Дело №2-786/2012



российская федерация

центральный районный суд <адрес>

630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, <адрес>

13.08. 2012 г.

Дело -

786

/2012

решение именем российской федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.,

секретаря судебного заседания Терлеевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТСЖ «Академия» об оспаривании разрешения на строительство,

у с т а н о в и л:

Заявитель ТСЖ «Академия» обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействительным разрешение мэрии <адрес> № Ru 54303000-35/1-и на строительство 6 блок секции 3-й очереди строительства многоквартирного жилого дома по <адрес>

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Академия» получило копию разрешения № Ru 54303000 - 35/1-и на строительство 6 блок - секции 3-й очереди строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> на земельном участке, на котором расположен названный многоквартирный дом (1 и 2 очередь строительства).

Разрешение выдано Управлением архитектурно-строительной инспекции Мэрии <адрес> (далее УАСИ мэрии <адрес>) Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Новосибирская государственная академии водного транспорта» (далее «НГАВТ»)

На основании указанного разрешения № Ru 54303000 - 35/1 внесено изменение и продление раннее выданного ООО «ПТК» Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ от ДД.ММ.ГГГГ .

Заявитель считает, что Разрешение на строительство № Ru 54303000 -35/1-и является незаконным, нарушает права собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, в интересах которых обращается с данным заявлением, на пользование земельным участком в размере необходимом для эксплуатации такого дома, а так же право на оформление данного участка в собственность.

В судебном заседании представители заявителя ТСЖ «Академия» Порсева Н.И., Трибунская О.Ю., Сердюков Е.В. заявление поддержали, дали соответствующие пояснения, представили дополнительные письменные пояснения. (л.д.6-16 т.2, 126-136 т.2)

Представитель заинтересованного лица мэрии <адрес> Бабина Т.В. считает заявление не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве. (л.д.79-83 т.1, 154-160 т.2)

Представители заинтересованного лица ФГОУ ВПО «НГАВТ» Отрешко М.Б., Кавригина С.В., Коновалов В.И., Пугачева Е.В. считают заявление не подлежит удовлетворению, дали соответствующие пояснения.

Выслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Государственного архитектурно- строительного надзора <адрес> выдано разрешение ОАО «ПТК-30» на выполнение всех видов строительно-монтажных работ по строительству многоэтажного жилого дома со встроенными административными помещениями по адресу <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87 т.1)

Строительство дома осуществлялось «НГАВТ» и ОАО «ПТК-30» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о совместном строительстве жилого дома по <адрес> в качестве своего долевого вклада вносит право пользования земельным участком под строительство, производственные затраты по подготовке строительной площадки, а ОАО «ПТК-30» - все затраты по строительству жилого дома. (л.д.89-91 т.1)

<адрес>ю 1,8044 га предоставлен «НГАВТ» в бессрочное постоянное пользование решением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для эксплуатации лабораторного корпуса и общежития. (л.д.71-75 т.1)

ДД.ММ.ГГГГ за «НГАВТ» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 18044 кв.м., занимаемый лабораторным корпусом и общежитием. (л.д.88 т.1)

Распоряжением мэрии <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ «НГАВТ» разрешено строительство жилого дома с подземной автостоянкой, офисами на первом этаже, мастерской художника (архитектора) на верхнем этаже и помещениями физкультурно - оздоровительного назначения в подвальном этаже на части земельного участка площадью 0,8166 га из земельного участка общей площадью 1,8044 га (кадастровый номер 54:35:101025:04), принадлежащего ФГОУ «НГАВТ» на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт от ДД.ММ.ГГГГ ). Разрешено также сформировать части земельных участков площадью 0.0087 га и 0,0076 га из земельного участка с кадастровым номером 54:35:101025:04 для организации строительства жилого дома по <адрес>. (л.д.13-15 т.1)

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - блок-секций (1, 2, 3) 10 - этажного кирпичного жилого (первая очередь строительства) по <адрес>. (л.д.16 т.1)

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию блок - секций 4, 5 10-ти этажного кирпичного жилого дома (вторая очередь строительства) по <адрес>. (л.д.17 т.1)

Разрешением на строительство № Ru 54303000 - 35/1-и от ДД.ММ.ГГГГ, выданным УАСИ мэрии <адрес> «НГАВТ» продлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, которым разрешено строительство 6 блок - секции 3-я очередь строительства жилого дома с подземной автостоянкой, офисами на первом этаже, мастерскими художника (архитектора) на верхних этажах и помещениях физкультурно - оздоровительного назначения в подвальном этаже и центрального теплового пункта по <адрес>, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86 т.1)

С указанным разрешением не согласен заявитель, считает его выданным с нарушением норм действующего законодательства и нарушающим права собственников помещений многоквартирного жилого дома по <адрес>.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. (ч.2 ст.51)

Частью 20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления…., выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика.

Довод заявителя о том, что разрешение на строительство и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ не являются идентичными документами, они выданы разными органами, с разной целью и порождают различные правовые последствия и поэтому, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ не может изменяться и продляться разрешением на строительство не может быть принят.

На основании Постановления мэра от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция Госархстройнадзора, выдавшая разрешение на выполнение строительно-монтажных работ , находилась в составе департамента архитектуры, строительства и коммунального хозяйства мэрии <адрес>. УАСИ мэрии <адрес>, выдавшее разрешение на строительство № Ru 54303000-35/1-и, также является структурным подразделением мэрии <адрес>.

Таким образом, указанные документы выданы одним органом местного самоуправления – мэрий <адрес>.

В ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ указано, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Из самого текста разрешения на выполнение строительно-монтажных работ следует, что он выдан на выполнение всех видов работ по строительству жилого дома по <адрес> говорить о том, что данные документы выданы с разной целью и порождают различные правовые последствия, нет оснований.

Более того, при рассмотрении дела не оспаривался тот факт, что строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди жилого дома по <адрес> осуществлялось на основании разрешения .

Из положений ч.20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ следует, что выдача разрешения на строительство и продление разрешения на строительство носит заявительный характер.

С заявлением на продление разрешения на строительство обратился «НГАВТ», который являлся стороной договора от ДД.ММ.ГГГГ о совместном строительстве жилого дома по <адрес>.

В силу положений ст.1041 ГК РФ по своей сути данный договор является договором простого товарищества, который имеет единую цель строительство жилого дома.

Выступая в качестве застройщика «НГАВТ» обратился с заявлением о продлении разрешения на строительство.

В ч.20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ указано, что заявление застройщика о продлении срока действия разрешения на строительство должно быть подано не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Исходя из смысла указанной нормы, при рассмотрении заявления за­стройщика о продлении срока действия разрешения на строительство, орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, обязан проверить начато ли строительство объекта. Поскольку строительство объекта было начато, и иные основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство ч.20 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не содержит, то у мэрии <адрес> отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о продлении срока действия разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об архитек­турной деятельности в Российской Федерации" заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструк­цию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требу­ется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполнен­ный в соответствии с архитектурно - планировочным заданием.

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", архитектурно - планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организа­ционные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные за­конодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

Из чего следует, что проектная документация разрабатывается на основании утвержденного архитектурно-планировочного задания. При этом действующим законодательством не запрещается вносить изменения в проектную документацию до окончания строительства объекта.

Строительство второй очереди жилого дома по <адрес> осуществлялось на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданному «НГАВТ» сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76 т.2)

Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию блок - секций 4, 5 10-ти этажного кирпичного жилого дома (вторая очередь строительства) по <адрес>.

На основании распоряжения мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «НГАВТ» выдано архитектурно-планировочное задание (далее АПЗ ) от ДД.ММ.ГГГГ (до окончания строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию) на проектирование жилого дома с подземной автостоянкой, офисами на первом этаже, мастерской художника (архитектора) на верх­нем этаже и помещениями физкультурно-оздоровительного назначения в подвальном этаже по <адрес>. (л.д.95 т.1)

Дополнением к АПЗ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии разделило строительство всего дома на три оче­реди: 1 очередь - 1,2,3 блок-секции, 2 очередь - 4,5 блок-секции, 3 очередь - 6 блок-секции.(л.д.96 т.1)

Разделение строительства на очереди предполагает возможность подготовки про­ектной документации применительно к отдельным его этапам и введение в эксплуата­цию объекта поэтапно.

Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии <адрес> продлен срок действия АПЗ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97-98 т.1) Ранее действующее АПЗ от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано. (л.д.95 об.)

Таким образом, Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии <адрес> внесены изменения в АПЗ от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на проектиро­вание жилого дома с подземной автостоянкой, офисами на первом этаже, мастерскими художника (архитектора) на верхних этажах и помещениями физкультурно-оздоровительного назначения в подвальном этаже, центрального теплового пункта по <адрес>, в части изменения 3-й очереди на 3-й этап про­ектирования, строительства и ввода в эксплуатацию: 3-й этап - 6-я блок-секция. Остальные требования АПЗ остаются в силе.

Строительство третьей очереди многоквартирного дома по <адрес> предусмотрено АПЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее объект по <адрес> вводился поэтапно (1-я, а затем 2-я очередь строительства).

АПЗ также предусмотрено по­этапное строительство дома, следовательно, без 6-ой блок-секции строительство дома является незавершенным.

Проектная документация на третью оче­редь строительства подготовлена с учетом АПЗ . ( л.д.102-116 т.1)

При разработке проектной документации учитывался комплекса тре­бований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объ­екта на конкретном земельном участке, а также обязательных экологических, технических, организационных и иных условий его проектирования и строительст­ва.

ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экспертизы по разработанному с учетом АПЗ проекту на третий этап строительства. (л.д.117-133 т.1)

В соответствии с ч.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также вы­полнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строи­тельства, реконструкции, капитального ремонта.

Оспариваемое разрешение выдано «НГАВТ», т.к. именно оно обладает правами на земельный участок, и осуществляло строительство жилого дома наравне с ОАО «ПТК-30».

Частью 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строитель­ство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

В соответствии с ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства объекта капитального строи­тельства.

Застройщиком ФГУП ВПО «НГАВТ» были представлены в мэрию <адрес> заявление о продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ и проектная документация, утвержденная застрой­щиком, на основании положительного заключения ГБУ Новосибир­ской области «ГВЭ НСО», утвержденного директором ДД.ММ.ГГГГ, в отношении 6-й блок-секции - 3 очереди строительства жилого дома по <адрес>, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответ­ствии с кадастровым планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая распо­ложение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе доку­ментации по планировке территории применительно к линейным объектам; схема, отображающая архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства. (л.д.102-133 т.1)

В порядке ч. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, не допускается требовать согласование проект­ной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Для выдачи разрешения на строительство не требуется рассмотрение/согласование проектной документации какими-либо органами. Проектная документация подлежит обязательной экспертизе.

На основании п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" - Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

Таким образом, полученное положительное заключение государственной экспертизы свидетельствует о соответствии проектной документации на третий этап строительства блок-секция всем вышеуказанным нормам и требованиям.

ФГОУ ВПО «НГАВТ» подготовлена проектная документация применительно к отдельной очереди строительства (3-я очередь), что допускает действующее законодатель­ство.

Довод заявителя о том, что при строительстве 3-ей очереди многоквартирного жилого дома по <адрес> не будет соблюден предельный минимальный размер земельного участка, необходимого для эксплуатации такого дома, что нарушает права собственников помещений жилого дома и ТСЖ «Академия» как Управляющей компании, не может быть принят.

Комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке определяется архитектур­но-планировочным заданием. АПЗ предусматривает размещение 6 блок-секции в границах земельного участка, выделенного под строительство объекта. Проектная документация, разработанная с учетом АПЗ, прошла государственную экспертизу.

Вышеназванные положения п.27 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" свидетельствуют о том, что проектная документация и разработанный проект соответствует всем нормам и требованиям, предъявляемым к данному объекту.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе сани­тарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государст­венной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышлен­ной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженер­ных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий тре­бованиям технических регламентов. На основании положительного заключения экс­пертизы, проектная документация утверждена застройщиком.

Таким образом, при выдаче заключения, эксперты учитывают все необходимые требования для эксплуатации дома.

Из указанного следует, что оснований для отказа в продлении разрешения на строительство при рассмотрении заявления «НГАВТ» у мэрии <адрес> не имелось.

В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом обязанность доказывать нарушение прав лежит на заявителе.

Обосновывая заявление в части нарушения прав собственников помещений дома, заявитель ссылается на п. 1 ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», п. 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ - право собственников помещений жилого дома передачу земельного участка, на котором расположен жилой дом в общую долевую собственность.

Однако, земельный участок для эксплуатации жилого дома не сформирован. А поскольку предусмотрено поэтапное строительство дома, то без 6-ой блок-секции дом по <адрес> является объектом незавершенного строительства.

Передача прав на земельный участок собственникам дома, который является объектом незавершенного строительства, нормами, на которые ссылается заявитель, не предусмотрена.

Таким образом, права собственников помещений в жилом доме по <адрес>­на, 24 на земельный участок не нарушаются, в силу того, что земельный участок не может быть оформлен в собственность жильцов до завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Довод заявителя о нарушении прав в части того, что при строительстве 3-ей очереди не соблюден предельный минимальный размер земельного участка, необходимого для эксплуатации такого дома, что нарушает права собственников помещений жилого дома и ТСЖ «Академия» как Управляющей компании, не может быть принят по вышеизложенным обстоятельствам в связи с получением застройщиком положительного заключения государственной экспертизы, что свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе сани­тарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государст­венной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышлен­ной, ядерной, радиационной и иной безопасности.

На основании ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления ТСЖ «Академия» о признании недействительным разрешения мэрии <адрес> № Ru 54303000-35/1-и на строительство 6 блок секции 3-й очереди строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший настоящее решение.

Судья Ю.Е. Пиотровская