Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №2- | 426 | /2012 |
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||
06 | марта | 2012 г. |
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Сорокиной Е.В. |
представителя ответчика | Перковой И.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябченко Игоря Олеговича к Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Доволенского района Новосибирской области о признании права на получение льготы на всех членов семьи в размере тройной денежной выплаты,
у с т а н о в и л:
Рябченко И.О. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области и просил признать за ним право на получение льгот на всех членов семьи в размере тройной денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 января 2010 года.
В обоснование своих требований указал, что с 01 января 2010 года администрация Новосибирской области без законодательной базы, только на основе территориального регистра произвела монетизацию льгот. С 01 января 2010 года по 01 февраля 2011 года ему выдавали двойную денежную выплату, а с 01 февраля 2011 года одинарную как инвалиду войны. В марте 2011 года он обратился в отдел пособий и социальных выплат Доволенского района за разъяснениями. 22 марта 2011 года он получил ответ, который им был обжалован в Министерство социального развития Новосибирской области. 16 июня 2011 года им был получен ответ, из которого усматривается, что все выплаты проводятся обоснованно и в соответствующем размере. Однако, он полагает, что были нарушены его права, установленные Законом «О ветеранах» и льгота в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг распространяется на всех членов семьи, вне зависимости от того, имеют они льготы или нет. В связи с этим полагает, что данная доплата должна производится в тройном размере- ему, его супруге и дочери.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве соответчика был привлечен Отдел пособий и социальных выплат Доволенского района Новосибирской области.
Истец в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Министерства социального развития Новосибирской области в судебном заседании исковые требования не признала, и дала пояснения согласно письменному отзыву.
Отдел пособий и социальных выплат Доволенского района Новосибирской области в судебное заседании своего представителя не направил, был извещен надлежащим образом, представитель просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Рябченко И.О. является инвалидом 2 группы, вследствие военной травмы с 10 июня 2002 года (л.д.14).
Согласно справки Администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 26 сентября 2011 года совместно с Рябченко И.О. проживают Рябченко Е.Л. – супруга, и Рябченко О.И. – дочь (л.д.13).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя.
В соответствии с пунктом 8 и 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
В силу статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19, 21 закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Новосибирской области от 19 января 2009 года № 7-па «О форме предоставления мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных в том числе ФЗ «О ветеранах», определено в форме денежной выплаты.
Согласно пункту 2 Порядка назначения и организации денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области № 431-па от 26 ноября 2009 года, гражданам, получившим право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 01.01.2010, предоставление денежных выплат производится территориальными органами департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области - отделами пособий и социальных выплат (далее - отделы пособий и социальных выплат) на основании данных территориального регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
Ведение территориального регистрации обусловлено целью организации персонифицированного учета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки.
Пунктом 9 Положения о ведении областного регистра отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки, утвержденного постановлением губернатора Новосибирской области № 713 от 03 декабря 2004 года предусмотрено, что для ведения территориальных регистров территориальные органы осуществляют следующие действия: принимают заявления граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, и документы, подтверждающие это право.
Неотъемлемой частью регистра является дело, формируемое на каждого субъекта учета, включающее в себя копии документов, представленных для подтверждения информации, вносимой в регистр, которое хранится в территориальных органах (пункт 10 указанного положения).
Как усматривается из представленных выписок из регистра от 24 октября 2011 года (л.д.20-23), в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Доволенского района Новосибирской области, имеющих прав на меры социальной поддержки, в соответствии с законодательством Российской Федерации по Новосибирской области, 22 июля 2006 года был включен Рябченко И.О. инвалид 2 группы, как лицо приравненное к инвалидам войны, и 12 апреля 2006 года была включена Рябченко Е.Л. как квалифицированный работник сельской местности (врач).
Из представленного отзыва Отдела пособий и социальных выплат Доволенского района усматривается, что при включении в территориальный регистр, на основании заявления Рябченко Е.Л., как член семьи получателя денежной выплаты была также включена дочь – Рябченко О.И. При обращении с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки Рябченко И.О. указал лишь себя, каких-либо документов в отношении дочери как члена семьи не представил. Доказательств обратному суду не представлено.
Указанное обстоятельство подтверждается и сведениями, содержащимся в выписках из территориального регистра.
Закон Новосибирской области № 285-ОЗ от 13 апреля 2005 года «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области» устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья 1 указанного закона предусматривает, что его действие распространяется в том числе на врачей, провизоров, специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Новосибирской области, а также на проживающих совместно с ними нетрудоспособных и несовершеннолетних членов их семей.
В ходе судебного разбирательства истец не отрицал, что его дочь Рябченко О.И. 1989 года рождения проходила обучение, и в этот период времени его супруге предоставлялась социальная поддержка с учетом дочери (л.д.15 оборот).
Из отзыва представителя соответчика усматривается, что размер денежной выплаты с января по декабрь 2010 года Рябченко Е.Л. с учетом дочери составляет 1247 рублей 57 копеек. Поскольку Рябченко О.И. 31 августа 2011 года закончила обучение, то с сентября 2011 года денежная выплата Рябченко Е.Л. на дочь была прекращена.
В 2010 году Рябченко И.О. ошибочно производилась денежная выплата с учетом дочери Рябченко О.И. с января 2010 года по декабрь 2010 года в размере 1247 рублей 57 копеек. В связи с инвентаризацией личных дел, установлено наличие ошибки и с февраля 2011 года денежная выплата Рябченко И.О. была пересчитана и составляла 705 рублей 08 копеек.
Согласно статье 2 Закона Новосибирской области № 387-ФЗ от 29 сентября 2009 года «О порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отельных категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области» предоставление денежных выплат осуществляется ежемесячно территориальными органами областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, по его выбору, до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Размер денежной выплаты определяется исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Губернатором Новосибирской области, с учетом объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяемого в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Часть 4 указанной статьи предусматривает, что при наличии у гражданина права на получение денежной выплаты по разным основаниям, денежная выплата предоставляется по одному основанию по выбору гражданина в соответствии с его письменным заявлением.
Таким образом, Рябченко Е.Л. самостоятельно выбрала основание, по которому ей предоставлялась мера социальной поддержки, и воспользовалась правом на получение доплаты на иждивенца. Данная мера социальной поддержки предоставлялась ей как квалифицированному работнику сельской местности.
31 августа 2011 года денежная выплата на дочь Рябченко О.И. была прекращена.
С 01 сентября 2011 года, после предоставления необходимых документов Рябченко И.О. была назначена денежная выплата с учетом дочери в размере 1410 рублей 15 копеек (705 рублей 08 копеек + 705 рублей 08 копеек). Доказательств обратному суду также не представлено.
Федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О и др.).
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при наличии члена семьи, имеющего самостоятельное право на данные меры, привело бы к предоставлению этим лицам права на одни и те же меры социальной поддержки дважды, что противоречит действующему законодательству.
Рябченко О.И. могла быть предоставлена мера социальной поддержки только по одному основанию, либо как члену семьи инвалида войны, либо как иждивенцу квалифицированного работника сельской местности.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что права Рябченко И.О. не были нарушены, а его доводы основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела.
Таким образом, требования Рябченко И.О. о признании права на получение льготы на всех членов семьи в размере тройной денежной выплаты не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Рябченко Игорю Олеговичу к Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Доволенского района Новосибирской области о признании права на получение льготы на всех членов семьи в размере тройной денежной выплаты – отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено 12 апреля 2012 года.
Судья И.В.Зинина