Дело № 2-1464/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

1464

/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21

февраля

2012 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Туля О.Е.,

истца

Сапрыкина Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сапрыкина Д.А. к Мэрии города Новосибирска, Администрации Заельцовского района г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области о признании права на обеспечение жилым помещением, понуждении постановки на учет, предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Сапрыкин Д.А. обратился в суд с иском к Мэрии города Новосибирска, Администрации Заельцовского района г. Новосибирска и просил признать за ним право на обеспечение жильем вне очереди как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, обязать администрацию Заельцовского района г. Новосибирска поставить его на учет как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения, обязать Мэрию г. Новосибирска предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров на территории г. Новосибирска на одного человека на условиях социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

В обоснование своих требований истец указал, что его родители были лишены родительских прав. Согласно решению исполнительного комитета Заельцовского районного совета народных депутатов г. Новосибирска от 26 февраля 1991 года он был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение. С 24 января 1992 года по 2002 года являлся воспитанником различным детских учреждений на полном государственном обеспечении. С 2002 года по 2005 год обучался в Новосибирском аграрном колледже, где было предоставлено жилье на время обучения. После окончания колледжа обратился в Администрацию Заельцовского района г. Новосибирска, просил предоставить жилое помещение, писал соответствующее заявление. Лишь в 2006 году ему было предоставлено койко-место в общежитии. О своих правах, о внеочередном предоставлении жилого помещения узнал лишь в 2008 году. В декабре 2008 года на основании приказа администрации Заельцовского района г. Новосибирска он был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В последующее приказом администрации он был исключен из очереди. Основанием для исключения явился протест прокурора от 17 апреля 2009 года. Полагает, что исключение его из очереди является незаконным, поскольку администрация детского дома и администрация Заельцовского района своевременно не инициировали вопрос о постановке его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем было нарушено его право на получение жилого помещения вне очереди. Истец считает, что относится к категории граждан, которым гарантирована социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью.

Определением суда от 16 декабря 2011 года в качестве соответчиков по иску было привлечено Правительство Новосибирской области, Министерство образования Новосибирской области.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Представитель Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. 38), о причинах неявки суд не известил.

Министерство образования Новосибирской области в судебное заседание своего представителя не направило, было извещено судом надлежащим образом о дате, времени и места рассмотрения дела (л.д.39).

Администрация Заельцовского района г. Новосибирска в судебное заседание своего представителя не направила, была извещена судом надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.40).

Правительство Новосибирской области в судебное заседание также своего представителя не направило, было извещено судом надлежащим образом (л.д.41).

Представитель Министерства социального развития Новосибирской области в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д.46-48).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что Сапрыкин Д.А. родился 00.00.0000 года. В свидетельстве о рождении отцом указан Сапрыкин А.В., матерью Глушкова В.А. (л.д.10).

Решением Искитимского районного народного суда Новосибирской области от 15 мая 1986 года Глушкова В.А. и Сапрыкин А.В. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и Сапрыкина Д.А., 00.00.0000 года рождения (л.д.11). Решение вступило в законную силу 25 мая 1986 года.

Решением исполнительного комитета Заельцовского районного совета народных депутатов г. Новосибирска № 65 от 26 февраля 1991 года Сапрыкин Д.А. был определен в детский дом (л.д.12).

В период с 01 сентября 1992 года по 09 июня 1996 года (л.д.13) Сапрыкин Д.А. являлся воспитанником детского дома № 4, который в последствии реорганизован и переименован в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус». В детское учреждение Сапрыкин Д.А. поступил из детского дома № 2, и находился на полном государственном обеспечении.

В период с 04 июня 1996 года по 03 декабря 1996 года Сапрыкин Д.А. являлся воспитанником Специальной (коррекционной) школы-интерната № 44 для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении (л.д.15).

В период с 03 декабря 1996 года по 21 октября 2002 года Сапрыкин Д.А. являлся воспитанником группы детского дома при школе-интернате № 161 и находился на полном государственном обеспечении (л.д.16).

В судебном заседании истец пояснил, что с 2002 года по 2005 год проходил обучение в Новосибирском аграрном колледже, что подтверждается дипломом СБ 5380303 от 29 июня 2005 года (л.д.17).

21 ноября 2006 года Администрацией Заельцовского района г. Новосибирска на основании договора социального найма (л.д.18), Сапрыкину Д.А. как воспитаннику детского дома было жилое помещение общей площадью 6 кв.м. в комнате 2 «а» в доме № 396/1 по ул. Дуси Ковальчук в г. Новосибирске. Истец указал, что данное жилье является местом в общежитии. Доказательств обратному суду не представлено.

Из ответа Администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 12 января 2009 года (л.д.22) усматривается, что приказом № 1573 от 25 декабря 2008 года Сапрыкин Д.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Номер общей очереди на дату постановки 3183, по списку среди воспитанников детского дома – 102.

17 апреля 2009 года главе Администрации Заельцовского района г. Новосибирска заместителем прокурора Заельцовского района г. Новосибирска был направлен протест с требованием отменить приказ о постановке Сапрыкина Д.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.34-35). В протесте прокурора указано, что в нарушение требований федерального законодательства Сапрыкин Д.А. был поставлен на учет после достижения 23 летнего возраста.

Приказом № 504-од от 04 мая 2009 года Администрации Заельцовского района г. Новосибирска (л.д.31), во исполнение протеста прокуратуры Заельцовского района г. Новосибирска от 17 апреля 2009 года, приказ главы администрации № 1573-од от 25 декабря 2008 года в части постановки Сапрыкина Д.А. как бывшего воспитанника детского дома, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был отменен, как противоречащий федеральному законодательству.

В судебном заседании Сапрыкин Д.А. пояснил, что впервые обратился в Администрацию Заельцовского района г. Новосибирска с просьбой о предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, воспитаннику детского дома в 2005 году. В 2006 году, ему именно как воспитаннику детского дома предоставили место в общежитии. Доказательств обратному суду не представлено.

В настоящее время истец проживает в предоставленной комнате в общежитии.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитии относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания граждан на период их работы, службы или обучения (статья 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Сапрыкин Д.А. имеет статус ребенка-сироты, поскольку его родители были лишены родительских прав, когда он был несовершеннолетним, и в 6-ти летнем возрасте он был определен в государственное учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обязательным условием для предоставления жилого помещения является постановка на учет независимо от оснований (общий учет, льготный учет, внеочередное предоставление).

В установленном порядке в 2008 году Сапрыкин Д.А. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Заельцовского района г. Новосибирска, то есть уже после достижения 23 летнего возраста.

Жилая площадь за Сапрыкиным Д.А. не закреплялась, своего жилого помещения он на каком праве не имеет (л.д.20-21). Доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу вышеприведенных норм права само по себе достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы об обязанности предоставить жилое помещение.

Однако это право может быть реализовано только указанными лицами, вставшими (поставленными) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста, то есть до 23 лет.

Как установлено судом, Сапрыкин Д.А. был учтен как ребенок-сирота администрацией Заельцовского района г. Новосибирска еще в 1991 году при определении его в детский дом. О существовании Сапрыкина Д.А. администрация Заельцовского района г. Новосибирска знала еще в 2006 году, поскольку 21 ноября 2006 года Сапрыкину Д.А. на основании договора социального найма было выделено жилое помещение размером 6 кв.м. в общежитии именно как воспитаннику детского дома.

Самостоятельно истец обратился в администрацию Заельцовского района г. Новосибирска в 2005 году, а затем в 2006 году, то есть еще до достижения 23-летного возраста.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 апреля 2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

То обстоятельство, что компетентные должностные лица органа опеки и попечительства администрации Заельцовского района г. Новосибирска, жилищного отдела администрации Заельцовского района г. Новосибирска и детского учреждения, воспитанником которого на полном государственном обеспечении являлся Сапрыкин Д.А., зная о существовании последнего, еще в тот период, когда он был несовершеннолетним в 1991 г. и в последующем в 2002, 2005, 2006 году, не совершили достаточных действия для того, чтобы Сапрыкин Д.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, при установленных судом обстоятельствах не должно явиться препятствием к реализации жилищных прав Сапрыкина Д.А., установленных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Установленные по делу обстоятельства приводят суд к выводу, что Сапрыкин Д.А. необоснованно был снят администрацией Заельцовского района г. Новосибирска с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

До настоящего времени Сапрыкину Д.А. жилое помещение не предоставлено.

Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

При этом не имеет значения очередность истца в учетном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств неправомерности постановки истцов на учет суду не представлено. В силу пункта 2 части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение истцу должно быть предоставлено вне очереди. Закон разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном или внеочередном порядке, от времени постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не содержит положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности.

Таким образом, требования Сапрыкина Д.А. о постановке его на учет как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющее закрепленного жилого помещения подлежит удовлетворению.

Органом, обязанным предоставить истцу жилое помещение является мэрия г. Новосибирска в силу пункта 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 09 декабря 2005г. №354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», согласно которому органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

В силу подпункта 1 статьи 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Министерство образования Новосибирской области является главным распорядителем средств областного бюджета Новосибирской области в части финансирования обязательств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Таким образом, мэрия г. Новосибирска обязана предоставить истцу жилое помещение за счет средств бюджета Новосибирской области.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из того, что Положением о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005г. №94, пунктом 4.2 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Исковые требования Сапрыкина Д.А. к Мэрии города Новосибирска, Администрации Заельцовского района г. Новосибирска, о признании права на обеспечение жилым помещением, понуждении постановки на учет, предоставлении жилого помещения –удовлетворить.

Обязать Администрацию Заельцовского района г. Новосибирска принять Сапрыкина Д.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья, для обеспечения вне очереди жилым помещением.

После постановки на учет обязать Мэрию города Новосибирска предоставить Сапрыкину Д.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории города Новосибирска на условиях договора социального найма за счет средств бюджета Новосибирской области.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 марта 2012 года.

Судья И.В.Зинина