Российская федерация Центральный районный суд города Новосибирска Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099 Дело №2- 1497 /2012 Именем Российской Федерации 19 июля 2012 г. Центральный районный суд города Новосибирска в составе: судьи Зининой И.В. при участии: секретаря судебного заседания Ермалович Н.И., помощника прокурора Гусева А.А. представителя ответчика Плотникова В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Мэрии города Новосибирска о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению мероприятий, у с т а н о в и л: Прокурор города Новосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации и просил признать незаконным бездействие мэрии города Новосибирска, состоящее в невыполнении предусмотренных законодательством об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности обязанностей по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде, обязать мэрию города Новосибирска выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде. В обоснование своего иска прокурор города Новосибирска указал, что прокуратурой города была проведена проверка выполнения должностными лицами Мэрии города Новосибирска требований Федерального закона от23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по установке индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности закреплены в статье 8 указанного закона. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда достигается путем обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Согласно действующему законодательству собственники помещений в многоквартирных домах до 01 июля 2012 года должны оснастить дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Постановлением Мэрии города Новосибирска № 4700 от 06 июня 2011 года принята целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011-2013 года и на перспективу до 2020 года. Пунктом 3.1 перечня программных мероприятий указанной целевой программы предусмотрено выделение из бюджета города 2,27 миллиона рублей на установку индивидуальных приборов учета в помещениях по фактическому водопотреблению. Однако, согласно примечанию к указанному пункту данные денежные средства выделены мэрией города Новосибирска на не установку индивидуальных приборов учета, а на погашение процентной ставки по кредитам на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В нарушение требовании й статьи 8.2 Федерального закона № 261-ФЗ мэрией города Новосибирска не исполняются мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в части установки индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде. По данным факта прокурором города Новосибирска 22 сентября 2011 года мэру города Новосибирска внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, требования прокурора не были исполнены, а из ответа следует, что возложение на органы местного самоуправления расходов на оснащение приборами учета муниципальных жилых помещений является необоснованным. Полагает, что бездействие мэрии города Новосибирска нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном жилом фонде, влечет необоснованное наложение на них не предусмотренных законодательством Российской Федерации финансовых и иных обязательств (по установке за свой счет индивидуальных приборов учета водопотребления) по обеспечению выполнения своих полномочий, что запрещено статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, бездействие мэрии города Новосибирска нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности. Представитель прокурора города Новосибирска в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения. Представитель Мэрии города Новосибирска в судебном заседании исковые требования не признал и дал пояснения согласно письменному отзыву на иск (л.д.14-16). Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Новосибирска была проведена проверка по жалобе Кузнецова С.В. на необоснованность отказа Мэрии города Новосибирска установить индивидуальные приборы учета потребления воды в муниципальном жилом фонде. По результатам проведенной проверки 22 сентября 2011 года прокурором города Новосибирска в адрес Мэра города Новосибирска было внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении, предложено принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений жилищного законодательства, способствующих им причин и недопущения их впредь. Предложено внести изменения в пункт 3.1 перечная программных мероприятий целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011 -201 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от06 июня 2011 года № 44700, приведя ее в соответствии с законодательством. Срок для принятия соответствующих мер был установлен в один месяц. 31 октября 2011 года исполняющим обязанности Мэра города Новосибирска был дан ответ на представление, из которого усматривается, возложение обязанности на мэрию города по установке индивидуальных приборов учета потребления воды считают необоснованной. Согласно статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Часть 2 статьи 22 указанного закона предусматривает, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (часть 3 указанной статьи). Статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из смысла положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований (часть 1 статьи 17 указанного закона). Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю статья 2 указанного закона). В силу статьи 8 № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. В соответствии со статьей 11 Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий (часть 9 указанной статьи). Статьей 14 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий (части 1, 2 и 3 указанной статьи). Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда ( часть 6 статьи 14 Федерального закона). В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13). Часть 12 указанной статьи предусматривает, что до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Таким образом закон возложил обязанность по установке индивидуальных приборов учета именно на собственников жилых помещений. В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов в городе Новосибирске, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий, в соответствии с Федеральными законами от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1286, руководствуясь Уставом города Новосибирска, Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ города Новосибирска, их формирования и реализации, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 14.08.2009 N 355, постановлением мэра города Новосибирска № 4700 от 06 июня 2011 года была утверждена целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске в 2011-2015 годах и на перспективу до 2020 года». Пунктом 3.1 перечня программных мероприятий целевой программы предусмотрено выделение из бюджета города 2,27 миллионов рублей на установку индивидуальных приборов учета в помещениях по фактическом у потреблению воды. Однако, согласно примечанию к данному пункту данные денежные средства выделены не на установку индивидуальных приборов учета, а на погашение процентной ставки по кредитам на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В своем ответе от 31 октября 2011 года Мэрия города Новосибирска указывает, что в муниципальной собственности города Новосибирска находится 46430 помещений, расположенных в многоквартирных домах, подлежащих оснащению индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых энергетических ресурсов: 45430 квартир и 1000 комнат в коммунальных квартирах. Суд не может согласиться с доводами Мэрии о том, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета следует возложить на нанимателей жилых помещений, поскольку Федеральным законом № 261- ФЗ от 23 ноября 2009 года такая обязанность возложена именно на собственников жилых помещений, и расширительному толкованию нормы указанного закона не подлежат. В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 указанной статьи). По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Часть 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Таким образом, именно Мэрия города Новосибирска как собственник муниципального жилищного фонда является обязанным законом лицом по установке индивидуальных приборов учета водопотребления. Что касается довода ответчика о том, что установка приборов учета относится с текущему ремонту и соответственно данная обязанность лежит на нанимателе, то суд полагает его необоснованным. В силу части 3 стати 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан проводить текущий ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 2.4.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8. Пункт 6 приложения № 8 «Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда» устанавливает, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей). Однако, обязанность собственников жилого помещения установить в определенный срок индивидуальные приборы учета предусмотрена специальным законом и не ставится законодателем в зависимость от проведения капитального или текущего ремонта. Не может суд согласиться и с доводами ответчика об отсутствии финансовой возможности муниципального образования по установке индивидуальных приборов учета в муниципальном жилищном фонде. Так, представитель ответчика указывает, что ориентировочные финансовые затраты на оснащение приборами учета жилых помещений муниципального жилого фонда составляют 388,988 миллионов рублей; на 1 квартиру – 8500 рублей, на 1 комнату 2833 рубля. Возложение же данных расходов на собственника жилых помещений - муниципальное образование город Новосибирск является необоснованным и приведет к существенному уменьшению финансовых возможностей у органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения города Новосибирска в 2011-2012 годах. Однако, в силу статьи 38 Устава города Новосибирска мэр города Новосибирска осуществляет следующие полномочия: вносит в Совет депутатов города Новосибирска проект бюджета города Новосибирска и проект отчета о его исполнении; распоряжается средствами бюджета города Новосибирска; представляет на утверждение Совету депутатов города Новосибирска программы и планы развития города Новосибирска, организует их исполнение. Как пояснил в судебном заседании представитель Мэрии города Новосибирска в проект бюджета города Новосибирска никогда не закладывались денежные средства на установку индивидуальных приборов учета в муниципальном жилищном фонде. Таким образом, именно Мэрии города Новосибирска предоставлены полномочия по разработке соответствующих программ во исполнение действующего законодательства, организация исполнения данных программ и формирование бюджета и внесение проекта на рассмотрение в Совет депутатов города Новосибирска. Статья 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что бездействие Мэрии города Новосибирска нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде, влечет необоснованное наложение на данных лиц не предусмотренных законодательством Российской Федерации финансовых и иных обязательств (по установке за свой счет индивидуальных приборов учета водопотребления), нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что требования прокурора города Новосибирска подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, р е ш и л: Исковые требования прокурора города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Мэрии города Новосибирска о признании бездействия незаконным и понуждении к выполнению мероприятий - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Мэрии города Новосибирска, выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности обязанностей по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде. Обязать Мэрию города Новосибирска выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде. Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение. Мотивированное решение суда составлено 06 августа 2012 года. Судья И.В.ЗининаР Е Ш Е Н И Е