Дело № 2-2232/2012



Российская федерация

Центральный районный суд города Новосибирска

630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89

Дело № 2-2232/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2012 года г. Новосибирск

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи Малахова С.Л.

при секретаре Цирукиной Н.С.

с участием

представителя истца                                Рафиковой В.А.

представителя ответчика                             Суховеевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северина Сергея Яковлевича к Министерству социального развития Новосибирской области, Отделу пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области о признании лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1987 году, возложении обязанности по выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,

у с т а н о в и л:

    Северин С.Я. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Новосибирской области, в котором просит признать его лицом, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения в 1987 году, обязать ответчика выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    На основании определения Центрального районного суда г.Новосибирска от 19 июля 2012 года в качестве соответчика по делу привлечен Отдел пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области (л.д.61).

    Исковые требования обоснованы следующим. Истец Северин С.Я. являлся участником работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. 16.05.1992 Исполком Гомельской области БССР выдал истцу удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А№078749, которое было действительно на всей территории Российской Федерации. В 2003 году Северин С.Я. выехал на постоянное место жительство в р.п.Коченево Новосибирской области, где был поставлен на учет и пользовался предоставленными участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС льготами. В 2006 году в отделе социальной защиты населения Коченевского района НСО истцу сообщили о необходимости замены ранее выданного удостоверения на удостоверение нового образца, в связи с чем, возникла необходимость подтверждения наличия на то предусмотренных законом оснований. На основании решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 28 мая 2008 года установлен факт участия Северина С.Я. в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Вместе с тем, Отделом пособий и социальных выплат Коченевского района Северину С.Я. было отказано в выдаче запрашиваемого удостоверения, поскольку заявителем не доказан факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения. Полагая свое право на получение социальных льгот, предусмотренных действующим законодательством для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нарушенным, истец обратился в суд с настоящим иском.

    В судебное заседание истец Северин С.Я. не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, поручил ведение своему представителю.

    Представитель истца Рафикова В.А., действующая на основании доверенности от 01.02.2012, исковые требования поддержала, дала соответствующие пояснения.

    Представитель ответчика – Министерства социального развития Новосибирской области, Суховеева Е.М., действующая на основании доверенности от 11.10.2011, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.18-19).

    Представитель ответчика – Отдела пособий и социальных выплат Коченевского района Новосибирской области, - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в соответствии с которым исковые требования в отношении себя считает необоснованными (л.д.64-65).

    Руководствуясь положениями пунктов 3,5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом, исходит из следующего.

    Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяет Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1.

    В соответствии с положениями пункта 3 статьи 13 указанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В силу статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 названного Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен Приказом МЧС РФ №727 Минздравразвития РФ №831, Минфина РФ №165н от 08.12.2006.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка рассматриваемое удостоверение выдается, в частности, гражданам (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.

Анализ пункта 4 Порядка приводит суд к выводу о том, что в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения, заявитель обязан подтвердить наличие у него оснований для получения запрашиваемого удостоверения.

Судебным разбирательством установлено, что первоначальное удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Северину С.Я. выдавалось Исполкомом Гомельской области БССР.

Поскольку, в Отделе пособий и социальных выплат Коченевского района, куда истец обратился с заявлением о выдаче ему удостоверения нового образца, документы, подтверждающие наличие оснований для выдачи нового удостоверения отсутствовали, требование уполномоченного органа о необходимости подтверждения Севериным С.Я. оснований для выдачи удостоверения является обоснованным.

Пункт 6 рассматриваемого Порядка предусматривает перечень документов, которыми заявитель может подтвердить свое участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Анализ приведенных выше положений закона приводит суд к выводу о том, что определяющим моментом для отнесения того или иного лица к рассматриваемой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих право на соответствующие льготы, является подтверждение факта его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы именно в зоне отчуждения.

В соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, бесспорных доказательств, свидетельствующих о деятельности Северина С.Я. по ликвидации последствий катастрофы в 1987 году именно в зоне отчуждения, на рассмотрение суда не представлено.

    На основании решения Коченевского районного суда Новосибирской области от 28 мая 2008 года установлен факт участия Северина С.Я. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, выразившийся в работах по перевозке гравия и асфальта в населенный пункт Вязок Брагинского района Гомельской области (л.д.8-11).

Указанное решение суда в установленном законом порядке вступило в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, при рассмотрении настоящего иска преюдициально установленным является факт участия Северина С.Я. в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году в населенном пункте Вязок Брагинского района Гомельской области.

Анализируя заявленные требования истца в рамках настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что фактически Северин С.Я. просит признать факт отнесения населенного пункта Вязок Брагинского района Гомельской области к зоне отчуждения.

Вместе с тем, правовых оснований для удовлетворения заявленных Севериным С.Я. исковых требований суд не усматривает.

Законодательно закрепленное понятие зоны отчуждения приводится в статье 8 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с данной статьей, зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Как видно из приведенного выше определения, в зону отчуждения помимо части территории Российской Федерации входит территория вокруг Чернобыльской АЭС, то есть, безусловно, часть территории Украины: Иванковский район Киевской области, города Чернобыль и Припять, часть Житомирской области до границы с Белоруссией.

Кроме того, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в качестве зон радиоактивного загрязнения, помимо зоны отчуждения, называет также зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 9 указанного закона зона отселения - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше 0.1 Ки/кв. км.

В силу статьи 7 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в Российской Федерации зоны радиоактивного загрязнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время перечень населенных пунктов Российской Федерации, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582.

В частности, к зоне отчуждения относится часть Брянской области РФ. Однако в нормативных актах Российской Федерации не содержится положения о том, какие территории других государств (Украины, Белоруссии) входят в зону отчуждения.

Перечень населенных пунктов зоны отчуждения бывших союзных республик СССР также устанавливается на основании постановлений высших органов власти Украины и Республики Беларусь.

    В соответствии с информацией, предоставленной Департаментом по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, населенный пункт Вязок Брагинского района Гомельской области по показателям загрязнения почв соответствует зоне последующего отселения. По данным Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Республики Беларусь на 01.01.1987 года плотность загрязнения почв на территории указанного населенного пункта цезием-137 составляла 36,97 Ки/кв.км, стронцием-90 – 1,33 Ки/кв.км. (л.д.20).

    Как следует из приведенной выше информации, согласно законодательству Республики Беларусь населенный пункт Вязок Брагинского района Гомельской области к зоне отчуждения не относится, а соответствует зоне последующего отселения.

    Суд, являясь правоприменительным органом, не является органом, наделенным самостоятельными правомочиями по отнесению того или иного населенного пункта к той или иной зоне радиоактивного загрязнения. Как установлено выше, таковым органом в Российской Федерации является исключительно Правительство Российской Федерации, подменять указанный орган суд не вправе.

    Учитывая отсутствие в нормативных актах Российской Федерации положений о том, какие территории других государств (Украины, Белоруссии) входят в зону отчуждения, а также принимая во внимание информацию компетентного органа Республики Беларусь об отнесении спорной территории к зоне последующего отселения (не отчуждения), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении исковых требований Северина С.Я..

    Руководствуясь положениями статей 194-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Северина Сергея Яковлевича – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение составлено 24 августа 2012 года

Судья                                    С.Л.Малахов