Дело № 2-1987/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

1987

/2012

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

05

мая

2012 г.

Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания

с участием:

истца

представителя истца

представителя ответчика Мэрии г.Новосибирска

представителя ответчика Администрации Кировского района г.Новосибирска

представителя третьего лица Министерства социального развития Новосибирской области

представителя третьего лица Правительства Новосибирской области

Семеновой Е.Е.,

Конова М.С.

Мартыновой В.В.

Антоньева А.С.

Беляева Н.Н.

Лебедевой Е.А.

Гвоздевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конова Михаила Сергеевича к Мэрии г.Новосибирска, Администрации Кировского района г.Новосибирска о восстановлении срока постановки на учет с целью предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, постановке на учет и предоставлении жилого помещения

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просит признать Истца нуждающимся в получении жилого помещения вне очереди, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановить Конову Михаилу Сергеевичу 25.08.1977 г.р. срок для постановки его на квартирный учет на получение жилого помещения, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Администрацию Кировского района г. Новосибирска поставить Истца на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, для обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; обязать Ответчика Мэрию г. Новосибирска предоставить Истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории г. Новосибирска на одного человека на условиях договора социального найма за счет средств бюджета НСО и /или собственных средств.

В обоснование требований указал, что он остался без попечения родителей в раннем возрасте и был определен в детский дом на полное государственное обеспечение.

О том, что он имеет право на получение жилья вне очереди он узнал от знакомых в апреле 2011 года. В мае 2011 года он обратился в администрацию Кировского района г.Новосибирска с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в льготную очередь, однако ему было отказано (письмо от 26,05.2011г. №892). Также в мэрии г.Новосибирска он получил отказ в предоставлении жилья. Считает данные отказы необоснованными. Он не обратился с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях ранее не по причине своей халатности и отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (у Истца отсутствует какое-либо жилое помещение, пригодное для проживания и на его иждивении находится несовершеннолетний ребенок), а по причине отсутствия у Истца какой-либо информации об обязанности государства на внеочередное обеспечение жилым помещением. Истец не имел на тот момент представления о своих правах и о законах, обеспечивающих их реализацию, тем более он не знал о крайнем сроке постановки на учет для получения жилья во внеочередном порядке до наступления 23 летнего возраста. В противном случае данное право им бы было непременно реализовано, поскольку ни какого жилого помещения как при определении в детский дом, так и позднее, у Истца не было и нет до настоящего времени. Уважительность пропуска срока реализации своего права Истцом подтверждается следующими доводами: В период с 1993-1994 гг. Истец отбывал наказание в ВК ГУФСИН по НСО. С 1995-1998 гг. в ИК-21 Тогучинского района Новосибирской области, после освобождения проживал в Тогучинском районе. С 2001-2004 гг. отбывал наказание в ИК-18 г Новосибирска, после освобождения находился на длительном лечении в больнице в период с 2004-2005 гг. С 2006-2009 гг. отбывал наказание в ИК - 14. После освобождения в 2009 году из ИК -14, Истец пытался устроиться на работу, подыскать жилье для проживания, а также пытался вернуть на воспитание из ГБОУ НСО - специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья своего сына Конова Евгения Михайловича 20.12.2005 г. р. О наличии права на внеочередное получение жилого помещения, предоставленного Истцу по закону, он узнал от юриста, оказывавшего ему помощь в возврате сына из детского дома в мае 2011 года, и сразу стал собирать документы, необходимые для постановки на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении. 18 мая 2011 г. Истцом было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако Ответчиками Истцу было отказано в предоставлении жилого помещения и рекомендовано обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Таким образом, срок постановки на учет в качестве ребенка сироты, нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, Истцом был пропущен по уважительной причине и он может быть восстановлен судом. Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» ответчиками в судебном заседании не оспаривается и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела. В настоящее время у истца на иждивении находится несовершеннолетний сын, Конов Евгений Михайлович, 20.12.2005г.р. и он остро нуждается в решении жилищного вопроса. До достижения 23-летнего возраста ни руководство Сибирского кадетского корпуса, ни администрации Кировского района г. Новосибирска не принимала меры направленные на реализацию им права на получение жилья вне очереди. О том, что нужно для получения жилья вставать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ему никто не сообщил. Постинтернатное сопровождение в отношении него не проводилось. Государство до настоящего времени не исполнило своих обязательств по обеспечению его жильем. Достижение им 23-летнего возраста само по себе не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставления жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилье. О нарушении своего права истец узнал в мае месяце 2011 года, что свидетельствует о невозможности ранее указанной даты обратиться за защитой нарушенного права.

Истец и его представитель Мартынова В.В., действующая по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали доводы искового заявления, просили его удовлетворить.

Представители ответчиков и третьих лиц, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не согласились с заявленными требованиями, дали пояснения в соответствии с письменными отзывами, приобщенными к материалам дела.

Суд, выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

Абзац четвертый ст. 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Конов Михаил Сергеевич, 25.08.1977 года рождения, в раннем возрасте остался без попечения родителей. На основании решения Исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов г. Новосибирска от 15.07.1982г. №328-а он был определен в детский дом на полное государственное обеспечение. При определении в детский дом жилье закреплено не было.

На основании решения исполнительного комитета Кировского районного совета народных депутатов от 21.07.1987г. №241/3 повторно после признания усыновления недействительным определен в детский дом.

С 1987г. по 1994г. он являлся воспитанником МБОУ «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус». Будучи воспитанником школы-интернат с 1993 г. по 1994г. отбывал наказание в ФБУ Новосибирская ВК ГУФСИН по НСО. После выпуска из Сибирского кадетского корпуса он до 1995 года проживал на его территории. С 1995г. по 1998г. отбывал наказание в ИК -21 Тогучинского района Новосибирской области. С 1998 года по 2001 год проживал в Тогучинском районе. Затем с 2001 по 2004 отбывал наказание в ИК-18 г.Новосибирска. После отбывания наказания с 2004 года по 2005 год находился в больнице. С 2006 по 2009 год отбывал наказание в ИК-14.

18 мая 2011 г. истцом было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако истцу было отказано в предоставлении жилого помещения и рекомендовано обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 3 Закона Новосибирской области «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма» установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства осуществляется исполнительно - распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений.

Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется также по месту их выявления и первичного учета исполнительным органом.

При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и при этом вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

В то же время, в ходе судебного рассмотрения было установлено, что истец не вставал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.

Доводы истца, что достижение 23-летнего возраста не влечет оснований для лишения гарантированного права на внеочередное предоставл жилья не может быть принят судом, поскольку Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяет своё действие на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель распространил действие Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на лиц достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться мерами социальной поддержки до достижения 23-летнего возраста.

В соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 14.05.2007 № 50-па «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья в Новосибирске области, решение об обеспечении жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях, под опекой, попечительством, в приемных семьях, принимается органом опеки и попечительства на основании заявления с приложением документов, необходимых для постановки воспитанника на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью. Заявление с приложенными к нему документами направляются в органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов, осуществляющих ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных, иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и обращение этих лиц с заявлением о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органах.

Согласно информации, указанной в исковом заявлении, в 1998 году Конов М.С. был освобождён из учреждения, исполняющего наказание в лишения свободы и у него возникло право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.

Истец до достижения им указанного возраста предоставленным правом не воспользовался, уважительности причин пропуска данного срока суду не представил.

Ссылки истца на то, что он узнал о наличии предоставленного ему права от юриста в 2011 году не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока.

Доводы истца со ссылкой на нормы абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении, после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не могут быть применимы к данному гражданскому делу, так как Конов Михаил Сергеевич после отбывания наказания в ИК-21 Тогучинского района Новосибирской области с 1995-по 1998 год, в возрасте с 18 лет по 21 год, был на свободе и мог реализовать свое право по принятию мер, направленных на реализацию права на получение жилья вне очереди.

В данном случае реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения рол на получение жилья во внеочередном порядке носит заявительный порядок, и не могла быть исполнена без волеизъявления самого истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства соблюдения условий, установленных ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для предоставления вне очереди жилого помещения. С учетом изложенного исковые требования Конова М.С. не подлежат удовлетворению, так как отсутствуют законные основания для признания в настоящее время истца нуждающимся в получении жилого помещения вне очереди, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Конова Михаила Сергеевича к Мэрии г.Новосибирска, Администрации Кировского района г.Новосибирска о восстановлении срока постановки на учет с целью предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, постановке на учет и предоставлении жилого помещения - оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2012

Судья А.В.Бутырин