процедуры выборов и предупреждение злоупотребления правом. Этим же целям соответствует и установленное законом правило о том, что без открепительного удостоверения могут быть включены в список избирателей только лица, не имевшие возможности получить такие удостоверения и обратившиеся в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до голосования. В течение указанного времени участковая избирательная комиссия через территориальную избирательную комиссию должна передать информацию о включении гражданина в список избирателей по месту пребывания в участковую избирательную комиссию по месту жительства гражданина. Такая возможность у участковой избирательной комиссии отсутствует при обращении избирателя с заявлением о включении в список избирателей по месту пребывания в более короткие сроки до начала голосования.

Как пояснила в ходе судебного разбирательства председатель участковой избирательной комиссии Маркина Т.А. на момент обращения Максимова Д.В. с заявлением о включении в списки избирателей по месту пребывания соблюсти установленную законом процедуру и исключить избирателя из списков по месту жительства уже не представлялось возможным, о чем она была проинформирована представителем территориальной избирательной комиссии. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления Максимова Д.В.

С учетом установленного суд не усматривает нарушений закона при вынесении 03.03.2012 участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2011 города Новосибирска решения об отказе во включении в список избирателей Максимова Д.В. на выборах Президента Российской Федерации, состоявшихся 04.03.2012, основания для удовлетворения требований о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии отсутствуют.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу ч.2 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п.29 Постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

Оценив совокупность установленных судебным разбирательством обстоятельств в контексте упомянутых норм, суд приходит к выводу о том, что утверждение Максимова Д.В. о том, что регистрация его по месту пребывания в г.Новосибирске влечет автоматическое включение его в списки избирателей по месту пребывания не основано на законе, вызвано неверным толкование правовых норм, противоречит п.10 ст.27 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Факт временного пребывания на территории иного избирательного участка не влечет безусловного исключения гражданина из списка избирателей и не лишает его права принять участия в голосовании по месту жительства.

При таких обстоятельствах суд не усматривает противоправности в действиях районной администрации, не включившей Максимова Д.В. в списки избирателей по месту пребывания в отсутствие активного волеизъявления избирателя, реализованного в установленном законом порядке. Доказательств причинения заявителю физических или нравственных страданий действиями администрации Центрального района г.Новосибирска заявителем в суд также не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Масимова Д.В. о взыскании с органа местного самоуправления компенсации морального вреда в связи с нарушением конституционных прав заявителя.

В соответствии с ч. 3 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ на решение (определение) суда по данной категории дел, вынесенное в период избирательной кампании, кампании референдума, до дня голосования (независимо от вида избирательного спора), апелляционная (частная) жалоба может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения (определения). Решения (определения) судов, вынесенные в день голосования и после дня голосования, могут быть обжалованы на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 -199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Максимова Д.В. о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья В.А.Галина