Дело № 2-857/2012



Решение

Именем Российской Федерации

13 марта 2012г.

Центральный районный суд г.Новосибирска

в составе председательствующего-судьи

при секретаре судебного заседания

с участием

представителя ответчика

Дело № 2-857/2012

Галиной В.А.,

Топчиловой Н.Н.,

Перковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Тогучинского района Новосибирской области, обратившегося в интересах Холодовой М.П. к Министерству социального развития Новосибирской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании незаконными действий государственного органа, обязании произвести замену автомобиля,

у с т а н о в и л :

Прокурор Тогучинского района Новосибирской области обратился в суд в интересах Холодовой М.П. с указанным иском, просит признать действия органов социальной защиты по отказу в замене транспортного средства участнику Великой Отечественной войны, инвалиду первой группы Холодовой М.П. незаконными и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации произвести замену автомобиля. В обоснование заявленных требований истец сослался на проведение прокуратурой Тогучинского района Новосибирской области проверки по жалобе инвалида первой группы Холодовой М.П., 1922 года рождения. В ходе проверки установлено, что в целях обеспечения права инвалидов на бесплатное получение автотранспортного средства в порядке статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» Холодовой М.П. 30.10.2003 передан в безвозмездное пользование автомобиль марки ВАЗ-111130, 2003 года выпуска, сроком на семь лет. По истечении срока действия договора ответчики произвести замену автомобиля Холодовой М.П. отказались в связи с отменой ранее действующих норм федерального законодательства. Полагая права участника Великой Отечественной войны и инвалида первой группы нарушенными, прокурор обратился в суд, при этом ссылаясь на определение Конституционного суда РФ от 17.07.2007 №624-О-П, которым установлено, что отмена п.п.19 п.1 статьи 14 названного федерального закона не может рассматриваться как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить данную категорию граждан транспортными средствами при наличии на 01.01.2005 соответствующих медицинских показаний, а также бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно получено до 01.01.2005 в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы. Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Тогучинского района Новосибирской области в суд в защиту их интересов в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебное заседание прокурор Тогучинского района Новосибирской области и истец Холодова М.П. не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав возражения представителя ответчика - Министерства социального развития Новосибирской области, действующей на основании доверенности от 28.12.2011 Перковой И.В., относительно заявленных прокурором требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Согласно ранее действовавшей редакции пп. 19 п. 1 статьи 14 упомянутого закона инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования устанавливались Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 №244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на 7 лет.

Судебным разбирательством установлено, что Холодова М.П. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом I группы по общему заболеванию, о чем свидетельствуют удостоверение серии Г №638128, выданное 08.07.1981 Тогучинским районным комиссариатом Новосибирской области и справка МСЭ -015 №129145 Новосибирского межрайонного бюро МСЭ (л.д.5).

Холодова М.П., как участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом вследствие общего заболевания, поставлена на учет и в 2003 году управлением социальной защиты населения администрации Новосибирской области бесплатно обеспечена автомобилем марки ВАЗ-111130, 2003 года выпуска, стоимостью 83250 руб. (договор безвозмездного пользования №479 от 30.10.2003 - л.д.6).

На обращение Холодовой М.П. в отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области о бесплатной замене автомобиля отказано по причине отсутствия нормативного акта, определяющего порядок и условия бесплатной замены транспортных средств после семи лет их эксплуатации или установление адекватной денежной компенсации данной льготы (л.д.11).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 06.07.1966 №1063-р "Социальные нормативы и нормы", норматив обеспеченности инвалидов составляет 1 автомобиль на 7-летний срок эксплуатации. Таким образом, право встать на учет с целью замены автомобиля могло возникнуть у Холодовой М.П. не ранее октября 2010 года в соответствии с нормами законодательства, действующего в этот период времени.

Кроме того, п. 28 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пп. 19 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ, признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых федеральным законом нормах, данный федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным федеральным законом.

В отношении упомянутых категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям) не реализовано, в настоящее время действуют указ Президента РФ от 06.05.2008 №685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, принимая во внимание, что срок эксплуатации полученного истцом в 2003 году автомобиля истек в октябре 2010 года, суд приходит к выводу о том, что Холодова М.П., как лицо, обеспеченное транспортным средством до 01 января 2005 года, не может подпадать под действие статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, поскольку правовые основания на указанную меру социальной поддержки по состоянию на 01 января 2005 года отсутствуют.

Ссылку прокурора в исковом заявлении на необходимость при разрешении спора руководствоваться положениями определения Конституционного суда РФ от 17.07.2007 №624-ОП суд считает несостоятельной, при этом исходя из следующего.

Согласно упомянутому определению Конституционного Суда РФ положение п.9 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, которым признается утратившим силу п.п.19 п.1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться, как исключающее обязанность Российской Федерации обеспечить инвалидов Великойотечественной войны при наличии установленных до 01 января 2005 года соответствующих медицинских показаний - как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, если оно было получено до 01 января 2005 года в качестве технического средства реабилитации, либо установить адекватную денежную компенсацию данной льготы.

Толкование Конституционным судом РФ права на бесплатную замену транспортного средства поистечении семи лет его эксплуатации дано Конституционным судом РФ по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным судом РФ данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства РФ от14.03.1995 №244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", которое утратило силу с 03.02.2008 в связи с принятием постановления Правительства РФ от19.01.2008№15.

Кроме того, после вынесения определения Конституционного суда РФ от 17.07.2007 №624-О-П изданы указ Президента РФ от 06.05.2008 №685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Как указал Конституционный суд РФ в определении от 17.11.2009
№1390-О-О, указ Президента РФ от 06.05.2008 № 685 создает механизм исполнения возникших до 01 января 2005 года обязательств Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями тех инвалидов, которые до названной календарной даты в этих целях были приняты на учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и стали участниками соответствующих правоотношений.

Таким образом, инвалиды, не получившие транспортные средства до 01 января 2005 года, но имеющие право на их получение при наличии медицинских показаний и состоящие на учете (очереди) в органах социальной защиты населения, должны были быть обеспечены ими в рамках длящихся правоотношений. Холодова М.П. к данной категории лиц не относится, так как указанное право на получение транспортного средства было реализовано Холодовой М.П. в октябре 2003 года при получении автомобиля ВАЗ-111130.

При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Тогучинского района Новосибирской области, обратившегося в интересах Холодовой М.П. о признании незаконными действий государственного органа, обязании произвести замену автомобиля оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесшийрешение.

Мотивированное решение составлено 09.04.2012.

Судья В.А.Галина