Дело № 2-1618/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

Дело №2-

1618

/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12

июля

2012 г.

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

судьи                 

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Ермалович Н.И.,

представителя истца

Митрофанова Е.Б.

представителей ответчика

Михайловой С.В.

Гусак И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского областного общественного фонда «Фонд защиты прав потребителей» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

    Истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не совершении действий по приостановлению осуществления застройщиками деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

    В обоснование заявленного требования истец указал, что в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 04 мая 2010 года № 144 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области имеет полномочия по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов, полномочия направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства предписания об устранении нарушений, принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства к ответственности, установленной законом. В силу действующего законодательства контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства., а также с заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения положений Федерального закона № 214-ФЗ. Однако, указанные действия ответчиком в отношении ООО ЭСК «Альянс-Строй» и ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» предприняты не были, заявления в суд о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства или ликвидации ответчиком не заявлялось. Вместе с тем, определением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 ноября 2011 года в отношении ООО ЭСК «Альянс-Строй» введена процедура банкротства- конкурсное управление. 28 марта 2011 года определением Арбитражного суда Новосибирской области в отношении ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» также ведено конкурсное производство. По информации полученной от конкурсного управляющего в реестр требований о передаче жилых помещений ООО ЭСК «Альянс-Строй» включено 120 человек, в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» включено 270 человек. За время своей деятельности ООО ЭСК «Альянс-Строй» возвело без какого-либо разрешения на строительство жилой дом по адресу: г. Новосибирск, ул. Алтайская, д. 12 и распродало в нем все квартиры без какой-либо государственной регистрации. На данный момент строительство жилого дома не завершено, объект не введен в эксплуатацию. Также был возведен жилой дом по ул. Танкистов, строительство не завершено, изменен проект дома. Дом не введен в эксплуатацию. Не было получено разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Ленинградской- Инской, не был приобретен на законных основаниях участок, и не начато строительство. Все квартиры также были реализованы гражданам без договоров участия в долевом строительстве. За время своей деятельности ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» возвело 4 этажа из 16 жилого дома по ул. Связистов, 13\1 и котлован жилого дома без разрешения на строительство по ул. Связистов 13\2. Все квартиры были проданы гражданам без договоров долевого участия в строительстве. Договор участия в долевом строительстве предоставляет гражданам дополнительные гарантия в сравнении с другими формами привлечения денежных средств. На данный момент, граждане, приобретшие квартиры в недостроенных домах включаются в реестр требований о передаче жилых помещений в делах о банкротстве. После завершения процедуры банкротства гражданам будут переданы незавершенные строительством объекты, которые они должны будут достраивать за свои собственные средства. В случае проведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области своевременной проверки застройщиков и приостановления из деятельности по привлечению денежных средств, граждане в настоящее время не несли бы убытки.

    Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

    Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали и дали пояснения согласно письменному отзыву на иск (л.д. 37-41). При этом представители указали, что обращение с заявлением о приостановлении деятельности является правом, а не обязанностью, а Министерство предпринимало меры к застройщикам, указанным истцом.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

    Часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

    Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Застройщиком признает юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (статья 2 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жомом и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

    Статья 3 указанного закона предусматривает, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.

Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве (часть 2 данной статьи).

В силу же части 3 указанной статьи в случае привлечения денежных средств граждан для строительства лицом, не имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, гражданин может потребовать от данного лица немедленного возврата переданных ему денежных средств, уплаты в двойном размере предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов от суммы этих средств и возмещения сверх суммы процентов причиненных гражданину убытков.

Заявитель указывает на бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в отношении ООО ЭСК «Альянс-Строй» и ООО «СУМет.Сибирь.Плюс», ссылаясь на что, что указанные юридические лица, в нарушение требований Федерального закона № 214-ФЗ, при отсутствии выданного в установленном порядке разрешения на строительство привлекали денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов по адресам в г. Новосибирске, ул. Алтайская, д. 12\1, ул. Связистов, 13\2 и 13,1, ул. Танкистов, по ул. Ленинградская-Инская.

Согласно сведениям Управления Архитектурно-строительной инспекции Мэрии города Новосибирска от 12 апреля 2012 года застройщику ООО «СУМет.Сибирь.плюс» были выданы разрешения на строительство жилого дома по ул. Связистов, 13\1 от 10 ноября 2006 года, со сроком действия 31 декабря 2007 года, от 22 февраля 2008 года (продление разрешения) со сроком действия по 06 февраля 2009 года, на строительство многоэтажного жилого дома по ул. Связистов, 13\2 от 01 августа 2008 года со сроком действия до 31 декабря 2008 года. На строительство многоэтажного дома по ул. Танкистов 196\2 разрешение не выдавалось ( л.д.47).

ООО ЭСК «Альянс-Строй» было выдано разрешение на строительство многоквартирного дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Танкистов, д. 4 21 сентября 2007 года, что усматривается из актов проверок Министерства строительств а и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (л.д.38).

Актом проверки № 42\08 от 04 декабря 2008 года установлено, что у ООО ЭСК «Альянс-Строй» отсутствует разрешение на строительство многоквартирного дома по ул. Ленинградская-Инская, земельный участок не оформлен в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве.

Из представленных материалов проверок, предписаний, постановлений о привлечении к административной ответственности, протоколов заседаний комиссий, предварительных договоров участия долевого строительства, заключения по результатам финансово-экономической экспертизы в отношении ООО ЭСК «Альянс-строй» (том 1 л.д. 57-205, том 2 л.д. 1-221) усматривается, что и ООО «СУМет.Сибирь.плюс» и ООО ЭСК «Альянс-строй» в период своей деятельности привлекали денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов без надлежащего оформления разрешений на строительство, земельных участков для строительства, без заключения договоров долевого участия в строительстве.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителями ответчика.

    Строительство многоквартирных жилых домов по вышеуказанным адресам не завершено, объекты в эксплуатацию не сданы.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 21 июля 2009 года ООО Эксплуатационно-строительная компания «Альянс-Строй» было признано банкротом, введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 ноября 2011 года ООО ЭСК «Альянс-Строй» было признано банкротом и в отношении общества введено конкурсное производство, сроком на 6 месяцев.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 ноября 2010 года ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» было признано банкротом, введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28 марта 2011 года ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» признано банкротом, введено конкурсное производство.

По информации арбитражного управляющего Золотухина А.Н. от 22 декабря 2011 года по делу о банкротстве ООО ЭСК «Альянс-Строй» в реестр требований о передаче жилых помещений включено 120 человек, по делу о банкротстве ООО «СУМет.Сибирь.Плюс» в реестр требований о передаче жилых помещений включено 270 человек (том 1 л.д.16).

Оценивая доводы сторон, обосновывающих свои требования и возражения, относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает, что заявленные Новосибирским областным общественным фондом «Фонд защиты прав потребителей» требования не подлежат удовлетворению.

Статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жомом и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1).

Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган). (часть 2 указанной статьи).

Части 3 и 5 статьи 23 указанного закона предусмотрены права уполномоченного и контролирующего органа в области долевого строительства.

Часть 7 и 8 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жомом и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривают, что контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если: 1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом; 2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации; 3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 2 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей; 4) застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия. Контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им положений настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 4 октября 2006 г. N 409 «О возложении на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов» на Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области возложены полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с 01 января 2007 года.

Согласно постановлению Губернатора Новосибирской области № 130 от 19 апреля 2010 года «О структуре исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области реорганизован путем преобразования в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

Исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, которым переданы функции иных исполнительных органов, являются правопреемниками по их обязательствам.

    Статья 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, утвержденного постановление Губернатора Новосибирской области № 144 от 04 мая 2010 года устанавливает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, а также подведомственных государственных унитарных предприятий Новосибирской области и государственных учреждений Новосибирской области.

Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в сфере градостроительной деятельности.

Министерство осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В установленной сфере деятельности министерство исполняет следующие государственные функции: осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 1 статьи 8 указанного положения).

Осуществляет: контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 33 статьи 12 Положения).

Таким образом именно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области является исполнительным органом осуществляющим надзор и контроль в области долевого строительства.

    Как усматривается из представленных доказательств (том 1 л.д.57-139) Министерство в пределах своих полномочий принимало меры к застройщикам ООО ЭСК «Альянс-Строй» и ООО «СУМет.Сибирь.Плюс», неоднократно проводились проверки по заявлениям граждан и иных лиц, выносились предписания, застройщики привлекались к административной ответственности, вырабатывались меры по устранению нарушений, установленных в ходе проверки, которые были направлены на заключение с гражданами договоров долевого участия в строительстве, регистрации данных договоров, продолжения строительства многоквартирных домов в установленном порядке, получения застройщиками необходимых разрешений на строительство, оформления надлежащим образом земельных участков, на которых осуществляется строительство, направлялись сведения в органы внутренних дел о нецелевом использовании привлеченных денежных средств.

    Выдача же разрешений на строительство не относится к полномочиям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

    Однако, статья 23 Федерального закона № 214-ФЗ предусматривает право контролирующего органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств и заявлением о ликвидации лица, осуществляющего привлечение денежных средств граждан для строительства.

    При этом обращение с такими заявлениями возможно при определенных условиях, установленных законом и именно в полномочия арбитражного суда входит определение обоснованности обращения, проверка указанных оснований и само приостановление осуществления деятельности и ликвидация.

Таким образом, обращение в арбитражный суд с подобными заявлениями является правом, а не обязанностью контролирующего органа и соответственно то обстоятельство, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в рамках предоставленных полномочий принимало иные меры к застройщикам и не обращалось с заявлениями в арбитражный суд, не может быть расценено судом как незаконное бездействие. При этом суд не усматривает в факте не обращения ответчика в арбитражный суд с соответствующими заявлениями нарушения прав и свобод граждан – неопределенного круга лиц, создания препятствий к осуществлению гражданами прав и свобод; возложения на кого-либо какой-либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности. Какие именно право и свободы неопределенного круга лиц были нарушены бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, какие препятствия созданы к осуществлению прав и свобод, какая обязанность возложена, заявителем не указано и судом не установлено.

Что касается доводов представителей Министерства о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании бездействия, то суд не может с ними согласиться, поскольку заявитель обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, закон не предусматривает определенного срока в течение которого контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением, а значит заявителем не пропущен срок на обращение в суд об оспаривании бездействия ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

    В удовлетворении требований Новосибирскому областному общественному фонду «Фонд защиты прав потребителей» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области о признании бездействия незаконным - отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено 31 июля 2012 года.

Судья                И.В.Зинина