Дело № 2-893/2012



Решение

Именем Российской Федерации

15 марта 2012г.

Центральный районный суд г.Новосибирска

в составе председательствующего-судьи

при секретаре судебного заседания

при участии

истца

представителя истца

Дело № 2-893/2012

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Овчинникова А.А.,

Власова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Овчинникова А.А. к мэрии города Новосибирска о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Овчинников А.А. обратился в суд с указанным иском, просит признать право собственности на квартиру №25а, расположенную по адресу: г.Новосибирск, ул. 00 в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в указанном жилом помещении, предоставленном ему как работнику Новосибирского производственного объединения «Сибсельмаш», зарегистрирован и проживает с 16.11.1993. Истцу выдан ордер №038739 на основании постановления администрации Ленинского района города Новосибирска №1313 от 19.10.1993. В период вселения истца выделенная квартира являлась служебной и закреплена за Новосибирским производственным объединением «Сибсельмаш». При передаче жилья из государственной собственности в муниципальную собственность занимаемая истцом квартира включена в реестр муниципального имущества города Новосибирска. Полагая, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились с государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, истец считает, что занимаемое им жилое помещение при передаче в муниципальную собственность утратило статус служебного, в связи с чем к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. На указанном основании, а также исходя из положений статьи 2 Закона РФ «Оприватизации жилищного фонда РФ», истец полагает, что он вправе приобрести служебное жилье в порядке приватизации в собственность. Поскольку мэрией г.Новосибирска в приватизации жилья отказано, истец обратился в суд.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в соответствии с доводами искового заявления.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, выданной в порядке передоверия-Власов В.В., в судебном заседании пояснил, что жилое помещение из специализированного жилищного фонда не исключалось. В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" жилое помещение утратило статус служебного, поэтому необходимость предоставления дополнительных доказательств об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда отсутствует, в связи с чем просил рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Ответчик мэрия города Новосибирска в суд своего представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, причину отсутствия суду не сообщил.

С учетом надлежащего извещения, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии с нормой статьи 167Гражданскогопроцессуального кодекса РФ.

Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судебным разбирательством установлено, что на основании постановления администрации Ленинского района города Новосибирска от 19.10.1993 №1313 Овчинникову Алексею Анатольевичу, как работнику Новосибирского производственного объединения «Сибсельмаш» выдан служебный ордер на право занятия однокомнатной квартиры 25а, площадью 16,5 кв.м, расположенной в доме 00 в г.Новосибирске, на семью из 3 человек, в том числе: Овчинникова В.Н. (жена), овчинников И.А. (сын). В материалы дела истцом представлен дубликат служебного ордера от 16.11.2007 №038739 (015886) (л.д.5).

Овчинникова В.Н. и Овчинников И.А. оформили нотариальное согласие на приватизацию квартиры без их участия и без включения в число собственников (л.д.15,16).

В настоящее время в квартире зарегистрированы: Овчинников А.А. (квартиросъемщик), ОвчинниковаВ.Н. (жена), Овчинников И.А. (сын) (л.д.14).

Право приватизации на территории города Новосибирска и Новосибирской области истец не использовал, что подтверждается справками администрации Мироновского сельсовета Баганского района Новосибирской области №136от 19.07.2011 и МУ «Городское жилищное агентство» от 03.12.2007 (л.д.11,13).

Справкой МБУ города Новосибирска «Городское жилищное агентство» от 01.02.2011 подтверждается включение спорной квартиры в реестр муниципального имущества города Новосибирска (л.д.10).

Истцы обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако им в этом было отказано на том основании, что в силу статьи 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения специализированного жилищного фонда, в том числе служебные жилые помещения, приватизации не подлежат (л.д.17).

Суд, соглашаясь с позицией мэрии города Новосибирска, полагает, что правовые основания для передачи квартиры истцам в собственность по договору приватизации отсутствуют, при этом исходит из следующего.

Согласно статье 56 Гражданскогопроцессуальногокодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Основные принципы и условия приватизации жилищного фонда государственного и муниципального социального использования определены законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации".

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от04.07.1991 года N 154-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Из смысла статей 2 и 11 того же закона право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Предназначенные для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемые по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной статьей 19 тогоже кодекса, относятся к специализированному жилищному фонду.

Согласно п.1 ч.1, ч.3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. При этом специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренных настоящим разделом.

Таким образом, законодателем определен круга объектов, не подлежащих приватизации, что обусловлено особенностью правового режима жилого помещения и его целевым назначением. Приведенные обстоятельства исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Согласно ч.2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации» предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42, для специализированных помещений также установлен ограниченный правовой режим: такие помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем (кроме договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного главой 10 Жилищного кодекса РФ).

Упомянутыми Правилами установлено, что включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Жилищное законодательство, действовавшее в период предоставления Овчинникову А.А. служебного жилого помещения (глава 3 Жилищного кодекса РСФСР) также не предусматривало судебного порядка изменения режима жилого помещения.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (статья 76 Конституции РФ).

Из приведенных норм закона следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.

Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение. Итолько при определенных обстоятельствах допускается передача служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (ч.2 ст. 4 закона).

Решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации.

Данная позиция подтверждается также положениями статей 9 и 209 Гражданскогокодекса РФ, согласно которым граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.

С целью ускорения процессов приватизации постановлением Правительства Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.1991 установлен порядок разграничения государственной собственности.

Согласно названному постановлению объекты государственной собственности, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (набаланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Если жилое помещение относится к муниципальному или государственному жилищному фонду в силу разграничения собственности, то согласно федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требуется предварительная регистрация права государственной или муниципальной собственности перед регистрацией перехода прав к гражданам.

Из положений п.2 статьи 8, статьи 131, статьи 219 Гражданскогокодекса РФ, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ следует, что право собственности на вновь созданное недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации. Без регистрации возникновения права государственной или муниципальной собственности уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления не вправе распоряжаться недвижимостью не только путем безвозмездной передачи в порядке приватизации, но и путем предоставления по договорам социального найма.

Спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества города Новосибирска на основании постановления мэрии города Новосибирска от 21.10.1997 №933 «О принятии в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от Новосибирского производственного объединения "Сибсельмаш» и распоряжения комитета по управлению государственным имуществом от 28.09.1999 №1000-р.

Передача жилого помещения от Новосибирского производственного объединения "Сибсельмаш» в муниципальную собственность произведена на основании постановления Правительства Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 о разграничении государственной собственности. Право муниципальной собственности муниципального образования–город Новосибирск в порядке разграничения государственной собственности на жилое помещение не зарегистрировано (л.д.10).

Постановлением администрации Центрального района города Новосибирска от 01.10.1993 №300 квартира 25а, расположенная в доме 40 по ул. Октябрьская в городе Новосибирске, признана и закреплена как служебная (л.д.8). То обстоятельство, что спорное жилое помещение, числится в специализированном жилищном фонде и в отношении него права собственника жилого помещения – муниципального образования городНовосибирск в установленном порядке не оформлены, истцом и его представителем не оспаривалось. Отсутствие зарегистрированного права является препятствием для принятия решения об исключении из числа служебных и приватизации жилого помещения, которое может быть принято только собственником.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорное жилое помещение предоставлено Овчинникову А.А. как служебное жилье на период трудовых отношений и указанное обстоятельство истцом не оспаривается, истец занимает жилое помещение, имеющее статус "служебного", согласие собственника жилого помещения на изменение его правового режима отсутствует, договор социального найма не заключался, а также с учетом отсутствия доказательств исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и его включения в жилищный фонд социального использования, суд полагает требования истцов необоснованными, а иск не подлежащим удовлетворению.

Довод представителя истца о том, что в связи с передачей спорного жилого помещения в муниципальную собственность и регистрацией права собственности города Новосибирска на жилое помещение изменен его статус служебного, несостоятелен. Ссылка на положения статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентирующей отношения по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, основана на ошибочном толковании норм материального права.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Овчинникова А.А. о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение-квартиру №00 в жилом доме №00 поул.00 в г.Новосибирске – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесшийрешение.

Судья В.А. Галина

Мотивированное решение составлено 28.03.2012.