Дело № 2-2701/2012 Поступило в суд: 06 апреля 2012 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 мая 2012 года г. Новосибирск Центральный районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е : Председательствующего судьи Е.А. Певиной При секретаре В.С. Байрамовой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мананникова Алексея Петровича об оспаривании действий муниципального органа мэрии г. Новосибирска, у с т а н о в и л : Мананников АП обратился в суд с заявлением и просит признать противоречащими закону действия заместителя мэра города Новосибирска Корнилова АА не согласовавшего место проведения пикета 09 апреля 2012 года. В обоснование своих доводов заявитель указал, что 04 апреля 2012 года им подано уведомление о проведении на площади Ленина, у подножия памятнику Ленину 09 апреля 2012 года с 14 до 15 часов пикета численностью 20 человек. Однако, его право, гарантированное ему статей 31 Конституции РФ было нарушено отказом мэрии г. Новосибирска в согласовании места проведения пикета. Так, в ответе от 05 апреля 2012 года за подписью заместителя мэра Корнилова АА отказ обосновывается голословными утверждениями, что при проведении пикета у подножия памятнику Ленину будут нарушены предельные нормы заполняемости территории объектов культурного наследия, при проведении публичных мероприятий, установленные Постановлением Правительства НСО от 01 июля 2011 года № 260-п, также, что при проведении пикете возникнет угроза безопасности участникам пикета из-за интенсивного движения транспорта по Красному проспекту. Так, установленная Постановлением Правительства НСО от 01 июля 2011 года № 260-п предельная норма заполняемости территории объектов культурного наследия составляет в среднем 10 кв.м. на человека. Подножие памятнику Ленина составляет более 600 кв.м., в связи с чем, у ног вождя все 20 участников пикета могли разместиться, не нарушая норматива. При этом, заявители пикета не намеревались проводить пикет на подножии памятника, а остальная часть пл. Ленина, в том числе и у его подножия, не является территорией памятника, а является охранной зоной памятника Ленину, при этом, заполняемость территории охранных зон объектов культурного наследия при проведении публичных мероприятий никак не ограничена. Также, не состоятельны доводы об опасности проведения пикета у подножия памятнику Ленина из-за интенсивного движения транспорта по Красному проспекту, поскольку на этой территории, по согласованию с мэрией г. Новосибирска 21 января 2012 года был проведен митинг с участием 600 человек. Заявитель Мананников АП в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил в соответствии с вышеизложенным, дополнил, что 09 апреля 2012 года было проведено единичное пикетирование у подножия памятнику Ленина, а также у здания мэрии г Новосибирска, однако, в результате несогласования мэрией г. Новосибирска заявленного места для проведения пикета, было нарушено его право, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ. Проведение пикета со стороны Красного проспекта имело принципиальное значение, поскольку участники пикета намеревались обратиться в активной части населения города Новосибирска, которая осуществляет своё движение, как пешим ходом, так и на транспорте по Красному проспекту, в то время как в сквере прогуливаются мамы с малышами и люди пенсионного возраста. Более того, в апреле 2011 года было согласовано проведение аналогичного пикета у памятника Ленину со стороны ул. Орджоникидзе. В судебном заседании представители мэрии г. Новосибирска – Чагин ЯЯ, Никоненко Е.Г., действующие на основании доверенностей возражали против удовлетворения заявления, представили суду письменные возражения. Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Пикетирование, это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации; добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 указанного закона). Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления….. В ходе судебного разбирательства было установлено, что 04 апреля 2012 года Мананников АП подал в мэрию г. Новосибирска письменное уведомление о своем решении провести 09 апреля 2012 года с 14 до 15 часов пикет на площади им. Ленина, у подножия памятника одноименному историческому персонажу, со стороны Красного проспекта (л.д. 3). Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона. Письмом № 01-2883 от 04 апреля 2012 года заместителя мэра г. Новосибирска Корнилова АА предложено организатору публичного мероприятия, в качестве альтернативного варианта для проведения публичного мероприятия провести пикет на площадке за памятником В.И. Ленину со стороны Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (л.д. 4) по тем основаниям, что Постановлением Правительства НСО от 21 июня 2011 года № 260-п определен режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Памятник В.И. Ленину», в соответствии с п.1 Постановления Правительства НСО от 14 июня 2011 года № 251-п, при расчете предельной заполняемости территории объекта культурного наследия исключаются площади пространства для беспрепятственного прохода пешеходов – 2 метра от наружных стен зданий или сооружений и 50 процентов площади прилегающих тротуаров, в связи с чем, при проведении публичного мероприятия будет нарушен режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения. Также, указано, что в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться …, если его проведение не создаст угрозы … безопасности участников данного публичного мероприятия. При проведении публичного мероприятия на площадке у памятника В.И. Ленину со стороны Красного проспекта возникает угроза безопасности участников данного публичного мероприятия в связи с интенсивным движением транспорта по Красному проспекту, так как площадка не огорожена от проезжей части. Судом установлено, что заключением Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области от 01 июля 2011 года № 892/42/2, в соответствии с постановлением Правительства НСО от 21 июня 2011 года № 260-п «О Порядке проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных в Новосибирской области», определен режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Памятник В.И. Ленину». Согласно указанному заключению территория объекта культурного наследия федерального значения «Памятник В.И. Ленину» включает в себя как саму скульптурную композицию, так и постамент, на котором располагается скульптурная композиция. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства НСО от 14 июня 2011 года № 251-п «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» при расчете предельной заполняемости территории объекта культурного наследия исключаются площади пространства для беспрепятственного прохода пешеходов – 2 метра от наружных стен зданий или сооружение и 50 процентов площади прилегающих тротуаров. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает … угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Суд соглашается с доводами представителей заинтересованного лица, что проведение публичного мероприятия у памятника Ленину со стороны Красного проспекта возникает угроза безопасности участников данного публичного мероприятия в связи с интенсивным движением транспорта по Красному проспекту, поскольку пешеходный тротуар, отделяющий постамент памятнику Ленина от проезжей части по Красному проспекту не имеет ограждений. Гарантированное Конституцией Российской Федерации (ее статьей 31) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Внося предложение 04 апреля 2012 года об изменении места проведения пикета мэрия г. Новосибирска руководствовалась действующими нормативными документами, и принимая решения обосновано исходила из невозможности проведения общественных мероприятий, с заявленным количеством участников мероприятий, в предложенных организаторами местах. В силу статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях" орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. В решении об изменении места проведения публичного мероприятия должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 01 июня 2010 г. № 705-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» мотивированное предложение - по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защитыпубличных интересов. Суд согласен с позицией мэрии г. Новосибирска о том, что предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении места (времени) проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения баланса общественных интересов, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ). Суд не соглашается с доводами заявителя в той части, что о незаконности данного решения мэрии г. Новосибирска свидетельствует согласование мэрией г. Новосибирска проведения митинга в количестве 600 человек на площади Ленина, поскольку, как следует из соответствующего распоряжения мэрии (№ 17-р от 16.01.2012 года) проведение митинга было организовано за памятником Ленину со стороны Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, т.е. в том месте, которое и было предложено в качестве альтернативного варианта заявителю. Так же, как следует из распоряжении мэрии г. Новосибирска от 08 апреля 2011 года № 236-р проведение пикета 09 апреля 2011 года было согласовано у памятника Ленину со стороны ул. Орджоникидзе (а не Красный проспект, как указывалось в уведомлении от 04 апреля 2012 года), при этом численность участников пикета была указана в 2 раза меньше, чем численность участников пикета, проведение которого предполагалось 09 апреля 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, Р Е Ш И Л : Требования Мананникова Алексея Петровича о признании незаконными действий заместителя мэра г. Новосибирска о несогласовании места проведения пикета 09 апреля 2012 года – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение. Решение изготовлено судом в окончательной форме 11 мая 2012 года. Судья Е.А. Певина